background picturebackground picture

Лечебно-развивающий режим для ребенка с аутизмом

Раннее детство

Дошкольники

Особые дети

211

Что нужно делать родителям

Детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) для успешного развития недостаточно только работы со специалистами. Огромное значение в их жизни играет семья. О том, как создать благоприятные, развивающие условия для ребенка с РАС, рассказывают старшие научные сотрудники Лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ ИКП кандидат психологических наук Оксана Аршатская и кандидат психологических наук Ирина Антонова.

Порядок прежде всего

Режим дня семьи, в которой живет ребенок с РАС, предполагает много важных развивающих форм работы, которые позволяют тренировать его во взаимодействии, развивать его возможности в контакте, стимулировать речь и понимание осмысленного отношения к происходящему вокруг.

При этом важно понимать, что развитие ребенка с РАС невозможно только посредством занятий со специалистами. Большая ответственность в этом процессе лежит на близких взрослых ребенка. Ему крайне необходим продуманный осмысленный режим дня и в целом жизни.

Ребенку с РАС очень важен предсказуемый, понятный распорядок дня. Когда он может подготовиться к предстоящим событиям и понимает значение того, что с ним происходит.

Для каждого ребенка, особенно раннего и дошкольного возраста, важно соблюдение и понимание определенной последовательности происходящих событий. Привычный режим дня позволяет формировать у ребенка с РАС понимание и осмысленное отношение к происходящему вокруг, способствует его речевому развитию. В чем заключается такой режим?

Что должен включать распорядок дня

  1. Эмоционально-смысловой комментарий, сопровождающий ребенка в течение дня. Находясь рядом с аутичным ребенком, не следует молчать. Буквально каждое свое действие желательно комментировать: «Ой, мы проснулись. Сейчас мы идем умываться, а чайник уже кипит. Мы будем есть на завтрак твою любимую запеканку. Мм, как вкусно!» и т. д. Вечером обязательно нужно проговорить с ребенком все произошедшее за день.
  2. Фиксация значимых позитивных моментов жизни ребенка в фото, видео, рисунках. Фотографируйте, снимайте, рисуйте все, что происходит с ребенком, даже если событие вам кажется незначительным. Из накопленных изображений стоит сделать альбом «Про нашу жизнь», который следует периодически просматривать, дополнять, обсуждать.
  3. Совместные игры «лицом к лицу» на руках: песни, потешки с паузами. Подбираем содержание из того, что нравится ребенку, расширяем репертуар.
  4. Совместный просмотр мультфильмов, чтение книг. Осмысление сюжетов книжных историй и мультфильмов в соотнесении с жизненным опытом ребенка.
  5. Формирование и развитие эпизодов общей сюжетной игры на основе значимых для ребенка впечатлений.
  6. Организованные занятия за столом, начиная примерно с 4 лет или по уровню готовности.

Основные задачи эмоционально-смыслового комментария

Постоянное эмоциональное, а не формальное комментирование событий дает возможность взрослому формировать у ребенка осмысленное отношение к окружающему миру и происходящему. Это помогает укреплять эмоциональную связь ребенка с близкими, регулировать его эмоциональное состояние.

Если ребенок фиксируется на каких-то негативных впечатлениях, эмоционально-смысловой комментарий позволяет переключать внимание малыша на позитивные моменты происходящего. Благодаря постоянному эмоционально-смысловому комментарию в течение дня у ребенка снижается уровень напряжения и тревоги.

Как научиться правильно комментировать события

Эмоционально-смысловой комментарий принципиально отличается от инструкций, от формального перечисления событий. Он должен быть эмоционально окрашенным, передавать положительное отношение взрослого к происходящему, заинтересовывать, увлекать ребенка.

Содержание эмоционально-смыслового комментария зависит от уровня эмоционального развития ребенка, от уровня сложности эмоционально значимых для него впечатлений.

В разных ситуациях эмоционально-смысловой комментарий может решать разные задачи: он может быть активирующим и тонизирующим, а может, наоборот, способствовать снижению уровня возбуждения и напряжения ребенка.

Комментируя происходящие события, взрослый должен ориентироваться на значимые для ребенка впечатления.

Важные игры

Одна из основных целей использования игр «лицом к лицу» на руках у родителей как метода коррекционной помощи — это развитие тесной эмоциональной связи между ребенком с РАС и родителями и формирование на этой основе разнообразных форм позитивного эмоционального взаимодействия. Игры «лицом к лицу» — это наиболее интенсивный способ развития подражания и активной речи у ребенка с РАС.

Игра дает возможность постоянной «разминки», тренировки ребенка в контакте со взрослым, объединения их внимания.

Внесение эмоционального смысла, развитие сюжета расширяет представления ребенка об окружающем мире, отвлекает его от привычных способов стереотипной активности, формируя интерес к житейским событиям.

В игре развивается произвольное внимание ребенка, создаются предпосылки для его независимого, спонтанного, произвольного поведения в целом.

Игра предоставляет возможность также и специальной работы по развитию речи аутичного ребенка. Она является незаменимым способом преодоления его эмоциональных проблем: изживания страхов, коррекции агрессивного поведения.

Важно помнить, что к каждому аутичному ребенку нужен сугубо индивидуальный подход, который в максимальной степени могут обеспечить его родители. Ведь они знают своего малыша лучше всех, а в общении с ним важна каждая мелочь и его личные впечатления. Чем более внимательными будут родители, тем большего успеха они смогут добиться.

Поделиться в соцсетях