background picturebackground picture

Маленькие дети в изоляции: как их развивать и развлекать

Раннее детство

112

Внимательные и заботливые родители могут не беспокоиться о том, что их дети упустят что-то важное

Мозг ребенка активнее всего развивается в первые 3–4 года жизни. В это время закладываются основы эмоционального и социального взаимодействия с миром, формируются когнитивные, моторные и другие важные способности. О том, как на эти процессы влияет режим самоизоляции и возможно ли полноценное развитие малыша дома, рассказывает детский психолог Вера Поветкина.

К ограничениям можно адаптироваться, но активным детям переносить изоляцию сложнее

В ситуации, когда мы ограничены во всем и даже обычная прогулка недоступна, сложности испытывают все родители, независимо от возраста детей. Но если дети маленькие, родителям не просто сложно, а еще и тревожно: как изоляция повлияет на развитие ребенка, можно ли развивать его социальные и двигательные навыки, если все сидят взаперти?

Действительно, в возрасте до 3 лет детский мозг проделывает колоссальную работу: ребенок учится распознавать образы людей и предметов, понимать причинно-следственные связи между событиями, начинает регулировать эмоции, управлять телом и осваивать речь.

Но дать ребенку то, в чем он нуждается в первую очередь, родители могут и не выходя из дома: это любовь, внимание и простые занятия, которые станут стимулом для развития.

Будет ли малышу достаточно домашнего пространства? Это во многом зависит от того, как была организована жизнь семьи до карантина. Допустим, ребенок активно гулял, часто куда-нибудь ездил с родителями, бывал в студии раннего развития. Теперь, когда вся семья засела дома, ему может быть психологически тесно в квартире, ведь он уже знает: за окнами такой интересный мир! Тогда малыш может капризничать и грустить, не понимая, почему теперь туда нельзя.

Чтобы помочь активному малышу адаптироваться, постепенно переходите в более спокойный режим: дайте ему чуть дольше утром побыть в кровати, больше читайте, делайте массаж, чтобы снять напряжение.

Жизнь детей-домоседов, которые в основном гуляли на ближайших детских площадках, изменилась не так сильно. Разве что в эмоциональном плане: мы вынуждены соблюдать режим самоизоляции, и это накладывает отпечаток на поведение всех членов семьи. Малыш не знает, что такое пандемия и почему всем приходится сидеть дома, но он чувствует тревогу родителей.

Если он задает вопросы о том, что происходит, расскажите ему об этом понятным языком, но без лишних подробностей, например: «Сейчас все сидят по домам, это нужно для нашей безопасности. А пока мы дома, у нас есть куча интересных дел: пойдем выясним, кто построит самую высокую башню из кубиков».

Путешествия по квартире и тоннели из покрывал дают возможность двигаться

Если семья живет в частном доме с участком или на даче, то возможность для прогулок остается, и развивать у ребенка моторные навыки гораздо проще. Родители, которые остались с детьми в квартирах, могут играть с ними в двигательные и тактильные игры. Попробуйте из стульев и одеял сделать тоннель, через который ребенок с удовольствием будет ползать или ходить. Можно соорудить на пути преграды, которые ему по силам преодолеть, — например, из подушек. Такие игры помогают развивать ощущение своего тела и учат управлять движениями.

Моторные навыки можно развивать другими способами: например, родители передвигают интересующий ребенка предмет так, чтобы он оставался в поле зрения, и предлагают малышу до него доползти.

Хоть какой-то заменой качелям может стать еще одна игра, которую любят маленькие дети, — когда двое взрослых качают ребенка в пледе, словно в гамаке.

Чуть более сложная игра — продумать сюжет и маршрут «путешествия по квартире». Например, помочь сказочному герою или любимой игрушке достичь цели, что-нибудь найти. В процессе можно залезть на стул или, наоборот, проползти под ним, перелезть через папу, пройти по краю дивана с поддержкой мамы.

Если ребенок любит купаться, то можно придумать множество игр в ванной — с игрушками, со струей воды, с переливанием из одного сосуда в другой. Во время водных процедур мозг активно обрабатывает сигналы от рецепторов кожи, это обогащает тактильный опыт ребенка. Попробуйте также обратить внимание на методику Монтессори: в ней содержится множество идей для тактильных игр с подручными материалами.

Контакт через экран помогает сохранить эмоциональные связи

Многие родители беспокоятся из-за того, что их маленькие дети лишены полноценного общения с миром. В результате, считают они, будет упущен момент для развития социальных навыков. Однако главные люди в жизни маленького ребенка живут с ним под одной крышей — это родители и другие члены семьи. Если они уделяют малышу внимание, проводят с ним много времени, то такого общения в принципе достаточно.

Даже двух-трехлетнего малыша можно сделать участником видеозвонка родственникам. Возможно, вы поддерживаете контакт с родителями других детей, с которыми ребенок играет на площадке или ходит на развивающие занятия. Попробуйте договориться о видеозвонке и с ними.

Желательно использовать для этого не смартфон, а экран компьютера или планшета, потому что маленьким детям легче воспринимать человеческие образы, приближенные к реальным размерам. У большинства популярных мессенджеров есть веб-версии, которые это позволяют.

Лучше не затягивать общение, чтобы не утомить ребенка. Пусть дети покажут друг другу игрушки, порадуются встрече (даже и виртуальной) и пообщаются на своем уровне хотя бы несколько минут — для каждого из них это уже будет большое событие и стимул для развития. Общаясь с родными, тоже старайтесь вовлекать ребенка ненадолго и, если это возможно, подбирайте уже знакомых собеседников или близких по возрасту.

Возможно, ребенок особенно близок с кем-то из бабушек и дедушек, а теперь они не могут видеться так же часто, как раньше. Попробуйте приобщить старшее поколение к повседневным ритуалам ребенка в режиме онлайн: например, они могут читать сказки на ночь по телефону. Пусть малыш чувствует, что отношения не прерываются, а просто переходят в другую форму.

Во время пандемии самокритика только отнимает силы

Пандемия COVID-19 — своего рода нештатная ситуация для всех нас, и благополучие всей семьи в первую очередь зависит от самочувствия родителей, от того, хватит ли у них сил. Поэтому сейчас важно снизить планку требований к ребенку и больше заботиться о себе.

В реальности, увы, происходит обратное. Многие мамы активно пробуют разные методики раннего развития, пытаются заполнить все время ребенка полезными с их точки зрения делами, стремятся именно сейчас стать идеальными матерями. Для многих из них такой перфекционизм — это в том числе способ справиться с собственной тревогой.

Вместо этого лучше попытаться встроить задачи развития ребенка в ритм жизни семьи. Например, пока готовите еду, найдите ему занятие на кухне — пусть играет с крупой или раскладывает предметы.

Есть силы в перерыве между делами достать бумагу и вместе порисовать — хорошо. Нет сил — это вовсе не значит, что вы недостаточно хорошие родители.

Постарайтесь обращать внимание на эмоции у ребенка, проговаривать их: «Похоже, тебе тяжело сидеть дома так долго, давай придумаем, чем мы можем заняться». Когда мы так говорим, ребенок чувствует, что его понимают, а еще учится осознавать свои чувства, ограничения и возможности. Родители могут поделиться своими эмоциями и предложить выход: «Жаль, что мы не можем поехать к бабушке, но мы можем ей позвонить». Таким образом ребенок сможет сохранить ощущение контакта с другими людьми, получит на самом базовом уровне опыт того, как проходить через сложные периоды в жизни.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях