Об опасных увлечениях подростков
Существует масса опасных увлечений подростков. О некоторых из них и причинах рискованного поведения тинейджеров рассказывает социальный педагог БУ ВО «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г. Вологда) Татьяна Брейдак.
Формы рискованного поведения
Зацепинг — езда на крыше транспортных средств (электрички, метро, автобусы), между ними и под вагонами. Подросток цепляется за выступающие поручни, лестницы, подножки, втискивается между вагонами, проезжает таким образом одну-две станции и снимает свои действия на видео. Зацеперы общаются в социальных сетях, собираются группами для осуществления своих поездок под девизом: «Кто круче, а кто слабак». Подросток уверен, что он смелый, что он бесстрашный, его распирает от ощущения крутости и гордости за принадлежность к такой группе единомышленников.
К сожалению, количество несчастных случаев при таком рискованном поведении достаточно велико, и их основными причинами являются:
- падение с поезда на рельсы или с автотранспортного средства на дорогу (проезжую часть);
- столкновение с какими-то препятствиями по ходу движения — светофорными столбами, платформами, мостами, порталами тоннелей;
- удар электрическим током или получение термического ожога.
Руфинг (от англ. roof — «кровля», «крыша») — лазание по крышам высоких строений, небоскребов, многоэтажных жилых домов, радиовышкам и т. д. В настоящее время это одно из самых распространенных среди подростков увлечений. Руферы также делают фотографии с высоты покоренных ими вершин, чтобы запечатлеть свои восхождения.
В зависимости от причин, из-за которых человек оказывается на крыше, выделяется несколько видов руфинга:
- экстремальный руфинг — восхождение на крышу с целью посещения нестандартной, иногда закрытой для посещения крыши по пожарным лестницам, водосточным трубам, карнизам или выступам;
- тихий руфинг — посещение крыши с целью получения эстетического удовольствия — например, полюбоваться красивым видом города, рассветом или закатом. Может сопровождаться фотографированием или рисованием;
- арт-руфинг — посещение крыши с целью проведения там поэтических или музыкальных вечеров.
Диггерство (от англ. digger — «копатель») — исследование подземных убежищ и других подземных объектов — в основном рукотворного происхождения. В городской инфраструктуре огромное количество подземных сооружений — это бомбоубежища, подвалы домов, туннели метро, канализационные и ливневые коллекторы. Объекты для диггерства подростки находят и вне города. Так, во многих регионах есть пещеры, которые служат для них прекрасными объектами для диггерства.
Сталкерство — посещение заброшенных объектов. Сталкер — это тот, кто увлечен поиском и обследованием малоизвестных, нередко опасных для жизни мест. Это могут быть старые военные базы, заброшенные заводы.
Для многих людей сталкерство — это получение созерцательного удовольствия от видов заброшенных мест, но чаще всего это получение определенной дозы адреналина. Диггерство и сталкерство относятся к видам индустриального туризма, но очень часто такой вид туризма сопряжен с различного рода опасностями. Угрозу жизни могут представлять обрушения конструкций, радиация.
Опасное селфи и видео — фотографирование и видеосъемка себя, при которых выбор места и объекта связаны с опасностью. Например, человек висит на подъемном кране, держась одной рукой, или свешивается из окна или с балкона. Такие снимки и видео выкладываются в соцсети, очень много таких роликов в TikTok.
Одной из разновидностей опасных селфи и видео является игра «Беги или умри», суть которой в том, что один подросток перебегает дорогу в минимальной близости от проезжающего автомобиля, а другой снимает это на видео для выкладывания в соцсети — для получения лайков или баллов.
Планкинг — модный флешмоб, его суть заключается в том, чтобы лечь в необычном месте лицом вниз, выпрямив руки вдоль тела, а друг или знакомый заснял это на фото и видео. Его еще называют паркуром для ленивых: «Притворись мертвым на животе». Подростки где только не лежат — на коленях у друзей, на скамейках, на бордюрах… Несмотря на всю комичность и абсурдность подобного хобби, оно может привести к трагическим событиям, потому что ради эффектных кадров планкеры выбирают самые необычные и зачастую экстремальные места. Например, планка на поручнях метро, на рельсах, на балконных ограждениях, на краю крыши и т. п. И такие лихачества не всегда заканчиваются благополучно для подростка.
Серьезную опасность для детей и подростков представляют сегодня опасные группы в социальных сетях. Ежедневно в соцсетях информационная служба безопасности фиксирует тысячи сообществ с участием несовершеннолетних, в которых пропагандируют деструктивные формы поведения: агрессию, потребление наркотиков, доведение до суицида, терроризм и т. д. Названий этих групп множество.
Вовлечение детей в такие деструктивные группы аналогично вовлечению в наркотическую или какую-либо другую зависимость. Подростку кажется, что именно в интернете бурлит интересная захватывающая жизнь, он вовлекается в эти группы, ему там нравится, ему там все интересно, но часто такой контакт подростка и соцсетей, к сожалению, заканчивается трагически.
В некоторых случаях за рискованным поведением подростков может скрываться самоповреждающее поведение, которое подростки глубоко не осознают.
Селфхарм — самоповреждение, осознанное нанесение вреда своему телу без намерения совершить самоубийство. Это осознанное, преднамеренное, повторяющееся нанесение себе вреда. Чаще всего случаи самопорезов фиксируют среди юношей и девушек, которые не удовлетворены своими отношениями с родителями, со сверстниками, являются замкнутыми и недовольными собой. Опасность такого поведения связана с тем, что такие действия могут привести к смерти. Многие родители ошибочно думают, что их ребенок таким заниматься не будет. Но есть дети, которые с большей вероятностью, чем другие, могут начать этим увлекаться.
