background picturebackground picture

Музыкальная школа, карате, бассейн и английский

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

501

Как дать ребенку все и не перегрузить его нервную систему?

«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок  мне петь охота…» Разобраться в том, кому — родителям или ребенку — и чем больше хочется заниматься, помогает психолог, руководитель Университетского многопрофильного психологического центра МГППУ Анна Березкина.

То или это?

На самом деле выбор дополнительного занятия для ребенка можно сделать очень быстро и очень просто, и, как правило, это делается спонтанно. Часто предпочтение тому или иному кружку или секции отдается по принципу «Куда-то уже надо, и вот оно тут рядом, поэтому идем туда».

Большое значение также имеют мода и популярность: открылся новый центр, сейчас все идут туда — и мы тоже должны там побывать, посмотреть, вдруг там хорошо. И может быть, это то, что надо.

Надо сказать, что зачастую это хороший выбор, особенно в том случае, если родители не привязываются к нему всей душой и готовы сделать шаг в сторону или даже шаг назад, если что-то пойдет не так. В такой ситуации понятно, что выбор полностью зависит от родителя.

Критерии выбора

Если выбору дополнительного занятия для ребенка уделяется хоть немного времени, то в дело уже вступают факторы, которые можно разделить на три группы.

Картина мира взрослого

В первую очередь речь идет об установках родителя, о родительских амбициях или, наоборот, родительских страхах. Раньше, например, была популярна установка: приличная девушка обязательно должна уметь плавать, играть на фортепиано, печатать на машинке и знать хотя бы один иностранный язык. Надо сказать, что это достаточно хороший и сбалансированный набор навыков, и он даже демонстрирует некую заботу взрослого о социальной успешности ребенка в будущем, но только самого ребенка здесь нет, это то, что проецируют взрослые, думая об успешности своего ребенка.

Бывает другой тип установки, который диктуется скорее страхом родителя. Например: мы живем в неблагополучной среде, районе, местности, поэтому ребенок должен быть способен физически постоять за себя. Остальное — трата времени и денег. Понятно, что при такой установке отдается приоритет спорту, причем, скорее всего, боевым направлениям, и такие направления, как искусство, музыка, живопись, просто не рассматриваются, они выпадают из картины мира взрослого. И опять же, это решение от взрослого.

Ресурсы

Очень важным фактором при планировании дополнительных занятий являются ресурсы родителя или в целом ресурсы семьи. Материальные возможности, организационные способности и физический потенциал. Например: есть ли силы водить ребенка на дополнительные занятия? Насколько хватит таких сил? Очень часто мамы, засидевшиеся в декрете, горят инициативой: «Скорее в социум, запишемся сейчас везде, куда можно, только чтобы выходить». А потом, через некоторое время, «сдувается» именно мама, потому что ее ресурса не хватает, ее силы были переоценены, она уже не выдерживает такого темпа.

Также очень важно, есть ли возможность оплачивать индивидуальные занятия с педагогом или с тренером или семья будет подбирать менее дорогие, а возможно, даже бесплатные групповые занятия.

Необходимо понимать, ребенком занимается в семье только мама или здесь может подключаться папа, бабушки и дедушки, няня. Иными словами, думая о дополнительных занятиях, мы обязательно смотрим на то, как сделанный выбор скажется на всей семье, насколько все смогут организоваться в поддержке друг друга, в непротиворечии друг другу в стремлении все реализовать.

Местоположение кружка или секции

Этот фактор очень часто недооценивают на первом этапе, но в дальнейшем об него обязательно спотыкаются.

Занятия проводятся в детском саду, в школе, и ребенка на них не нужно специально отводить: он уже находится в этой среде, или, может быть, уроки проводятся недалеко от дома, но все-таки нужно пройти сколько-то минут с коляской, или, например, проехать в транспорте с той же коляской или с самокатом, или, может быть, на эти занятия нужно добираться достаточно далеко — более получаса, и это требует дополнительного времени? Тогда встает вопрос: а время на это будет найдено за счет чего, за счет отдыха семьи или за счет каких-то других занятий?

