background picturebackground picture

Мой ребенок — звезда!

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

223

Публичная жизнь детей: плюсы и минусы

Восторг и умиление вызывают очаровательные дети на больших и малых сценах, в различных конкурсах, шоу, телевизионных передачах, детских модельных агентствах и рекламных роликах. В наши дни все большую популярность набирают и юные блогеры. Ах, какую гордость испытывают родители за своих талантливых чад! Наш разговор о публичной жизни маленьких звезд с Дарьей Красило, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ, которая рассказала, как не навредить ребятам в стремлении помочь им раскрыть свои таланты; с какого возраста специалисты рекомендуют отдавать детвору в секции и кружки; обратила внимание на положительные и отрицательные стороны публичной жизни детей; поделилась полезными советами.

Социальное лидерство — это модно

В современном обществе идея социального лидерства очень активно пропагандируется и культивируется. Можно сказать, что она стала практически синонимом успешного развития личности. В этом и кроется, собственно, одна из первопричин возникновения данной проблемы. Реклама в СМИ, ориентиры развития в бизнесе, цифровизация социального пространства, средств общения, весь темп жизни диктует нам стандарты и условные «нормативы» психологического благополучия и социальной успешности. Усиливая суть проблематики, можно утверждать даже следующее: если вы не публичная личность, если вы не ведете свой блог, если о вас и ваших способностях никто не знает, считайте, что вас попросту не существует.

Дети очень быстро улавливают установки, ориентиры, ценности общества, начинают подражать и копировать поведение окружающих взрослых. Если взрослый рядом не читает книгу, то странно требовать подобного увлечения от детей. Но даже если вы действительно читающий родитель и гаджет используете только по работе, все равно дети видят, что данное «цифровое средство» является неотъемлемой частью образа жизни взрослых, и вся мотивация и интересы детей направляются по этому пути развития. Так, мы имеем сейчас целое поколение маленьких блогеров, которые вслед за родителями демонстрируют свои «умения», порой даже более ловко, набирают лайки, которые расценивают в качестве необходимой «социальной лестницы» для достижения определенного статуса среди сверстников.

Кроме того, мы уже давно наблюдаем использование детского образа в рекламе, появляются специальные передачи и детские конкурсы на ТВ, в которых публично задействуются дети самого разного возраста. Это могут быть программы соревновательно-состязательного характера, например, такие как «Голос. Дети», «Синяя птица», «Утренняя звезда», в которых дети получают возможность проявить себя, получить признание общества и даже «продвижение по карьерной лестнице». А могут быть условно-состязательные программы с призами, но без отбора на следующую ступень/тур и выхода в финал, как, например, передачи «Лучше всех!», «МастерШеф. Дети», а также совместные с родителями конкурсы «Большая маленькая звезда», «Семейное музыкальное шоу» и т. п.

Плюсы и минусы публичной жизни

С одной стороны, нет ничего плохого в том, чтобы ребенок публично продемонстрировал свои способности, навыки, таланты. С другой стороны, чтобы участие в подобных программах приносило ребенку скорее пользу, а не вред, следует учитывать его возрастные ограничения, индивидуальные особенности, уровень личностного и интеллектуального развития, специфику взаимоотношений с родителями, опыт публичных выступлений.

К тревожным симптомам в ситуации публичных конкурсов и выступлений, которые могут привести к негативным последствиям в развитии ребенка, следует относить следующие.

  • Когда мотивация родителей к участию ребенка в подобных программах публичного характера намного выше мотивации самого ребенка. В этом случае родители фактически используют ребенка, чтобы таким образом осуществить свои детские мечты и нереализованные социальные притязания. Возможно также, что прагматически ориентированные родители стремятся к материальной выгоде, фактически вынуждая талантливого ребенка работать на их нужды. Часто подобные ситуации возникают в семьях с авторитарным стилем воспитания, когда ребенок несвободен в своих устремлениях, в созависимых отношениях в семье, в малообеспеченных семьях и т. д.
  • Когда у ребенка наблюдаются деструктивные последствия стресса: оцепенение перед аудиторией, обмороки, апатия, нарушение пищевого поведения, нарушение сна, невротические тики, депрессия, агрессивное поведение и т. д. Это случается в том случае, если индивидуальные и возрастно-половые особенности ребенка не учитываются при подготовке и организации подобных мероприятий: время суток, режим питания, свойства темперамента, психодинамические характеристики (утомляемость, возбудимость нервной системы, переключаемость внимания, устойчивость к длительным и интенсивным нагрузкам и т. д.).
  • Когда ребенок долгое время находился в центре внимания аудитории, поклонников, продюсеров и, став известным, узнаваемым, как говорят в народе, «зазвездился» (зазнался). Этот феномен переживают многие люди, получившие популярность. И далеко не все взрослые могут справиться с навалившейся вдруг на них славой. Что же говорить о детях! Популярность может повлиять непредсказуемым образом на характер, поведение ребенка, может изменить направленность его личности, ценностно-смысловые ориентиры. В группе риска находятся дети, получившие популярность легко, без усилий, дети с неустойчивой психикой, с акцентуациями характера, дети, воспитанные по типу «кумира семьи».

