background picturebackground picture

Мотивируем ребенка учиться

Родители

Школьники

Подростки

192

Как это правильно сделать: подсказки психолога родителям

Случается, что школьники, даже те, которые с энтузиазмом ходили на занятия, проявляли активность при выполнении домашней работы, глубоко интересовались изучением тех или иных предметов, вдруг теряют интерес к учебе. Иногда за этим стоят небольшие трудности, не требующие принятия кардинальных мер. Но бывает, что без помощи родителей не обойтись. Доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ кандидат психологических наук Анна Адаскина помогает разобраться в проблеме и подсказывает, как мотивировать детей учиться в зависимости от их возраста.

Разбираемся в причинах

Учителя и родители нередко жалуются на отсутствие у детей желания учиться. И первое, что необходимо сделать в такой ситуации, — разобраться в причинах. Остановимся на тех моментах, которые снижают, а иногда и убивают у ребенка желание ходить в школу.

  • Неготовность к школьному обучению. Ребенок приходит в школу с недостаточным уровнем навыков и игровой мотивацией, быстро становится неуспешным, привыкает к упрекам, замечаниям и низким оценкам, что приводит к ощущению тотального неуспеха.
  • Завышенные требования родителей и фиксация на оценках. Родители ожидают от ребенка высоких результатов, а в общении фиксируются только на школьных успехах, а чаще — неуспехах. Ребенок начинает чувствовать постоянное давление и дискомфорт, у него складывается представление, что родителям сам он неинтересен, их интересуют только оценки.
  • Неинтересный формат обучения. Даже высокомотивированные дети часто теряют интерес к учебе в первые годы обучения. К сожалению, в силу загруженности или других причин учителя нередко формально ведут уроки, не давая возможности проявиться детской любознательности, творческим задаткам. Учеба начинает ассоциироваться у ребенка со скучным выполнением однотипных заданий, не имеющих ничего общего с его собственными интересами.
  • Школьный буллинг. Он становится распространенным явлением, из-за которого дети отказываются ходить в школу. К сожалению, справиться с буллингом в одиночку ребенку не под силу, ему требуется помощь и поддержка взрослых.
  • Перегрузки. Часто родители недооценивают реальные нагрузки, которые испытывает школьник.

Отметим, например, что количество часов, отведенных на домашние задания в России, значительно выше, чем во многих других странах (до 3,5 часов в день в старших классах). Учебная неделя школьника старших классов, не считая дополнительных занятий и репетиторов, составляет 45–50 часов, что превышает рабочую неделю взрослого человека.

Многие школьники не справляются с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, что приводит к выгоранию (истощение, чувство беспомощности, неверие в свои силы, безразличие).

К сожалению, родители не могут повлиять на все факторы образования своего ребенка. Однако в их силах создать дома поддерживающую обстановку и минимизировать те факторы риска, о которых мы рассказали:

  • не сводить общение с ребенком к обсуждению школьных оценок;
  • проводить время вместе;
  • разговаривать на разные темы;
  • искать причины возникших трудностей;
  • общаться с учителями;
  • обсуждать и совместно решать возникающие проблемы.

Как мотивировать учиться детей разного возраста

Для начала вспомним, что учебная деятельность опирается на множество мотивов, которые можно разделить на две большие группы: познавательные (стремление узнать что-то новое) и социальные (получить подтверждение своей значимости для близких, быть уважаемым в группе).

Мотивы также делятся на внешние (поощрение, наказание) и внутренние (интерес, саморазвитие). И для того чтобы ребенок был готов каждое утро отправляться в школу, высиживать от 4 до 7 уроков, а после этого несколько часов выполнять домашние задания, важно опираться на как можно большее число мотивов всех групп.

Исследования подтверждают, что поощрение намного более эффективно, чем наказание.

Наказание часто является признанием педагогической беспомощности взрослого, неумения договариваться и устанавливать границы. Применять наказания следует лишь в исключительных случаях злонамеренного повторяющегося поведения, которое ребенок может контролировать. Например, ругать или наказывать за то, что школьник не может решить задачу, бессмысленно, здесь стоит разобраться, почему он не может ее решить. А когда расстроенный родитель готов лишить двоечника гаджета на месяц, стоит иметь в виду, что вряд ли это повысит желание учиться.

Ученики начальной школы нуждаются в похвале и одобрении, для детей этого возраста очень важна положительная оценка взрослого, которую мы так часто забываем им дать.

Для младших школьников плохо работают отстроченные бонусы. Желательно использовать быстрое, следующее непосредственно за действием поощрение («Напишешь три строчки, играем в настольную игру»).

Замечательно, если удается связать учебный материал с вопросами, интересующими самого ребенка. Опираясь на любознательность детей, стремление экспериментировать, устанавливая мостики между изучаемым материалом и жизненным опытом, удается сохранить их познавательную мотивацию.

Установлено, что формы обучения, при которых поощряется самостоятельность мышления, дискуссии, помогает сохранить познавательную активность у большинства учеников. Например, в системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова учитель ставит проблему, а ученики под его руководством ищут решение, выдвигая рабочие версии и проверяя их в мини-исследованиях.

Учебная мотивация подростков под давлением сложностей пубертата обычно снижается, усиливаются протестные настроения, а учеба часто становится полем боя, на котором подросток пытается отстоять собственную независимость доступными ему способами. Чтобы этого не происходило, родителям стоит иметь в виду, что некоторое снижение мотивации и успеваемости в подростковом возрасте естественно. Не стоит драматизировать этот момент, если подросток в целом справляется с программой.

Подросток решает важную задачу — понять себя, свои склонности и способности, поэтому важно не ограничивать его внешкольную активность и общение. А.Н. Колмогоров, размышляя о воспитании юных математиков, считал, что самое главное — избегать ранней профессионализации подростков, прививая им интересы в самых разных сферах культуры. Данный совет справедлив по отношению к любым детям и их разнообразным интересам.

Постоянные подкрепления важны для поддержания длительной мотивации в любом сложном деле. Система бонусов за успехи и старания с подростками может стать более гибкой, в зависимости от интересов и склонностей.

Одной из ведущих потребностей подростка является уважение к его взрослости. Среда (школьная или семейная), где подростка слышат и понимают, уважительно относятся к его мнению, является мотивирующей. Учителя, дающие возможность свободно дискутировать, обычно вдохновляют учеников на самостоятельные размышления и поиски. Общение с подростком должно быть честным и основываться на фактах. Так, например, нужно понимать, что диалог со старшеклассником, который решил «не идти в университет, а быть блогером», должен основываться на аргументах и знании современных реалий.

«Подросток нуждается в помощи и понимании, даже если всем своим видом показывает обратное. Одна из основных жалоб ребят, которые пишут на сайт психологической помощи, где я работаю волонтером, заключается в том, что „родители меня не слышат и не понимают, для них важна только учеба“. Поэтому родителям важно, даже несмотря на „колючий“ протест со стороны ребенка, донести до него свою готовность ему помочь, вселить уверенность в способностях подростка», — говорит Анна Адаскина.

Умение взрослых показать детям интересные и мотивирующие стороны жизни, даже если они не связаны с учебой напрямую, поможет им в целом быть более активными и мотивированными, чтобы успешно справляться со школьным обучением.

Если не удается справиться с проблемой

Если же родителям не удается справиться с какой-либо проблемой самостоятельно, они всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях