Рекомендации психолога
С нежеланием ребенка учиться сталкивается немало родителей. Это может проявляться в прогулах, невыполненных домашних заданиях, плохих оценках. Как в такой ситуации поступать, рассказывает Павел Гришель, преподаватель кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ.
О мотивации
В целом мотивация непостоянна и может меняться в зависимости от ситуации и содержания деятельности. Не существует людей, которые мотивированы постоянно и во всех сферах деятельности. В контексте мотивации учения, желания учиться это означает, что ребенок может хотеть изучать один предмет, но не хотеть — другой. От родителей и учителей можно слышать, что, например, Иван спит на истории, но у него загораются глаза на уроках физики, а у Маши, напротив, нет никакого интереса к математике, но есть стремление разобраться в иностранном языке и литературе.
Кроме этого, желание учиться связано с возрастом ребенка: если в начальной школе в большей степени на первом месте стоит познавательный мотив, в подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками, самопознание, а учеба уходит на второй план.

Виды мотивации
В психологии выделяют два вида мотивации: внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя мотивация связана с получением радости от самого процесса деятельности. Иными словами, человек занимается чем-то, потому что ему это интересно, выполняет задания из личного интереса. Он получает удовольствие от самого процесса деятельности и стремится к саморазвитию («Я читаю „Войну и мир“, потому что мне интересно, а не потому, что задали»).
Внешняя мотивация, напротив, характеризуется тем, что человек движим какими-то внешними по отношению к нему целями:
- стремлением избежать наказания или получить награду («Если я не сделаю домашнее задание, меня лишат видеоигр»);
- желанием избежать вины и стыда или получить одобрение («Я не хочу огорчать маму и поэтому стараюсь выучить уроки»);
- человек сознательно принимает ценность действия, потому что это важно для него, и принимает ее как свою («Я много читаю, потому что хочу стать журналистом, а для этого необходимы высокие баллы ЕГЭ по литературе»).
Когда родители сталкиваются с потерей интереса или вообще нежеланием ребенка учиться, самый частый способ повысить мотивацию — использование поощрений, то есть внешняя мотивация, когда ребенку предлагают награду за выполнение какого-то действия. Например, за выполнение домашнего задания по математике ребенку разрешают поиграть в компьютерную игру, а за плохие оценки лишают телефона.
Подобные поощрения могут быть эффективными, когда речь идет о неинтересных занятиях, которые не требуют долгосрочного вовлечения, например, уборка комнаты. В случае же учебной деятельности такие поощрения могут помочь включиться в деятельность немотивированным детям, но в долгосрочной перспективе, наоборот, навредить, потому что снижается ценность самого действия и снижается внутренняя мотивация.
Это связано с тем, что необходимая деятельность будет выполняться только ради награды, но не будет выполняться в случае ее отсутствия. Поэтому, когда речь идет о мотивации детей к учебе, стоит обращать внимание на другие виды мотивации и стремиться сформировать у ребенка осознание значимости занятий.
Рекомендации родителям
Несколько способов, которые могут помочь заменить внешнее поощрение.
Совместная деятельность
Покажите, что считаете учебу важной и значимой: выполняйте вместе с ребенком проекты, читайте вместе с ребенком, обсуждайте, что из изученного материала было наиболее интересным и увлекательным. Иными словами, один из путей — это доверительные отношения с ребенком.
Делайте акцент на пользе от конкретных знаний
Покажите, как знания и умения можно применить в реальной жизни. Например, иностранный язык позволит смотреть кино без перевода и читать иностранную литературу в оригинале, физика нужна, чтобы починить светильник и разобраться в емкостях аккумуляторов для смартфонов.
Помогите ребенку увидеть личную значимость учебы
Покажите, как знания включены в его повседневную жизнь и связаны с тем, что ему нравится. Например, как математика и физика связаны с игрой на музыкальных инструментах или как изучение иностранного языка помогает понимать тексты песен любимых исполнителей.
Что еще влияет на мотивацию
Установки, или убеждения. Первое — установка на рост, то есть убеждение, что обучение влияет на развитие способностей, интеллекта. Неудачи при этом рассматриваются как возможность для роста и развития.
