Зачем нашим детям учиться в инклюзивной школе?
О том, что такое инклюзия и кому она необходима, рассказывает эксперт в области инклюзивного образования, специалист по прикладному анализу поведения, координатор по взаимодействию с инклюзивными учебными учреждениями программы «Травли.net» Ирина Пудовинникова.
Знание — сила
У детей с особенностями, причем связанными не только со здоровьем, но и со способностями (одаренность, например), есть особые потребности. В теории об этом известно многим, но о том, как выглядит обеспечение таких потребностей на практике, знают единицы.
Недостаток информации у родителей, детей и учителей, отсутствие опыта общения с особенными людьми часто порождают непонимание, страх и даже могут вызывать агрессию как вариант защиты своих границ или игнорирование и нежелание взаимодействовать с таким человеком.
На самом деле, конечно, общаться нужно со всеми, потому что общение с разными людьми развивает критическое мышление и эмоциональный интеллект.
Инклюзивное образование — это не одно действие, а процесс учета и удовлетворения разнообразных потребностей всех учащихся за счет увеличения участия в обучении, культуре и жизни сообществ и сокращение изоляции изнутри и со стороны образовательной системы.
Это включает в себя изменения и модификации в содержании, подходах, структурах и стратегиях обучения с общим видением, которое охватывает всех детей соответствующей возрастной группы, и убеждением, что обеспечение образования всех детей является обязанностью государства.
Варианты обучения детей с ОВЗ
В статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- в инклюзивном классе массовой школы;
- в коррекционном классе массовой школы, который теперь называется автономным классом;
- в коррекционной, то есть специальной, школе;
- надомное образование;
- семейное образование.
У инклюзивного класса массовой школы нет четкого определения, но имеется в виду обычный общеобразовательный класс, в который взяли ребенка с особенностями. И часто происходит так, что никто не знает, что дальше делать. Такая инклюзия называется стихийной. В этом случае нет подготовленной среды: ни педагоги, ни родители, ни дети не знают, как им следует поступать и что делать.
Причины инклюзии
Инклюзивное образование нужно не только детям с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья, но и детям мигрантов, детям одаренным, талантливым, у которых тоже очень часто отсутствуют социальные навыки или им просто тяжело найти общий язык с большинством сверстников.
Бывают случаи, когда ребенок перенес тяжелое заболевание и долго отсутствовал в школе. Иными словами, причина для инклюзии может быть любой. Главное в этой проблеме — умение организовать процесс обучения должным образом. Причем о возможностях и правилах такой организации желательно знать не только учителям, но и родителям.
Одна из стратегий инклюзии — составление универсального дизайна обучения. Он будет полезен не только особым детям, но и всем ученикам класса. Все исследования, в которых изучали влияние инклюзивного образования на обычных детей, показали, что оно либо положительно сказывается на академической успеваемости, умении нестандартно мыслить и навыках коммуникации, либо нейтрально, то есть никакого негативного воздействия не зафиксировано.
Универсальный дизайн
Разные ученики по-разному представляют и усваивают информацию и содержание. Для облегчения восприятия и усвоения учебного материала специалистами разработаны три основных подхода в универсальном дизайне для обучения.
Многочисленные средства представления
- Предметы или рисунки (фотографии, плакаты), визуальное расписание, инструкции и правила в картинках.
- Лекция или обучение на основе обсуждений, мероприятия вместе со сверстниками; аудиокниги, программное обеспечение для преобразования текста в речь.
- Деление информации на небольшие части, частые повторы, использование примеров из жизни учеников.
- Проектная деятельность, экскурсии и прогулки по теме урока, разминка во время урока.
- Понимание базовых знаний ученика и его культурного опыта.
Способы выражения знаний
- Возможности для ведения дневника наблюдений, а также для написания эссе, рассказов или стихов.
- Возможности для обсуждения материала в классе, внеурочные мероприятия, дискуссионные клубы.
