background picturebackground picture

Мой ребенок — гений

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

205

«Ускоряя развитие, мы его тормозим», — мнение эксперта

«Мой ребенок — маленький гений! Все у него получается! Его хвалят в школе, обожают тренеры, а еще он танцует, поет и играет на фортепиано! Хотим попробовать еще отдать его „в языки“! Все говорят, что китайский сложный, но наш-то точно „потянет“, он такой умница!» Часто ли вы слышали что-то похожее? Или, возможно, вас самих, как прекрасных и увлеченных судьбой своего чада родителей, посещали такие мысли? Мария Блохина, методист, автор серии продуктов по подготовке детей к школе из серии «Фишки для подготовишки» и мама двоих детей, предлагает разобраться с тем, что, мягко говоря, не так в этом настрое искренне любящих своих детей мам и пап.

Предел возможностей

Бесспорно, любовь к ребенку, гордость за его достижения и желание дать ему возможности для развития — лучшие родительские добродетели. Но! У ребенка есть предел возможностей. Этот понятный и вроде бы очень логичный тезис саботируется родителями в большинстве своем. И этот предел возможностей есть у ребенка всегда — вне зависимости от того, сколько ему лет — шесть или шестнадцать.

Рассмотрим простой пример, чтобы прочувствовать, что такое предел возможностей, на своих собственных взрослых ощущениях. Например, вы очень любите мороженое. Съешьте одну пиалу с мороженым. Потом вторую. А сможете съесть его целый тазик? Получится? Скорее всего, нет. Что чувствует ваш желудок? Он растянут, есть неприятные ощущения, боль и начало формирования отвращения к самому любимому ранее десерту — мороженому. А теперь проведем аналогию с обучением. Как вы считаете, что ощущает ребенок, когда у него в неделю нет ни одного выходного? Он как полоумный несется с одного кружка на другой, спотыкаясь о рюкзак со всем необходимым. (Рюкзак, кстати, тоже надо собирать все время, и на разные кружки и секции разное наполнение, и ничего нельзя забыть! Если забыл — виноват: «Ну как же так?!») И все равно на самых высоких скоростях ребенок везде опаздывает или постоянно подгоняется взрослыми: «Быстрее, опоздаем!», «Скорее! Что ты там тащишься?!»

Что чувствует ребенок?

Задайте себе вопрос: что чувствует ребенок? Он в этой деятельности является субъектом? Увы, нет. Ребенок здесь — объект, приблизительно такой же, как футбольный мяч. Его подпинывают, чеканят, радуются тому, что мяч залетает в ворота и забит гол. Но, в отличие от футбольного мяча, у ребенка есть очень сложное внутреннее наполнение, которое находится в динамичном развитии и на которое влияют гормональные перестройки. «Иначе говоря, если мы, дорогие родители, желая лучшего для своего чада, с максимальной эффективностью расписали время ребенка с 8:00 до 21:00, то, боюсь вас огорчить, совершили ошибку. Перестаньте увеличивать атаку дополнительных занятий на ребенка! Это вредит ему: ребенок выгорает и в итоге теряет мотивацию к любым видам деятельности. Я уже не говорю про нарушения здоровья — и физического, и психического», — отмечает Мария Блохина.

У ребенка (как и у взрослого, кстати) должно быть время на внешнее ничегонеделание. Но это только внешне ребенок ничего не делает. Без уроков, дополнительных занятий, просиживания у компьютера, чтения книг, присутствия рядом друзей ребенок начинает маяться: «Чем же себя занять-то?» И находит занятие.

«Родителям я очень советую прочитать „Воспитание свободой“ Александра Нилла — одну из книг серии „Библиотека Гиппенрейтер“, — говорит Мария Блохина. — Это удивительно понятная, интересная, захватывающая книга про то, что каждый ребенок хочет и жаждет обучения, но должен прийти к этому со своей скоростью. И наше умение взрослых уважать его индивидуальные скорости, выделение ему этого времени на ничегонеделание очень помогают вырасти самостоятельным и мотивированным субъектом, а не глянцевым, классным футбольным мячом, который потом будет пинать уже не ваша нога, а чья-то другая…»

Ничегонеделание

Вернемся к ничегонеделанию. Почему так важно, чтобы это время было? Потому что в этот момент внутри происходит важнейший процесс рефлексии. Рефлексия, если говорить просто, — это беспристрастное (без эмоций) оценивание себя в прошлом: «Что я делал? Зачем? К чему это привело? Что я сейчас чувствую, вспоминая эти события? А надо ли мне было вообще что-то делать?»

Когда вы даете ребенку свободное время, он начинает слушать себя: «Чем мне себя занять? А чего я по-настоящему хочу от этой жизни? Какое дело мне интересно? Что приносит мне радость и энтузиазм?»

Конечно же, ребенок начинает скучать: «Мам, чем мне заняться? Мам, поиграй со мной!» и т. д. Вот в этой маяте ребенка и неучастии родителя в организации его жизни и рождается настоящее умение слушать себя, быть наедине с собой и принимать решения о том, чем заниматься сегодня, завтра и вообще в жизни.

Послесловие

«Сегодня наблюдается тренд среди родителей: если есть деньги, то нужно дать ребенку все и сразу! Ведь он должен быть „крутым“ и образованным, чтобы потом обойти всех конкурентов и стать самым успешным в жизни! С такой интенсивностью, дорогие мамы и папы, наши дети, конечно, станут первыми, но, увы, среди невротиков…

Я желаю вам жить позитивно и спокойно, у вас есть время на все, а главное — время на умение себя останавливать и отдыхать, время на подумать и просто поваляться в обнимку. Поверьте, пользы от этого гораздо больше и вам, и ребенку, и семье в целом», — подводит итог Мария Блохина.

Семейного вам счастья и благополучия! Пусть наши дети будут здоровыми и счастливыми!

Поделиться в соцсетях