background picturebackground picture

Не такой, как все

Школьники

Особые дети

262

Зачем нашим детям учиться в инклюзивной школе?

О том, что такое инклюзия и кому она необходима, рассказывает эксперт в области инклюзивного образования, специалист по прикладному анализу поведения, координатор по взаимодействию с инклюзивными учебными учреждениями программы «Травли.net» Ирина Пудовинникова.

Знание  сила

У детей с особенностями, причем связанными не только со здоровьем, но и со способностями (одаренность, например), есть особые потребности. В теории об этом известно многим, но о том, как выглядит обеспечение таких потребностей на практике, знают единицы.

Недостаток информации у родителей, детей и учителей, отсутствие опыта общения с особенными людьми часто порождают непонимание, страх и даже могут вызывать агрессию как вариант защиты своих границ или игнорирование и нежелание взаимодействовать с таким человеком.

На самом деле, конечно, общаться нужно со всеми, потому что общение с разными людьми развивает критическое мышление и эмоциональный интеллект.

Инклюзивное образование — это не одно действие, а процесс учета и удовлетворения разнообразных потребностей всех учащихся за счет увеличения участия в обучении, культуре и жизни сообществ и сокращение изоляции изнутри и со стороны образовательной системы.

Это включает в себя изменения и модификации в содержании, подходах, структурах и стратегиях обучения с общим видением, которое охватывает всех детей соответствующей возрастной группы, и убеждением, что обеспечение образования всех детей является обязанностью государства.

Варианты обучения детей с ОВЗ

В статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • в инклюзивном классе массовой школы;
  • в коррекционном классе массовой школы, который теперь называется автономным классом;
  • в коррекционной, то есть специальной, школе;
  • надомное образование;
  • семейное образование.

У инклюзивного класса массовой школы нет четкого определения, но имеется в виду обычный общеобразовательный класс, в который взяли ребенка с особенностями. И часто происходит так, что никто не знает, что дальше делать. Такая инклюзия называется стихийной. В этом случае нет подготовленной среды: ни педагоги, ни родители, ни дети не знают, как им следует поступать и что делать.

Причины инклюзии

Инклюзивное образование нужно не только детям с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья, но и детям мигрантов, детям одаренным, талантливым, у которых тоже очень часто отсутствуют социальные навыки или им просто тяжело найти общий язык с большинством сверстников.

Бывают случаи, когда ребенок перенес тяжелое заболевание и долго отсутствовал в школе. Иными словами, причина для инклюзии может быть любой. Главное в этой проблеме — умение организовать процесс обучения должным образом. Причем о возможностях и правилах такой организации желательно знать не только учителям, но и родителям.

Одна из стратегий инклюзии — составление универсального дизайна обучения. Он будет полезен не только особым детям, но и всем ученикам класса. Все исследования, в которых изучали влияние инклюзивного образования на обычных детей, показали, что оно либо положительно сказывается на академической успеваемости, умении нестандартно мыслить и навыках коммуникации, либо нейтрально, то есть никакого негативного воздействия не зафиксировано.

Универсальный дизайн

Разные ученики по-разному представляют и усваивают информацию и содержание. Для облегчения восприятия и усвоения учебного материала специалистами разработаны три основных подхода
 в универсальном дизайне для обучения.