- Возможности демонстрировать знания и опыт с помощью визуальных и художественных форматов.
- Возможности использования театрализации, телодвижений или музыки.
- Предоставление учащимся времени для построения ответов.
- Восприятие правильной информации, использование помощника в написании.
- Возможности для групповой взаимоподдержки и работы по заданиям учителя.
Способы вовлечения учеников в учебный процесс
- Провести соответствующие связи между темой и жизнью ученика, показать ученикам практическое применение темы или навыков, использовать примеры, которые связаны с интересами учеников.
- Создать условия для выбора действий в классе, расширить возможности для взаимного обучения, обеспечить учебные задачи на соответствующем уровне сложности.
- Обеспечить варианты участия, быть гибкими в ожиданиях участия, поощрять участие среди партнеров-сверстников или небольших групп.
Все перечисленные способы стимулируют интерес и мотивацию к обучению у всех (и с особыми потребностями, и нормотипичных) учеников в классе.
Как говорить с детьми об особых потребностях одноклассника и других детей?
Не стоит рассказывать ребенку об инвалидности заранее, без контекста конкретной ситуации. Он может не понять, что с этой информацией делать. Если все же разговор о чьих-то особых потребностях стал актуальным, есть несколько вариантов, как можно ответить на вопросы, которые на первый взгляд кажутся неудобными.
Вариант 1
В некоторых случаях ребята с особыми потребностями готовы рассказать группе о своих сложностях. Они могут чувствовать себя естественно и комфортно при обсуждении их потребностей и различий. Например, объяснить, когда и как можно трогать коляску, когда стоит помочь и как это лучше сделать. Такое обсуждение может быть отличным вариантом, если:
- родители в курсе такого обсуждения и согласны с его проведением;
- ребенок достаточно взрослый;
- ребенок понимает, чем именно он отличается от своих сверстников.
Вариант 2
Обсуждение в группе, под руководством взрослого. Для такого обсуждения вы можете воспользоваться следующими рекомендациями.
- Проинформируйте группу о цели обсуждения — помочь будущему однокласснику разобраться в том, что такое особые потребности ребенка.
- Опишите способности и проблемы одноклассника. Не делайте акцент на диагнозе: иногда это приводит к предвзятости, основанной на общении с другими знакомыми людьми. Например, ребенок может сказать: «У моего соседа аутизм, однажды он меня ударил!»
- Делайте акцент на хобби и интересах ребенка с особыми потребностями, на его спортивных или любых других успехах.
Использование такого варианта поведения возможно, когда вы видите, что в группе есть напряжение или непонимание особых потребностей, а также в ситуации, когда сам ребенок с особыми потребностями не хочет или не может ответить на вопросы самостоятельно.
Вариант 3
Провести общегрупповые мероприятия на тему ценности разнообразия и инклюзии. Если участники группы достаточно взрослые, вы можете провести групповую дискуссию о первых впечатлениях от общения с ребенком с особыми потребностями.
Рекомендуется использовать следующие вопросы:
- Верите ли вы в то, что первое впечатление может быть обманчиво?
- Встречались ли вы с людьми, чье поведение, жесты, мимику вы не могли понять?
- Было бы вам интересно поговорить со сверстником, который видит окружающий мир иначе, что значит воспринимать окружающий мир по-другому?
Обсуждение надо проводить до того, как возникнет реальная проблема, а также тогда, когда в группе начинает возникать напряжение. Открытое обсуждение может предотвратить неприятные ситуации и буллинг. Индивидуальная беседа — это особый вариант обсуждения принципов инклюзии. Такие беседы можно проводить с ребятами, проявляющими агрессию или открытую неприязнь по отношению к ребенку с особыми потребностями.
Если родители будут знать о своих правах и возможностях в том, что касается инклюзивного образования, им будет легче установить контакт со школой и учителями. А налаженная коммуникация между всеми участниками процесса: родителями, педагогами, детьми — залог успешного воплощения идеи совместного обучения и продуктивного общения.