Что делать с детскими страхами
Страх — естественная эмоция человека. Но не всегда понятно, как именно нужно к ней относиться: подавлять, игнорировать, может быть, лечить? Разобраться в проблеме помогает детский и семейный психолог-консультант, специалист по работе с приемной семьей, мама троих детей Катерина Демина.
Разные опасности
Для каждого детского возраста характерны свои переживания, которые развиваются по общей для всех людей шкале психо-сексуального развития. Человек переживает три стадии взросления: малыши до 3 лет, дошкольники и младшие школьники (до 12–13 лет), подростки (почти до 20 лет). Страхи также делятся на три группы:
- биологические: страх уничтожения, поглощения («Я боюсь, что меня съест монстр»), страх повреждения, разрушения («Я боюсь, что я умру»);
- социальные: страх непринятия («Боюсь, что надо мной будут смеяться»);
- экзистенциальные: бытийные страхи о будущем человечества («Боюсь, что планета погибнет»).
Тревога за жизнь
Биологические страхи характерны для детей от 1,5 до 3 лет. Малыши часто боятся животных, природных явлений, высоты, глубины, воды, крови, темноты, незнакомого места. Это самые древние страхи, связанные с непосредственной угрозой жизни.
Дети часто запоминают места, где им сделали больно или напугали. Например, ребенок на прогулке может отказываться идти в какую-то определенную сторону, а потом оказывается, что в том направлении находится поликлиника, где ему делали укол. При этом, если речь у ребенка уже хорошо развита, можно быстро выяснить, чего именно он боится. Если же он еще маленький, то страх возможно определить по рисункам.
Один из самых распространенных страхов — страх темноты. Ребенок отказывается спать в одиночестве, не дает выключать свет, просится к родителям. В такой ситуации необходимо обеспечить ребенку чувство безопасности. Можно подвинуть детскую кроватку вплотную к кровати родителей, можно постелить матрасик на полу рядом. Если малыш хочет спать со светом, не выключайте его или приобретите ночник.
В этот период бесполезно пытаться переубедить ребенка, что под кроватью никто не живет и в темноте нет монстров. Он точно знает, что есть. Все разговоры про то, что «ты уже большой» и «как тебе не стыдно», только усугубят ситуацию.
Еще очень важно обращать внимание на дневные впечатления. Самый главный враг — это телевизор. Особенно когда он работает в фоновом режиме. Родители не замечают, что происходит на экране, а малыш впитывает абсолютно всю информацию.
Мозг человека, особенно ребенка, не предназначен для обработки резких, ярких, быстро меняющихся объектов и громких звуков. Для людей резкий громкий звук — это однозначно война. Поэтому детям можно смотреть только адаптированные для детского возраста каналы («Дисней» сюда не входит!).
До 5 лет ребенку разрешено показывать очень короткие мультики с простым сюжетом, медленно развивающимся, без музыкального сопровождения, но со словами. Радио в виде фона тоже не способствует спокойствию и ощущению безопасности. Ребенку необходимо быть иногда в тишине, слышать размеренную человеческую речь.
Бесполезно и вредно стыдить и ругать малыша, который боится. Совесть формируется только к 7 годам. Лучше сказать: «Тебе страшно? Давай посмотрим, что случилось. Не бойся, я с тобой». Это послание сообщает ребенку, что он под защитой.
Борьба за власть
В 4–5 лет начинается новый этап развития — эдипальная фаза. Суть эдипова конфликта заключается в следующем.
- Осознать принадлежность к определенному полу и идентифицироваться с ним.
- Влюбиться в родителя противоположного пола.
- Испугаться и получить отказ.
- Проиграть этот конфликт и быть побежденным.
- Развернуться к сверстникам.
На данном этапе развития ребенок должен влюбиться в родителя противоположного пола и идентифицироваться со своим полом. Классический вариант страха для эдипальной фазы — кошмар, когда «за мной кто-то гонится». Появляется образ страшного человека, который хочет убить. Это характерный страх для возраста 5–8 лет.
Откуда берется этот страх? Мальчик конкурирует с папой за внимание мамы, желая при этом (подсознательно), чтобы папа куда-нибудь делся. В то же время папа об этом знает и тоже хочет (думает, вернее, ощущает ребенок) устранить малыша.
У ребенка появляется задача — отстранить друг от друга родителей. В это время дети снова начинают проситься к родителям в постель, устраивают истерики и т. п. Может появиться энурез. Родителям следует быть начеку. Если приснился страшный сон, нужно прийти к ребенку, посидеть рядом с ним, сказать: «Я с тобой», но не брать в свою постель. Вообще не стоит брать в постель детей старше 3 лет.
Новые знания
К 5 годам в сознании ребенка появляется тема смерти. Он начинает осознавать, что смертен и все остальные тоже. До 5 лет ребенок уверен в собственном бессмертии и всемогуществе, особенно если все время смотрит мультфильмы про супергероев. Но в этом возрасте идея смерти уже хорошо осознается. Если в семье не принято говорить о таких событиях, то эта тема загоняется в «подпол», в подсознание. В результате у ребенка появляются кошмары. Дети все слышат, все чувствуют, но, если с ними никто ничего не обсуждает, они ничего не понимают, и появляется тревога.
Еще в данный период становятся очень актуальными вопросы не только о смерти, но и о жизни, в частности «Откуда я появился на свет?» Ответить на них поможет очень точно психологически выверенная книга Катерины Януш «Как я появился на свет».
Правильный выход
Для благополучного разрешения эдипова конфликта нужны определенные условия.
- Удовлетворительная сексуальная жизнь родителей.
- Уверенность ребенка, что его любят несмотря ни на что.
- Возможность для выражения агрессии.
- Насыщенная социальная жизнь ребенка.
Если малыш втянут третьим в отношения родителей, у него появляется очень много страхов, могут возникнуть энурез и другие болезни.
Ребенок ни в коем случае не должен победить в этом конфликте. Иначе образуется пара «родитель — ребенок», и это губительно для детской психики. Мальчику (девочке) необходимо понять и принять тот факт, что жениться на маме (выйти замуж за папу) он (она) не сможет, и переключить свое внимание на сверстников.
Вхождение в общество
В 6–7 лет ребенок идет в школу, то есть становится активным членом сообщества, где у него появляются страхи, свойственные его возрасту и положению. В этот период для детей большое значение приобретают отношения со сверстниками, поэтому страхи перемещаются в область общения с социумом.
Социальные страхи заключаются в следующем: быть непринятым, осмеянным, неуспешным, отвергнутым. Самый страшный страх мальчика — быть осмеянным, если он чего-то не смог, а девочки — отвержение («Они со мной не водятся»).
В этот период родителям следует обратить внимание на то, какой политики придерживается учительница в школе. Если в классе постоянно присутствует соревновательный момент («Кто самый лучший ученик?», «Кто достиг наилучших результатов?»), это очень плохо влияет на ребенка. Конкуренция в данном случае неприемлема.
Большие детки
У подростка, по мере того как он начинает осознавать свою принадлежность к биологическому виду («Я — человек!»), появляются экзистенциальные страхи. Он может начать бояться вселенских катастроф, экологических проблем, атомной войны, глобального потепления и т. п.
Для того чтобы эти страхи не доросли до «вселенских» масштабов, родителям желательно поинтересоваться источниками информации, откуда ребенок получает сведения о происходящем, и поговорить с ним о том, что его волнует.
Очень важно в этом возрасте не пропустить манифестацию шизофрении (обычно такое происходит около 16 лет). Если у ребенка появляются вычурные страхи, развернутая, простроенная картина грядущих бедствий и вообще он говорит много странного, не стоит ждать — лучше проконсультироваться с врачом.
Если есть проблема
Естественные, нормальные страхи, свойственные конкретному возрасту и определенной фазе развития, со временем пройдут. А вот фобии могут оставаться надолго.
Чем фобии отличаются от нормальных страхов:
- постоянно присутствуют в фоне внимания;
- мешают нормальной жизни;
- закрепляются надолго.
В этом случае поможет работа со специалистами. Если родителям не удается справиться с проблемой самостоятельно, они всегда могут получить поддержку, обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения).
Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.
Посмотреть вебинар Катерины Деминой можно по ссылке.