Кажется, для формирования и развития ребенка, для его успешности в будущем родитель прикладывает усилия, но, несмотря на все попытки дать объективную оценку того, что лучше подходит для ребенка, именно родитель исходя из всего вышеперечисленного в итоге делает свой субъективный выбор. Хорошо это или не очень? В каждой ситуации — по-своему.

Время покажет

Надо сказать, что об успешности принятого решения можно будет судить только по прошествии времени. Там, где один ребенок может сломаться, уйти в открытый бунт или в психосоматику из-за авторитарного поведения и выборов, которые делает взрослый, другой ребенок будет благодарить родителей всю жизнь за то, что они направили, организовали, поддерживали, не давая «соскочить» в момент усталости.

Жесткая безапелляционная ставка на развитие ребенка в какой-то узко определенной области может быть успешной, но может оказаться и далеко не лучшей стратегией. Это обязательно необходимо учитывать.

А что ребенок?

Многое зависит от контакта родителя с ребенком, от того, насколько родитель готов учитывать факторы со стороны ребенка, которые также можно разделить на три группы.

Возраст ребенка

До 3 лет дети, как правило, еще не ходят в детский сад и все развитие получают преимущественно дома, из контакта с родителями, бабушками, дедушками, нянями.

В этом возрасте ребенок еще ничего не выбирает. Как правило, все решают мамы, и хорошо, если типично маркетинговый бум «После трех уже поздно», который накрыл некоторое время назад нашу страну, уже отпустил и не владеет маминым рассудком, потому что абсолютно все, что необходимо нормотипичному, нормально развивающемуся ребенку для оптимального развития в этом возрасте, он получает в семье.

Не рассматриваем экстремальные варианты с отвергающими родителями, с элементами насилия в семье. Эти ситуации дополнительными занятиями не исправить. Но если речь идет о нормальной семье, то именно в этом возрасте ребенка родители впервые сталкиваются с понятиями сенситивных периодов развития, и неправильное понимание этих периодов становится настоящим триггером родительской тревожности. «Сейчас упустим момент, потом такого уже никогда не будет», — думают они. А это, в свою очередь, приводит к попыткам, например, обучать чтению, письму детей уже с 2–2,5 лет.

Сенситивные периоды развития — это периоды в жизни человека, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Наиболее благоприятные, но не единственные и не уникальные. Так, например, в отношении развития речи можно опираться на пять периодов развития, предложенных Л.С. Выготским.

От 1,5 до 3 лет — пополнение словарного запаса, сопровождающееся развитием моторики.

3–4 года — знакомство с буквами и начало осознанной речи. Обратите внимание: только к 3 годам начинается осознанная речь!

4–5 лет — интерес к занятиям музыкой, математикой со стороны ребенка, его спонтанный искренний интерес, понятие размера, цвета, формы, активное восприятие письма.

5–6 лет — развитие социальных навыков, интерес к общению, письму, чтению.

8–9 лет — повторный всплеск языковых способностей, развитие воображения, восприятие культуры.

То есть очевидно, что не стоит нагружать психику ребенка до 3 лет попытками научить его читать, писать или играть на скрипке. С ним важно в это время много разговаривать, приучать к ритму, к мелодике, интонациям родного языка, помогать накапливать словарный запас и выводить постепенно этот запас в актив.

Помимо речевой сенситивности, в период до 3 лет проходит еще параллельно несколько этапов развития. Например, сенситивный период для восприятия порядка. Он длится как раз от рождения до 3 лет, и ребенку в это время необходим порядок во всем абсолютно — в поведении взрослых, в обстановке, во времени. Это время расцвета ритуалов: ритуал отхода ко сну, пробуждения, кормления. Ритуалы во всем, и они прекрасно работают, они нужны ребенку. Они нужны его психике.

