Что важно знать и как поступать родителям
На территории России, нашего многонационального государства, проживает более 190 народов. И в настоящее время среди молодежи нередко проявляется ксенофобия. На почве национальной ненависти совершаются преступления. В связи с этим родителям, педагогам, да и просто окружающим важно не проглядеть первые признаки агрессии и враждебного отношения детей к представителям других наций. Кандидат психологических наук Оксана Гурина, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, помогает разобраться с понятием ксенофобии и дает рекомендации родителям, как себя вести, если они столкнулись с ситуацией враждебного отношения со стороны их ребенка по отношению к людям иных национальных, расовых и прочих групп.
Понятие ксенофобии
Первое, на что обращаешь внимание, — это само слово «ксенофобия», звучит оно в российском контексте несколько вычурно, сложно. Редко мы его можем использовать в быту, но как любое понятие, имеющее научную основу, оно вмещает в себя необходимый смысл и значение.
В переводе с греческого слово «ксенофобия» обозначает «страх перед чужим, необычным».
С психологической точки зрения ксенофобию можно определить как враждебное отношение к чужим. При этом спектр ее проявлений можно оценить достаточно широко: от естественного страха перед чужим, незнакомым до асоциального поведения, сопровождающегося агрессией и насилием по отношению к лицам иных национальных, расовых и других групп.
Актуальность проблемы
Для современных российских детей и их родителей, находящихся в разных социально-политических условиях, имеющих различный опыт миграции, проблема ксенофобии, очевидно, может быть актуальна. И одна из основных сложностей связана с вопросом о том, как враждебное отношение, не предполагающее какого-либо реального поведения, переходит в открытую агрессию и насилие. Какие механизмы заложены и способствуют тому, что ребенок (чаще всего речь идет о подростках) становится не просто способным к совершению насилия, а непосредственно вовлекается в преступное поведение? И есть ли какие-нибудь механизмы, препятствующие проявлению прямой агрессии по отношению к лицам иной национальности, происхождения, расы и других групп?
Причины ксенофобии у детей
В первую очередь стоит начать с понимания предубеждений, установок, устойчивое формирование которых приходится в основном на подростковый возраст. Именно социальные установки способствуют закреплению того или иного отношения и могут (отметим, что далеко не всегда) приводить к совершению тех или иных поступков.
Социальные установки отражают структуру внутренних отношений, понятий и смыслов и при этом достаточно сильно связаны с переживанием эмоций и чувств. Относительно ксенофобии используется понятие «ксенофобская установка», которую определяют как негативное эмоционально-смысловое отношение к определенной группе лиц, воспринимаемых как чужие. Ксенофобская установка и обусловливает готовность к враждебным действиям в отношении данной группы.
В социальных науках и психологии в целом можно выделить несколько групп представлений, теорий, объясняющих возникновение ксенофобских установок. К ним относятся:
- исследования культурных, общественных процессов, влияния идеологии, разного рода общественных явлений, масс-медиа;
- исследования групповых процессов, в том числе социальной изоляции, социального отвержения/принятия, межгрупповых установок;
- исследования индивидуальных психологических факторов.
Понимание этих подходов дает возможность проследить различные пути развития ксенофобии и определить способы ее преодоления. Интересным с точки зрения истоков ксенофобии является психоаналитический подход, в котором развитие ксенофобии объясняется несколькими вариантами.
С одной стороны, это подсознательный детский страх перед незнакомцами — явление «застенчивости по отношению к незнакомцу» было исследовано Р. Шпицем, объяснявшим «страх 8 месяцев» как позитивное явление развития ребенка, так как до этого возраста младенец не способен отличать маму от незнакомых ему лиц.
С другой стороны, в основе формирования ксенофобии может лежать конфликт между структурами «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Таким образом, люди с ксенофобским сознанием приписывают другим качества, черты и поступки, которыми они обладают, но не могут в этом признаться.
Теории, объясняющие механизм ксенофобии
Социально-психологические теории также по-разному объясняют механизм ксенофобии. Существуют подходы, в которых ксенофобия объясняется как «первобытный феномен», возникший на ранних стадиях эволюции человека, в котором любая чужая группа воспринимается как враг, претендующий на ресурсы и богатства своей группы.
Интересна теория Д. Сирса и Д. Киндера о том, что установки детей по отношению к различным этническим группам являются непосредственным отражением установок и представлений их родителей. В основе этой теории, казалось бы, лежат очевидные посылки, однако было бы неверно предполагать, что дети — это просто «губки» или «пустые сосуды», беспрепятственно впитывающие в себя социальные установки окружения, так как имеются и дополнительные факторы — внешние и внутренние, влияющие на формирование ксенофобии. К этим факторам можно отнести личностные или индивидуальные (например, генетические, физические, психофизиологические особенности индивида); педагогические (например, проблемы школьного и семейного воспитания); психологические (например, особенности взаимодействия индивида с близким окружением, способность к саморегуляции, отношение к ценностям и нормам общества); социальные (например, экономические, политические и иные условия социального развития).
Современные теории о возникновении ксенофобии и ксенофобских установок позволяют в том числе отметить и те факторы, которые могут препятствовать враждебным проявлениям, а именно: высокий уровень морального развития, ориентация на общепринятые гуманистические ценности, способность к эмоциональной идентификации с близкими и эмоциональная чувствительность — они служат внутренними преградами для совершения асоциальных поступков. Но в динамично меняющемся мире, в котором с цифровизацией общения и виртуализацией пространства порой сложно отследить изменения, происходящие с нашими детьми, не последней является и проблема ксенофобии.
Рекомендации родителям
Что же можно рекомендовать родителям, если они столкнулись с ситуацией враждебного отношения со стороны их ребенка по отношению к людям других национальных, расовых и других групп?
- Найти возможность обсудить ситуацию без давления и морализаторства.
- Выяснить по возможности чувства и переживания, с которыми столкнулся ребенок в конкретной ситуации.
- Оценить, насколько сильными являются эти переживания, соотносятся ли они реально с актуальными потребностями ребенка.
- Позволить обсудить ребенку весь спектр отношений к той группе лиц, к которой выражается враждебность.
- Сделать совместные с ребенком выводы о возможности переоценки враждебного отношения.
Таким образом, в зависимости от степени вовлеченности ребенка в переживания и враждебные отношения можно оценить необходимую ему помощь и поддержку.
При более широком подходе детям и подросткам с ксенофобским отношением к окружению необходимо включение в деятельность с разнородными группами как по интересам, так и по целям деятельности; развитие дифференцированного восприятия действительности, а также моральных суждений, нахождение новых смыслов, жизненных ориентиров, что позволит им почувствовать себя успешными, компетентными, не опираясь на враждебную картину мира.