Многочисленные средства представления
  • Предметы или рисунки (фотографии, плакаты), визуальное расписание, инструкции и правила в картинках.
  • Лекция или обучение на основе обсуждений, мероприятия вместе со сверстниками; аудиокниги, программное обеспечение для преобразования текста в речь.
  • Деление информации на небольшие части, частые повторы, использование примеров из жизни учеников.
  • Проектная деятельность, экскурсии и прогулки по теме урока, разминка во время урока.
  • Понимание базовых знаний ученика и его культурного опыта.
Способы выражения знаний
  • Возможности для ведения дневника наблюдений, а также для написания эссе, рассказов или стихов.
  • Возможности для обсуждения материала в классе, внеурочные мероприятия, дискуссионные клубы.
  • Возможности демонстрировать знания и опыт с помощью визуальных и художественных форматов.
  • Возможности использования театрализации, телодвижений или музыки.
  • Предоставление учащимся времени для построения ответов.
  • Восприятие правильной информации, использование помощника в написании.
  • Возможности для групповой взаимоподдержки и работы по заданиям учителя.
Способы вовлечения учеников в учебный процесс
  • Провести соответствующие связи между темой и жизнью ученика, показать ученикам практическое применение темы или навыков, использовать примеры, которые связаны с интересами учеников.
  • Создать условия для выбора действий в классе, расширить возможности для взаимного обучения, обеспечить учебные задачи на соответствующем уровне сложности.
  • Обеспечить варианты участия, быть гибкими в ожиданиях участия, поощрять участие среди партнеров-сверстников или небольших групп.

Все перечисленные способы стимулируют интерес и мотивацию к обучению у всех (и с особыми потребностями, и нормотипичных) учеников в классе.

Как говорить с детьми об особых потребностях одноклассника и других детей?

Не стоит рассказывать ребенку об инвалидности заранее,
 без контекста конкретной ситуации. Он может не понять, что с этой информацией делать. Если все же разговор о чьих-то особых потребностях стал актуальным, есть несколько вариантов, как можно ответить на вопросы, которые на первый взгляд кажутся неудобными.

Вариант 1

В некоторых случаях ребята с особыми потребностями готовы рассказать группе о своих сложностях. Они могут чувствовать себя естественно и комфортно при обсуждении их потребностей и различий. Например, объяснить, когда и как можно трогать коляску, когда стоит помочь и как это лучше сделать. Такое обсуждение может быть отличным вариантом, если:

  • родители в курсе такого обсуждения и согласны с его проведением;
  • ребенок достаточно взрослый;
  • ребенок понимает, чем именно он отличается от своих сверстников.
Вариант 2

Обсуждение в группе, под руководством взрослого. Для такого обсуждения вы можете воспользоваться следующими рекомендациями.

  1. Проинформируйте группу о цели обсуждения — помочь будущему однокласснику разобраться в том, что такое особые потребности ребенка.
  2. Опишите способности и проблемы одноклассника. Не делайте акцент на диагнозе: иногда это приводит к предвзятости, основанной на общении с другими
 знакомыми людьми. Например, ребенок может сказать: «У моего соседа аутизм, однажды он меня ударил!»
  3. Делайте акцент на хобби и интересах ребенка с особыми потребностями, на его спортивных или любых других успехах.

Использование такого варианта поведения возможно, когда вы видите, что в группе есть напряжение или непонимание особых потребностей, а также в ситуации, когда сам ребенок с особыми потребностями не хочет или не может ответить на вопросы самостоятельно.

Вариант 3

Провести общегрупповые мероприятия на тему ценности разнообразия и инклюзии. Если участники группы достаточно взрослые, вы можете провести групповую дискуссию о первых впечатлениях от общения с ребенком с особыми потребностями.

Рекомендуется использовать следующие вопросы:

  • Верите ли вы в то, что первое впечатление может быть обманчиво?
  • Встречались ли вы с людьми, чье поведение, жесты, мимику вы не могли понять?
  • Было бы вам интересно поговорить со сверстником, который видит окружающий мир иначе, что значит воспринимать окружающий мир по-другому?

Обсуждение надо проводить до того, как возникнет реальная проблема, а также тогда, когда в группе начинает возникать напряжение. Открытое обсуждение может предотвратить неприятные ситуации и буллинг. Индивидуальная беседа — это особый вариант обсуждения принципов инклюзии. Такие беседы можно проводить с ребятами, проявляющими агрессию или открытую неприязнь по отношению к ребенку с особыми потребностями.

Если родители будут знать о своих правах и возможностях в том, что касается инклюзивного образования, им будет легче установить контакт со школой и учителями. А налаженная коммуникация между всеми участниками процесса: родителями, педагогами, детьми — залог успешного воплощения идеи совместного обучения и продуктивного общения.

Поделиться в соцсетях