Установка на рост может по-разному проявляться в разных предметных областях. Например, Наташа считает, что неспособна к математике, и не видит смысла стараться, чтобы получать хорошие оценки. В результате она даже не пытается разобраться в материале и сдается при решении задач. С другой стороны, Наташа видит, что у нее есть сложности с английским языком, но уверена, что практика поможет ей улучшить навыки, и поэтому записывается в разговорный клуб и ходит туда раз в неделю.
Обратной стороной установки на рост является фиксированная установка — убеждение, что способности плохо развиваются либо не развиваются вовсе вне зависимости от прилагаемых усилий. Иными словами, убеждение в природной предопределенности способностей к каким-то определенным областям знания, деятельности.
Например, Иван может считать, что у него нет способностей к физике, и поэтому не стоит пытаться разобраться в сложных темах. Но зато у него есть способности к истории и литературе, и поэтому необходимо прикладывать усилия именно в этих предметах.
Что сделать, чтобы повысить мотивацию
- Хвалите ребенка за усилия, а не за способности. Когда ребенок показывает вам результаты работы, к которой были приложены значительные усилия, скажите: «Ты очень много работал. Я восхищаюсь вниманием, которые ты уделил этому».
- Поддерживайте ребенка в начинаниях. Хвалите за стремление освоить новое, даже если возможна неудача.
- Взгляните на неудачи по-другому. Если произошла неудача, помогите ребенку увидеть возможность сделать что-то по-другому, попробовать новый способ действий.
- Поощряйте настойчивость. Когда ребенок осваивает что-то новое, отмечайте его упорство в преодолении трудностей.
- Поощряйте ребенка обращаться за помощью. Просьба о помощи — это возможность получить новую информацию.
Установки и убеждения родителей
Также на особенности мотивации к учению оказывают влияние установки родителей, их ожидания в отношении важности образования. Родители передают свои установки и убеждения детям через поведение и язык, который они используют, когда говорят о школе, об образовании. Например, родители могут поощрять ребенка добиваться высоких результатов в учебе, хвалить ребенка за хорошие оценки и усилия, которые ребенок прилагает к обучению.
Таким образом, когда родители позитивно оценивают способности и успеваемость ребенка, они способствуют развитию у него чувства компетентности, самостоятельности и вовлеченности в учебу.
В частности, исследования показывают, что воспринимаемая ребенком родительская поддержка связана с повышением настойчивости в выполнении домашних заданий. При этом, чем больше матери предоставляли ребенку самостоятельности при выполнении домашних заданий, тем больше настойчивости проявлял ребенок в выполнении домашнего задания. Напротив, чем чаще матери помогали детям без их просьбы о помощи, тем менее настойчивым в выполнении задач оказывался их ребенок.

Родители, которые высоко оценивают способности своих детей, поощряют детей выбирать более сложные учебные задачи, побуждают действовать детей самостоятельно, проявлять больше настойчивости в учебе и прилагать дополнительные усилия. Также родители, убежденные в способностях своих детей, дают положительную обратную связь, что создает у ребенка ощущение компетентности и уверенности в своих силах и, как результат, мотивацию к обучению. При этом важно подчеркнуть, что установки родителей усваиваются детьми.
Таким образом, теплые доверительные отношения, поддержка самостоятельности, поощрение усилий для достижения целей, поддержка ребенка в начинаниях способствуют вовлеченности в учебу и, как результат, желанию учиться.
Также снижение учебной мотивации может быть связано с депрессивными проявлениями. В этом случае ребенок может жаловаться на повышенную утомляемость, усталость, скуку, невозможность сосредоточиться, понять и запомнить учебный материал. Эти жалобы могут сопровождаться идеями о собственной несостоятельности, отказом от посещения школы. В этих случаях необходимо обратиться к психиатру.
Если вы не можете самостоятельно справиться с возникшими трудностями, обратитесь к психологу. Консультация со специалистом поможет улучшить взаимоотношения с ребенком, изменить установки по отношению к учебе как у родителя, так и у ребенка, а также поможет оптимальным образом реагировать на учебные трудности.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