Здесь очень важно знать, что соблюдение режима дня в этом возрасте, приучение к распорядку, последовательность определенных действий — все это синхронизирует процессы возбуждения и торможения. Это развивает умение вовремя начинать и заканчивать деятельность, что, в свою очередь, является базой для будущего планирования речевого высказывания.

Кроме того, на этот же отрезок времени приходится сенситивный период для сенсорного развития. Он длится до 5 лет, но до 3 лет ребенок все еще находится в этом периоде. В этот момент необходимо создавать для ребенка все условия для познания мира через чувственный опыт, позволять ему много двигаться, пробовать новые продукты на вкус, нюхать новые запахи, слушать новые звуки, рассматривать и много играть с природными материалами, с бытовыми предметами. Это идеальный период для того, чтобы позволять ребенку познавать весь мир вокруг именно таким, какой он есть, настоящий, натуральный мир: топать по лужам, месить грязь, пачкаться в огороде, учиться лазать по деревьям — с поддержкой взрослых, конечно, и многое другое.

Естественный опыт получения различной информации от всех органов чувств является базой для развития речи, мышления, служит основой для словарного запаса, математического восприятия и будущей письменной речи.

Следующий сенситивный период нужен для восприятия маленьких предметов. В этот период дети увлекаются крошками, пуговичками, горошинками, разными сыпучими предметами. Они любят сортировать предметы либо нанизывать бусины, пересыпать муку, переливать воду. Очень полезно поддерживать ребенка в этой деятельности и предоставлять ему возможность как можно больше заниматься подобными вещами. Но при этом ошибочно считается, что, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы автоматически развиваем речь ребенка. Это не так.

Для того чтобы это работало именно в паре, нужно параллельно с мелкой работой пальчиками подключать проговаривание потешек, стихов, пение песенок. Тем самым происходит опосредование стимуляции артикуляционной зоны в головном мозге.

Следующий период — период движения и действий. Длится он от 1 года до 4 лет. Именно движения передают все возможные сигналы в головной мозг и влияют на создание и созревание нейросетей. Ребенку нужны условия для активных игр и движений, и здесь необходимо поддерживать малыша, если есть возможность создать спортивную атмосферу.

Следующий этап — период развития социальных навыков. Он будет продолжаться до 6 лет. В это время ребенок на примере своих родителей учится благодарить, спрашивать, сотрудничать, усваивать основные формы общения, и именно родители для ребенка являются самым ярким примером социального поведения.

В этом возрасте хорошо бы уже начинать посещать детские мероприятия, подходящие спектакли, выставки. Это не только расширяет кругозор ребенка, но и, главное, оставляет эмоциональное впечатление, а оно, в свою очередь, способствует как раз запуску развития мышления и речи.

Очень ограниченный социальный опыт будет отражаться у ребенка в первую очередь в игре, не будет формироваться сюжетно-ролевая игра, следовательно, не будет развиваться вербально-логическое мышление, но это в большей степени относится к следующей возрастной группе 3–6 лет.

После подробного рассмотрения сенситивных периодов развития родителям вполне несложно ответить на вопрос, какие дополнительные занятия нужны ребенку в определенном возрасте.

Если вдруг у мамы возникает тревога на тему, что ребенок недополучает стимулы для развития дома и ему могут помочь только специалисты, то при выборе развивающих программ необходимо опираться на перечисленные индикаторы и не пытаться опередить время.

Так же как к первому классу все дети благополучно избавляются от памперсов и научаются ходить в туалет, точно так же до школы или в школе они научатся читать, и не нужно перегружать психику ребенка.

Наблюдать истерики малыша из-за того, что нервная система двухлетнего ребенка не справляется с обработкой символьной, буквенной, звуковой информации, — это совсем не тот эффект, к которому стремятся родители, мечтая о раннем развитии своего ребенка.