Как понять, есть ли у ребенка талант

На этот вопрос уже более века пытается найти ответ научная психология и психодиагностика. Ключевым пунктом в его решении стала проблема соотношения наследственности и среды в развитии таких характеристик деятельности личности, как способности, одаренность, талант, гениальность. Прежде чем рассуждать о таланте и его обнаружении, попробуем сначала развести все вышеуказанные понятия.

Чтобы отличить талант от гениальности, приведем известное в кругах научной психологии сравнение: «Гений делает то, что должен, талант — то, что может». Талант же принято считать высшим уровнем одаренности, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность ряда способностей, обусловливающую особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющую его среди других людей, выполняющих эту деятельность или обучающихся. Также известен фразеологизм «зарыть свой талант в землю», связанный с евангельской притчей о рабе, который зарыл свое серебро, дарованное хозяином, в землю. Значит, в таланте подразумевается, с одной стороны, наличие врожденных основ (в психологии они называются природными задатками), с другой стороны — подчеркивается возможность развития таланта при жизни.

Таким образом, с талантом не рождаются, и поэтому его нельзя в буквальном смысле «раскрыть». Для развития таланта должны сложиться уникальные органические и психо-социальные условия, которые позволят ребенку проявить повышенную активность и мотивацию в определенном роде деятельности.

Помимо природных задатков и окружающей ребенка предметной стимульной среды, должна быть организована соответствующая индивидным и индивидуальным особенностям ребенка система взаимоотношений с социумом. Это означает, что для развития таланта недостаточно только самих задатков (они нейтральны от рождения), или только специфики предметной стимульной среды (например, прослушивание с самого рождения классической музыки для развития таланта в музыкальной сфере), или особенных взаимоотношений со значимыми взрослыми, помогающими быстрее сформировать соответствующие навыки.

Талант — это именно сочетание всех трех условий, опосредованное высокой долей спонтанной творческой активности ребенка. Именно последнее отличает талант от способностей, где творческая активность ребенка проявляется в значительно меньшей степени.

С какого возраста специалисты рекомендуют отдавать детей в секции, кружки и команды? Нужно ли присутствовать на занятиях?

В этом вопросе следует ориентироваться в первую очередь на потребности и индивидуальные особенности ребенка.

Существуют развивающие занятия для детей раннего возраста (1–3 года). Такие занятия обычно проходят в формате «вместе с мамой». Ребенок может знакомиться на таких занятиях с самыми разными сферами жизни человека: музыкальными инструментами, художественным творчеством, различными видами танца и спорта, иностранными языками, театральной деятельностью, миром животных, техникой и т. п.

В дошкольном возрасте (37 лет) ребенок проявляет уже бо́льшую самостоятельность и многое желает делать сам, однако помощь взрослого требуется в организации занятий, ориентировке и выделении существенного. Эту роль хорошо может выполнять воспитатель, тренер, наставник, руководитель кружка. В этом возрасте детей можно и нужно постепенно «отпускать» от себя, хотя бы на время занятий в кружке (секции). Уровень личностного и интеллектуального развития позволяет уже это сделать. Однако при длительных выездных соревнованиях, выступлениях ребенку-дошкольнику все же требуется присутствие близкого взрослого, особенно если ребенок сензитивный (с повышенной чувствительностью).

Полноценную командную жизнь с выездными мероприятиями ребенку рекомендуется начинать не раньше достижения им 911 лет.

Точный возраст при этом сложно определить. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка: его психодинамические, интеллектуальные, личностные особенности, сформировавшиеся привычки, уровень психологической сепарации от родителей, переживание травматического опыта, взаимоотношения в семье и т. д.

 

Полезные советы: как раскрыть талант ребенка

Исходя из всего сказанного выше, становится ясно, что готового рецепта, как развить талант ребенка, не существует. Но можно дать несколько полезных советов взрослым, если они хотят помочь ребенку на пути развития его талантов:

  • не навязывайте инициативу в овладении каким-либо видом деятельности, лучше подождите, когда ребенок сам проявит интерес;
  • прежде чем отправить ребенка на конкурс или ТВ-программу, обсудите с ним все подробности ожидаемых событий: убедитесь, что он адекватно представляет себе то, что будет происходить, спросите, как он себе их представляет, поясните ключевые моменты, о которых ребенок не подозревал, не пугайте его трудностями, а лучше задавайте вопросы, как и что он будет делать в различных ситуациях, укрепляйте веру в себя, помогая советом к месту, а не тревожным перечислением возможных неудач;
  • по возможности исключите влияние установок, рекламы, стереотипов, шаблонов в овладении новой деятельностью (например, в изобразительном творчестве дайте ребенку свободу, не критикуйте постоянно, не дорисовывайте и не корректируйте рисунок ребенка, пока он об этом сам не попросил, чаще хвалите, но по делу, создавайте условия для положительных эмоций);
  • доверяйте возникшему вдруг интересу ребенка, даже если он кажется вам скучным, не предлагайте другое сразу, не давайте отрицательную оценку и не выражайте скептицизм.
Поделиться в соцсетях