background picturebackground picture

Мы с тобой так крепко связаны

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

1108

Психолог о моделях привязанности между детьми и родителями

Почему одни дети с легкостью отпускают маму в магазин, с удовольствием ходят в детский сад и могут часами заниматься своими делами, давая родителям отдохнуть, а другие буквально «прилипают» к маме и устраивают истерики, когда она собирается выйти даже на пять минут? Так ли хороша самостоятельность с раннего возраста? Можно ли «избаловать вниманием»? О типах привязанностей, влиянии их на взрослую жизнь и способах их формирования рассказывает профессор кафедры «Возрастная психология имени Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ Наталия Авдеева.

Что такое привязанность

Психологи всего мира уверены, что продолжительные теплые и эмоциональные отношения с мамой значат очень много для психического и личностного развития ребенка.

В результате заботы, любви, постоянного взаимодействия с мамой у ребенка складывается привязанность уже в конце первого года жизни.

Увидеть наличие привязанности очень просто. Взрослый и малыш, между которыми установлена связь, ведут себя совершенно иначе по отношению друг к другу, чем во взаимодействиях с другими людьми. Они буквально понимают друг друга без слов, «улавливают сигналы». Человек, к которому привязан ребенок (это может быть не только мама или папа, но и бабушка, дедушка, брат или сестра и т. д.), может легко его успокоить и утешить, в присутствии этого значимого взрослого малыш реже испытывает страх.

Нарушение привязанности может приводить к стрессу, возникновению проблем, связанных с психическим развитием и поведением ребенка.

Какие типы привязанности существуют

Вы обращали внимание, как по-разному ведут себя дети, которых мама или папа привели в незнакомую компанию других взрослых с детьми? Так, один ребенок сразу идет общаться со сверстниками, ничего не стесняется. Другой долго думает, прежде чем войти, потом осторожно входит, но не присоединяется к детям, а играет отдельно со своей игрушкой, которую взял из дома. А третий ребенок вообще не хочет заходить в комнату, цепляется за маму, старается забраться на руки. У каждого из этих малышей свой тип привязанности к маме.

Специалисты определяют тип привязанности в зависимости от интенсивности протеста ребенка при разлуке с мамой.

В зависимости от того, как реагирует малыш, выделяют три типа привязанности:

  • надежная (или безопасная) привязанность;
  • ненадежная (или небезопасная) привязанность избегающего типа;
  • ненадежная (небезопасная) привязанность тревожно-сопротивляющегося типа;
  • деструктивная привязанность.

Согласно исследованиям, дети с надежным типом привязанности в год-полтора уже активно исследуют новые помещения, играют с игрушками, не очень сильно огорчаются при расставании с мамой, радуются и тянутся к ней при возвращении. Они не испытывают выраженного стресса при расставании и наедине с незнакомыми взрослыми.

Дети с ненадежной привязанностью избегающего типа не возражают против ухода мамы и продолжают играть, не обращая внимания даже на ее возвращение. Такие дети выглядят самостоятельными, эмоционально нейтральными, отстраненными от близких взрослых. Обычно родители таких малышей радуются, что их ребенок может самостоятельно играть, с удовольствием остается с другими взрослыми. Однако исследования показали, что такие дети тоже испытывают большой стресс при расставании, хотя внешне они и выглядят независимыми.

Дети с ненадежной привязанностью тревожно-сопротивляющегося типа часто проявляют тревогу, бурно реагируют на расставание с мамой. Однако когда мама возвращается, ребенок как будто стремится к общению с ней, но в то же время отталкивает, прекращает взаимодействие (например, просится на руки, а потом сразу же требует, чтобы его опустили на пол).

Деструктивная привязанность — самый редкий тип. Встречается у родителей-подростков, которые сами еще дети и не знают, как воспитывать ребенка, а также у матерей с девиантным поведением, которые применяют физические наказания к ребенку.

Психологи отмечают, что тот тип привязанности, который был сформирован в раннем детстве, продолжает работать и в школьном возрасте.

Например, дети с надежной привязанностью проявляют больше самостоятельности, они лучше взаимодействуют со сверстниками в школе, лучше адаптируются к новым воспитателям и педагогам. Этот тип привязанности сохраняется и во взрослом возрасте в отношениях человека со своей семьей, с коллегами на работе.

Как формируются разные типы привязанности

Надежная привязанность возникает у малыша, мама которого чувствительна и отзывчива к потребностям ребенка. Она позитивно реагирует на его просьбы и в целом выражает по отношению к малышу положительные эмоции, поддерживает его, поощряет инициативу, играет и занимается с ним и вообще получает удовольствие от контакта с ребенком, считает себя хорошей мамой.

Ненадежная избегающая привязанность формируется у детей, мамы которых не очень отзывчивы, нетерпеливы и склонны к выражению негативных эмоций по отношению к ребенку, не испытывают удовольствия от контактов с ребенком. Такие мамы часто говорят, что они устали, что у них нет времени, что ребенок забирает все их силы и т. д.

В некоторых случаях такой тип привязанности может сформироваться у мам, которые «сюсюкают» и стимулируют малыша, когда он этого не хочет. Малыш начинает осознавать, что мама действует невпопад, плохо его понимает и поэтому лучше вообще избегать всякого взаимодействия с ней. И при этом ребенок, как и взрослый с таким типом привязанности, испытывает стресс, но выглядит отстраненным и самостоятельным.

Ненадежная тревожно-сопротивляющаяся привязанность формируется у детей, матери которых непоследовательны в проявлении заботы, реагируют на ребенка то с энтузиазмом, то с равнодушием, в зависимости от настроения.

Например, мама приходит с работы, обнимает малыша, спрашивает, как его дела, и в этот момент у нее звонит телефон. Мама погружается в разговор, а в это время ребенок пытается рассказать ей, как он провел день, показать рисунки и т. д. Он не понимает, почему мама внезапно стала отстраненной.

В результате ребенок борется с такой непоследовательностью в проявлении заботы с помощью отчаянных попыток привлечь внимание: он кричит, плачет, цепляется за нее, а потерпев неудачу, становится агрессивным и капризным.

Что происходит, если привязанность нарушается

У многих мам в жизни возникают ситуации, когда им нужно ненадолго расставаться с маленьким ребенком, например, раньше его трехлетия выйти на работу.

Привязанность достигает своего в пика в возрасте 2 лет, в этот период малыш особенно остро реагирует на расставание.

Согласно проведенным исследованиям, в случае разлуки у детей старше 9 месяцев, прежде всего, наблюдается ярко выраженный протест, который затем сменяется отчаянием. После отчаяния наступает период относительного спокойствия, безразличия, когда ребенок не проявляет интереса к маме даже в ее присутствии. Нередко мама уверена, что малыш ее забыл, он ее больше не любит и т. д.

В дальнейшем, если у ребенка возникает привязанность к человеку, который остается с ним на время отсутствия мамы (бабушка, няня), ситуация сглаживается. Особенно если мама часто звонит по видеосвязи, общается с малышом.

Но даже у кратковременной разлуки могут быть свои последствия: ребенок может стать плаксивым, тревожным, капризным, может бояться отпускать маму из поля зрения, в особых случаях даже могут нарушиться сон и аппетит. Нередко родители говорят, что малыша избаловала бабушка или няня, хотя, конечно, это не так.

Что делать для сохранения привязанности

У большинства современных родителей, к сожалению, нет возможности постоянно находиться рядом с малышом — все мы работаем и устаем. Поэтому в те часы и дни, когда вы вместе с ребенком, постарайтесь сохранить доверительные и теплые отношения, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности.

  • Даже небольшая эмоциональная включенность — это хорошо. Если вы устали и не можете позволить себе полностью погрузиться в игру и общение с ребенком, делайте это хотя бы частично. Придя с работы, можно лечь на диван, обнять малыша и послушать, как прошел его день, посмотреть рисунки, поиграть в игры, которые не требуют активных движений.
  • Если чувствуете, что не справляетесь, то делегируйте обязанности. Особенно это касается ситуации послеродовой депрессии. Не стоит оставлять маму в депрессии вместе с малышом, на помощь обязательно должен прийти папа, бабушка или кто-то из близких родственников.
  • Не бойтесь проявлять эмоции. В некоторых семьях просто не принято проявлять нежные чувства, обнимать ребенка, целовать, хвалить: считается, что любовью можно избаловать. Это не так — каждый малыш нуждается в проявлении эмоций.
  • Учитесь справляться с напряжением и не прячьте волнение. Никогда не скрывайте от ребенка, что вы встревожены или расстроены, лучше обо всем рассказать, не обязательно в подробностях, но признаться в этом нужно. Иначе ребенок будет только тревожиться, что с мамой что-то не так. Найдите способы справляться с волнением, у каждого они свои: для кого-то это расслабляющая ванна, медитация, любимое хобби, которым может стать интересная игра с малышом.
  • Не стесняйтесь обращаться к специалистам. Если вы понимаете, что самостоятельно справиться не удается или поведение ребенка вам непонятно, вы всегда можете получить консультацию у специалистов на «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратившись в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Посмотреть вебинар Наталии Авдеевой вы можете по ссылке.

Поделиться в соцсетях