Из дополнительных спортивных занятий в возрасте до 3 лет, пожалуй, самыми оптимальными могут считаться занятия с мамой в группе грудничкового, затем малышового плавания в бассейне.

Следующий период — время до школы. И следующая волна родительской активности в выборе дополнительных занятий приходится именно на период поступления ребенка в детский сад. Как правило, это бывает ближе к 3 годам. С этого возраста становятся доступны многие спортивные секции, танцевально-ритмические, творческие группы. И для детей, которых родители не планируют отдавать в детский сад, начиная с 3 лет, очень важны какие-то занятия, где бы они ни находились, самое главное, без мамы, примерно пару раз в неделю.

Это нужно для того, чтобы ребенок мог научиться работать в формате группы и, опять же, чтобы он мог постепенно готовиться к поступлению в детский сад, а затем и в школу.

Также лучше пока не перегружать ребенка и выбрать для начала одну группу дополнительных занятий. Очень здорово, если ребенку в этом возрасте, в этот период удастся позаниматься творческими видами деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией. Это как раз тот возраст, когда развиваются именно творческие способности, креативность, идет формирование интеллекта.

Картина немного меняется, если ребенок начинает посещать детский сад, и здесь важно учесть два фактора. Во-первых, в садиках есть свои кружки. Они, как правило, оптимально построены с точки зрения продолжительности и вписанности в рабочий день ребенка. Потому что лет до 5–5,5 полный день в детском саду по нагрузке на психику и нервную систему ребенка равен полноценному рабочему дню взрослого. И это второй важный фактор, который необходимо учитывать при планировании вечерних занятий после детского сада.

Часто ребенок демонстрирует интерес к занятиям в нескольких направлениях, он согласен на три, четыре, пять кружков, но здесь родителям нужно помнить, что лет до 12–13 в лучшем случае дети не в состоянии адекватно оценивать и тем более регулировать свою нагрузку, особенно те дети, которые очень хотят заниматься. Они будут с радостью бежать на занятия, а потом трудно укладываться спать от перевозбуждения, истерить на ровном месте, грызть ногти, и дебют первых нервных тиков приходится как раз на возраст 4–5 лет. В основе лежит нервное перенапряжение, не осознаваемое ребенком и невидимое для родителей.

А вот детсадовские кружки как раз прекрасны тем, что позволяют ребенку тестировать свои интересы в очень легком режиме. Их всегда можно добрать или, наоборот, снизить нагрузку. Можно попробовать себя в творчестве, в театральных кружках, спортивных секциях, шахматных клубах и, если ребенку неинтересно, отказаться от этих кружков.

Кроме того, кружки в детском саду позволяют оставить вечера свободными, предоставить их для общения с семьей, для отдыха, для восстановления.

В период от 3 до 6 лет вступает в силу и набирает обороты еще один достаточно серьезный фактор: у ребенка начинает появляться свое собственное отношение к тому, чем он занимается. Он еще четко не знает, чего он хочет, но он будет говорить о том, чем он больше не хочет заниматься. И родителям нужно быть готовыми к тому, что ребенок может иметь свою собственную позицию.

Или мы спокойно относимся к тому, что за пару лет мы попробуем пять-шесть спортивных секций, обойдем все творческие кружки города и к школе, может быть, так и не определимся с тем, на чем захотим остановиться. Или родитель занимает активную позицию, скажем, «продавца» определенной деятельности, будь то спорт, музыка, любое направление, и всячески стимулирует, поддерживает интерес ребенка именно к этой деятельности, неминуемо ограничивая его в других видах деятельности.

Выбор пока еще за родителями. Обе эти стратегии имеют свои плюсы и минусы, но они проявятся уже в школе и они очень сильно зависят от особенностей ребенка и от типа взаимоотношений в семье.

Главное здесь, в этом возрасте, — не перекормить ребенка дополнительной нагрузкой, не сформировать у него отторжение к любым занятиям вообще.

Для дошкольника необходимо минимум три наполовину свободных дня в неделю, кроме выходных. Основное, что должен делать ребенок, кроме детского сада, — это играть, в том числе в ролевые игры, общаться с родителями, а не бегать как робот по занятиям.

Для младших школьников нужно хотя бы два дня в неделю со свободным вечером, без дополнительных занятий, а лучше, как и у дошкольников, — три. Воскресенье — полностью свободный от занятий день.

Очень часто родители, которые не успевают в будни отвести ребенка на занятия, планируют занятия на субботу, воскресенье, зачастую даже несколько кружков. Этого лучше не делать.

Здоровье ребенка

Если ребенок часто болеет, имеет задержки в развитии, не стоит нагружать его. От того, насколько хорошо в этом возрасте ребенок спит, как часто он нервничает, зависит его здоровье.

Чем слабее физическое, психическое здоровье, тем меньше должна быть нагрузка.

Если очень хочется, можно отдать ребенка в кружки со спокойными занятиями, в которых не будет возникать стрессовых ситуаций. Медицинские противопоказания — это то, о чем в первую очередь нужно думать при выборе направления дополнительных занятий, в частности спорта.

Например, при близорукости категорически запрещены занятия травмоопасными видами спорта: футболом, хоккеем, гимнастикой, большим теннисом, фигурным катанием. При сколиозе нежелательны игровые виды, а также теннис, аэробика, гимнастика.

В то же время, если явных противопоказаний нет, а есть области, которые хотелось бы укрепить, то полезно выбирать виды занятий, поддерживающие и развивающие в нужном направлении. Например, командные игры: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол.

Врачи рекомендуют начинать занятия спортом именно с плавания. Бальные танцы, фигурное катание развивают гибкость, ловкость, координацию движений, грацию.

Ресурсы ребенка

К ресурсам ребенка относятся его способности и интересы. Перед выбором кружка или секции можно провести диагностику. С помощью психолога или нейропсихолога можно выявить слабые и сильные стороны, проявленные к этому возрасту. Отталкиваясь от них, можно построить иерархию кружков, и здесь возможно применение также двух стратегий.

Первая — это развитие сильных сторон. Выбирайте кружки, в которых ребенок преуспевает, занимается тем, что у него хорошо получается.

Вторая стратегия — стратегия компенсации дефицита. И здесь можно выбирать кружки, в которых развиваются отстающие навыки. Ребенку будет трудно, ему будет нужна регулярная поддержка, но он будет развиваться. Если у ребенка, например, трудности с крупной моторикой, можно выбирать спортивные секции, где она будет развиваться.

Проблемы с мелкой моторикой — подойдут кружки, где она будет совершенствоваться. И тут важно найти золотую середину: где-то ребенок будет чувствовать себя звездой, а в другом месте будет учиться преодолевать трудности. И здесь, конечно, огромная роль будет отведена педагогу.

Педагог может либо поддерживать малыша, либо ребенок, даже обладая способностями, будет дистанцироваться и постепенно терять интерес и отказываться от занятий.

Чьи интересы?

Если у ребенка все хорошо, диагностика не выявляет слабых мест, тогда разумно руководствоваться интересами ребенка и сверяться с ним каждый раз. Важно разговаривать с ребенком с самого раннего возраста.

Может быть, у ребенка уже есть какие-то варианты того, чем он хотел бы заниматься, но если нет, нужно рассказывать, показывать. Показывать, как выглядит фигурное катание, как балет, как плавание, и объяснять, зачем это нужно, как это можно использовать в будущем.

Здесь важно отдавать себе отчет в том, что интересы ребенка будут меняться. Скорее всего, придется уговаривать его продолжать ходить на дополнительные занятия. Можно настаивать на своем, но не заставлять. Если вы выбрали другой кружок, не переживайте, уйти можно в любой момент. Экспериментируйте, пока есть возможность.

Вебинар Анны Березкиной можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях