background picturebackground picture

Кто прав, кто виноват?

Родители

Школьники

Подростки

639

Как правильно действовать всем участникам первого школьного конфликта

Недопонимание и выяснения отношений в коллективе происходят достаточно часто. Это обычное и совсем не страшное явление. Главное — научиться разрешать конфликты и находить верные пути выхода из затруднительных ситуаций. О том, как этого достичь, рассказывает педагог-психолог, системный семейный психотерапевт, клинический психолог, постоянный эксперт и спикер платформы Учи.ру института повышения квалификации МИРНО Гульфия Касимова.

Что такое конфликт?

Все люди разные, поэтому конфликты, и в образовательных учреждениях в том числе, неизбежны. Но их не стоит бояться. Скорее наоборот: опасаться нужно ситуаций, когда все тихо и не происходит никаких обсуждений и выяснений. Подобное может означать, что недовольство не высказывается и накапливается, что чревато серьезным «взрывом». Лучше не доводить ситуацию до крайности, а научиться решать проблему при первом ее появлении.

Конфликт — это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений и взглядов на те или иные аспекты.

Конфликт — наиболее острый вид решения проблем, происходящих в самых разных областях. Обычно он сопровождается негативными эмоциями (раздражением, злостью, агрессией и т. п.), выходящими иногда за рамки правил и норм. Редко, но случается, что конфликт разрастается до нарушений в правовой сфере. Тогда на помощь приходят службы медиации и даже правоохранительные организации.

В нем могут участвовать как отдельные люди, так и целые группы людей. Изучением конфликтов занимается наука конфликтология.

Отношение к понятию «конфликт»

Чаще всего конфликт воспринимается как весьма негативное явление, вызывающее отрицательные эмоции. До недавнего времени считалось, что любой вид конфликта не приводит ни к чему хорошему. Есть две крайние позиции — либо всегда молчать и терпеть, даже если что-то не нравится, но только чтобы не устроить скандал (обратите внимание: «конфликтовать» — значит «скандалить»), либо устраивать конфликт по любому поводу. Истина, как обычно, лежит посередине. В наши дни отношение к конфликтам несколько изменилось.

«Бесконфликтный человек» — это хорошо или плохо? Чаще всего такой человек не умеет отстаивать свои границы и свою точку зрения, не умеет вести переговоры, выдвигать аргументы, слушать собеседника. Иными словами, не умеет коммуницировать, а коммуникация — важный навык, необходимый современному человеку. В наши дни необходимо не избегать конфликтов, а научиться ими управлять. Этот навык очень важный.

Помните: в конфликте всегда есть третий участник — ребенок. Если родители конфликтуют с другими взрослыми, то они должны понимать, что в этот момент они демонстрируют сыну или дочери модель поведения. В дальнейшем ребенок будет поступать так же.

Причины конфликта

Конфликты возникают по разным поводам, но причин, как правило, не так много.

1. Барьер чужого желания. «Мне хочется, чтобы вы делали вот так». А другая сторона отказывается выполнять требование.

2. Смысловой барьер в общении. В каждое сказанное слово каждый участник конфликта вкладывает определенный смысл. Если люди воспринимают по-разному одни и те же понятия, то возникает недопонимание.

3. Эмоциональный барьер. Например, ребенок жалуется вечером родителю, а тот и так испытывает усталость и раздражение после рабочего дня. В результате взрослый звонит педагогу и начинает конфликтовать с учителем, раздражаясь и на него в том числе. В такой ситуации эмоции мешают понять, что происходит.

4. Моральный барьер. Конфликт возникает в том случае, когда сложно переступить какие-то принципы. Но в школе конфликты по этой причине возникают редко.

В первый раз

Первый школьный конфликт возникает из-за разочарования. Каждый участник процесса (родители, учителя, администрация) представляет его себе по-своему. У каждого из них есть свои ожидания. Когда эти ожидания не оправдываются, может возникнуть конфликт.

В такой ситуации важно проанализировать эмоции, которые вы испытываете, когда чувствуете, что начинаете входить в конфликт. А не разочарование ли это?

Стадии конфликта

У любого конфликта есть разные этапы, которые могут привести к разным результатам.

1. Избегание. Многие «проскакивают» этот этап и сразу переходят ко второму.

2. Выяснение отношений (переговоры, пересмотр). Переговоры умеют вести далеко не все. Как правило, на этой стадии зацикленность на себе, на своей точке зрения мешает выяснить участникам конфликта, что произошло на самом деле. Все они хотят донести именно собственные мысли, а не услышать другого. Хорошо, если на этой стадии человек все-таки сможет начать сомневаться в своей позиции. Иначе конфликт зайдет в тупик.

3. Тупик. Если конфликтная ситуация находится в тупике, требуется помощь медиатора. В подобном случае собственными силами найти решение вряд ли получится. Медиатором может выступить любая третья сторона.

4. Разрешение конфликта. Выхода два — либо новые модифицированные отношения, либо разрыв.

Если осознавать, в какой стадии конфликта находишься, можно понимать, как действовать. При этом нужно отдавать себе отчет в том, в каком конфликте участвуешь. Они бывают двух видов.

Конструктивные конфликты — инциденты, приводящие в итоге к положительным последствиям. Очень важно, чтобы обе стороны шли навстречу друг другу.

Деструктивные конфликты — инциденты, приводящие к негативным последствиям. В таких случаях обе стороны не в состоянии найти какой-либо компромисс, чтобы решить проблему. Более того, участники конфликта начинают испытывать враждебность по отношению друг к другу.

5 способов поведения

Конфликт, как и любой процесс, можно «запустить» по разным направлениям. От выбранной стратегии будет зависеть результат.

Подавление — реализация своих интересов за счет интересов других.

Подчинение — одна сторона жертвует своими интересами.

Избегание — уход от конфликта.

Компромисс — стиль частичных уступок (снижение остроты конфликта).

Сотрудничество — решение, которое полностью устраивает обе стороны конфликта. Данный способ разрешения конфликта требует умения сдерживать эмоции, выслушивать другую сторону, правильно излагать суть своих интересов.

Основные правила решения конфликта

  1. Признать существование конфликта и его предмет. Не бояться его и не прятать.
  2. Слушать, не перебивая другую сторону.
  3. Демонстрировать понимание роли другого.
  4. Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует. Придерживаться позиции «Я вижу, как вы расстроены».
  5. Четко формулировать предмет обсуждения. Не пытаться в одном конфликте выяснить все сразу.
  6. Устанавливать общие точки зрения.
  7. Выяснять, что вас разъединяет (часто на самом деле все хотят одного и того же).
  8. Стараться сохранить свое лицо и лицо оппонента.
  9. Искать общее решение, которое удовлетворит все стороны.
  10. Принять общее «коммюнике» и договориться о сотрудничестве.

Перед «прыжком»

Если собираетесь конфликтовать, задайте себе несколько вопросов:

  • Зачем?
  • Когда я так эмоционально и агрессивно спрашиваю, я чего добиваюсь?
  • Я хочу победить, чтобы показать, кто главный, или доказать что-то другое?
  • Я сейчас чьи интересы защищаю?

Помните, что стремление изменить личность — невыполнимая задача. Но можно попытаться изменить поведение. И еще: конфликт, который вы выиграли, вы проиграли, потому что вы прекратили возможную коммуникацию.

Поделиться в соцсетях