Что толкает подростков на такое рискованное поведение?
В подростковом возрасте очень часто встречаются опасное поведение, подростковый максимализм, любопытство, желание попробовать взрослую жизнь; дети могут идти на это из-за давления сверстников или старших подростков, отсутствия жизненного опыта. Подростки экспериментируют, самоутверждаются, исследуют.
Вообще люди должны уметь рисковать в разных обстоятельствах, но риск, в свою очередь, может быть приемлемым и неприемлемым.
Приемлемый (просоциальный) риск — это участие в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, увлечение экстремальными видами спорта, например, альпинизмом, скейтбордом, скалолазанием, парашютным спортом, трюковыми самокатами, то есть риск, социально одобряемый, социально приемлемый.
Неприемлемый (антисоциальный) риск — это деструктивное поведение: употребление наркотиков, алкоголя, самоповреждающее поведение, рискованное поведение — вышеперечисленные увлечения.
К сожалению, не все подростки могут не переходить эту границу между приемлемыми и неприемлемыми рисками, понимать, какой риск, какая его степень полезна для человека, способствует развитию личности, а какая — создает угрозу для здоровья. Почему именно на подростковый возраст приходится пик рискованного поведения? Это связано с тем, что подростки по-другому относятся к собственной смерти — они не воспринимают ее как окончание жизни. Они воспринимают ее как некий акт, после которого жизнь продолжается. У многих из них нет опыта безвозвратных потерь, безвозвратных утрат, в этом возрасте кажется, что все можно вернуть, все можно изменить и исправить. Плюс появляется интерес ко всему не только неизвестному, но и запретному, опасному, молодые люди стремятся проверить себя, стремятся к риску как форме самовыражения. На проявление такого поведения влияют различные факторы.
Факторы рискованного поведения
- Уровень информированности подростка о ситуациях, связанных с опасными последствиями для его жизни, здоровья, благополучия. Например, вступая в различные интернет-сообщества, ребенок не задумывается об опасности, не знает, чем это может обернуться.
- Низкая самооценка подростка — частое ощущение безысходности в разных сложных ситуациях, незнание конструктивных способов разрешения конфликтов, отсутствие навыков обращения за помощью. Подростки не любят обращаться к кому-то и при возникновении трудных ситуаций считают, что сами смогут справиться. Однако не всегда способ, который они выбирают, — позитивный и правильный.
Питательной средой для подростковых рисков являются:
- низкий уровень информированности родителей о жизни собственного ребенка, их отстраненность, неумение создать благоприятный климат в семье. Многие родители знают о своем ребенке только то, какие оценки он получает в школе, а что ему нравится, что его интересует, тревожит, в кого он влюблен, какую музыку слушает, о чем мечтает, ответить не могут;
- пол ребенка: известно, что склонность к риску — типично мужская черта. То есть мальчики больше, чем девочки, склонны к проявлению рискованного поведения.
Наличие этих факторов не означает, что у подростка обязательно проявится рискованное поведение. Их наличие повышает вероятность этого: чем больше этих факторов, тем степень риска выше.
Причины рискованного поведения
- Стремление к неизвестному, поиск новых ощущений;
- поиск способов утвердить свое «Я», получить оценку от сверстников;
- избавление от чувства опустошения, депрессии;
- снятие напряжения;
- желание ослабить эмоциональную боль;
- выход агрессии, злости, раздражения;
- желание испытать эйфорию;
- желание повлиять на поведение других людей;
- просьба, крик о помощи;
- желание выразить суицидальные мысли и намерения, не совершая их;
- борьба с одиночеством;
- протест;
- давление группы.
Признаки (маркеры) рискованного поведения
- Сленг (лексикон быстро пополняется новыми специфическими словами и выражениями);
- размещение на страницах социальных сетей фотографий и видео, сделанных в рискованных ситуациях;
- исходящий специфический запах (например, запах железной дороги) без объяснимых причин;
- участие в группах и форумах, посвященных руфингу, диггерству, сталкингу, зацепингу и т. п.;
- экшн-камера, с помощью которой ведется рискованная съемка;
- наличие спецодежды в гардеробе, специальных инструментов в рюкзаке без объяснения причин;
- множественные шрамы, порезы, царапины, перебинтованные руки;
- изменение режима дня, закрытие страницы в соцсетях, смена пароля на компьютере, разговоры о конечности жизни.
Что делать родителям
- Интересуйтесь жизнью ребенка, оказывайте ему поддержку.
- Выслушивайте его.
- Будьте внимательными.
- Уважайте эмоции детей.
- Обсуждайте с подростком новости, информационные поводы.
- Избегайте чрезмерного использования дисциплинарных мер по отношению к подростку.
- Спрашивайте мнение своего ребенка.
- Обсуждайте ценности вашей семьи.
- Признавайте ошибки перед ребенком.
- Поощряйте ситуации, когда подросток хочет самостоятельно «позитивно рискнуть».
- Предложите альтернативные экстремальным виды спорта.
- Объясните ребенку, что удовольствия можно получать безопасным и законным способом.
- Не стоит контролировать все действия в соцсетях.
- Оцените серьезность ситуации.
Если вы заметили признаки рискованного поведения своего ребенка и не можете самостоятельно повлиять на ситуацию, обращайтесь за помощью к специалистам. Психолого-педагогическую, методическую и консультативную поддержку родители могут получить бесплатно. Для обеспечения территориальной доступности поддержки семей в 2023 году функционирует сеть из 235 организаций.
Вебинар социального педагога БУ ВО «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г. Вологда) Татьяны Брейдак можно посмотреть по ссылке.