background picturebackground picture

Красивая улыбка и правильный прикус: что для этого нужно

Дошкольники

77

Обращать внимание на прикус и регулярно посещать ортодонта с момента появления первых зубов

Формирование здорового прикуса зависит от множества неочевидных факторов и наглядно демонстрирует, насколько в нашем организме все взаимосвязано. Руководитель стоматологической службы ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России Александр Зудилин рассказывает, какие привычки полезны для красивой улыбки и как предотвратить проблемы с прикусом.

Три необходимых условия для правильного прикуса

По мере роста ребенка взаимное расположение челюстей и зубов меняется, поэтому для каждого возраста есть своя норма. Например, пока зубки не прорезались, а также на первой стадии развития молочных зубов нижняя челюсть ребенка сильно смещена кзади. Это необходимо для того, чтобы он мог нормально высасывать грудное молоко. В этом процессе участвуют челюсти и жевательные мышцы, нос и околоносовые пазухи, именно их совместная работа стимулирует гармоничное развитие зубочелюстной системы.

В целом для формирования физиологического прикуса нужно, чтобы правильно работали три основные функции, за которые отвечают органы дыхания, язык и челюсти:

  1. функция дыхания;
  1. функция жевания;
  1. функция глотания.

Дышать через нос, а не через рот

Когда малыш дышит носом, то воздух, проходя сквозь носовые ходы и пазухи, стимулирует рост и развитие среднего отдела лица и в частности верхней челюсти. Если же ребенок дышит ртом, то ему в легкие поступает сухой, холодный и грязный воздух. Микрочастицы пыли и грязи оседают на миндалинах, те увеличиваются и могут воспалиться, и тогда по утрам ребенок будет жаловаться на першение и боль в горле. К тому же, дыша ртом, малыш хуже высыпается. Его язык при ротовом дыхании располагается на дне полости рта, из-за этого нижняя челюсть еще больше смещается кзади, а верхняя не развивается так, как должна.

При дыхании через рот в организме не поддерживается необходимый уровень углекислого газа в крови, который, в свою очередь, — основа для поступления кислорода в органы и ткани. В долговременной перспективе ротовое дыхание во сне приводит не только к неправильному прикусу, но и к храпу, западению языка, апноэ .

К сожалению, нередко детям удобнее вдыхать большую порцию воздуха через рот, чем заставлять проходить его через узкие и недоразвитые носовые ходы. То же самое происходит при слабых мышцах губ. Тогда рот непроизвольно открывается во время сна или когда малыш чем-то увлечен (играет, читает, смотрит мультфильмы). В таком случае нужно попробовать свести губки вместе. Если сделать это во время сна, и нос у ребенка не заложен, он даже не проснется, а автоматически переключится с ротового на носовое дыхание. Перейти на нормальный режим дыхания также помогает специальная укрепляющая гимнастика для губ, которую может порекомендовать ортодонт или логопед.

Давать жевательную нагрузку с первого зуба

Как только у малыша появились первые молочные зубки, нужно начинать давать ему что-нибудь надкусывать, тогда впоследствии сформируется правильный прикус. В этом могут помочь ниблеры (их еще называют фруттейкерами). Это приспособление представляет собой конструкцию, состоящую из ручки, гигиенического колпачка и сетки, в которую помещают небольшие кусочки фруктов, овощей, мяса или мякиша.

Сетчатый ниблер может негативно влиять на формирование прикуса, так как некоторые дети предпочитают его сосать. А вот если он сделан из силикона, малыш будет пытаться его разгрызть, — это помогает развить жевательный рефлекс, укрепить челюсти и зубы.

Увы, многие современные дети не приучены жевать и грызть, они не хотят совершать работу ради того, чтобы получить еду. А наш организм создан таким образом, что должен эту еду «заслужить», и челюстям для правильного развития необходимо выполнить свою функцию. Поэтому детям необходимо разнообразное питание, при этом не нужно пренебрегать твердой пищей. Каши и пюре — это отлично, но в рационе должно быть и мясо, и орехи, и морковь с яблоками (разумеется, не натертыми, а порезанными на дольки).

Когда челюсти получают достаточную нагрузку, к 5–6 годам между молочными зубами возникают промежутки. Если их нет, значит, нет и места для прорезывания постоянных зубов, которые крупнее молочных в 1,5–2 раза. В норме зачаток постоянного зуба должен рассасывать корень молочного, «проталкивать» его перед собой и появляться на его месте.

Если челюсти мало работали, то они недоразвиты, и места для новых зубов мало. В таком случае, прорезываясь, зубик идет по пути наименьшего сопротивления, располагаясь в сторону языка и скользя вдоль корня молочного зуба. В результате он может повернуться боком или выйти вторым рядом.

Чтобы освободить место для постоянного зуба, можно пойти к стоматологу и удалить молочный, который мешает его нормальному прорезыванию. При этом нельзя удалять два расположенных рядом молочных зуба, чтобы дать постоянному больше места, иначе блокируется возможность для прорезывания второго постоянного зуба.

Научить ребенка правильно глотать

В норме спинка и кончик языка полностью прилегают к нёбу. Чтобы проглотить прожеванную пищу, мы помещаем ее на середину языка и, прислоняя его кончик к нёбу, совершаем им волнообразное движение. Дети с нарушенной функцией глотания вместо этого напрягают щечки, подбородок, поднимают голову чуть вверх, «помогая» себе мышцами шеи. Кончик языка при этом упирается в резцы, толкая их вперед. Это тоже приводит к неправильному прикусу. Более того, язык — мощный мышечный орган, и своей неправильной работой он может свести на нет всю работу ортодонта даже после исправления прикуса.

Переучить ребенка на новый способ глотания поможет логопед. Он назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики. Если случай несложный, то упражнения нужно будет выполнять в течение 10–15 минут ежедневно на протяжении пары месяцев.

Грудное вскармливание лучше завершить к 1,5 годам

Примерно до 1–1,5 лет ребенок получает необходимые антитела вместе с материнским молоком. После этого возраста у него формируется собственный иммунитет, а значит, грудное вскармливание можно прекратить и перевести его на твердую пищу. Но если родители очень хотят, чтобы ребенок получал грудное молоко и после этого возраста, то лучше сцеживать молоко и давать пить его из чашки.

Когда малыш сосет грудь после того, как у него появились зубы на верхней и нижней челюстях, то его нижние резцы наклоняются внутрь, а верхние, наоборот, наружу. По этой же причине убирать соску тоже нужно при прорезывании зубов.

После отлучения от груди и соски у ребенка может сформироваться привычка сосать игрушки, жевать ворот рубашки или держать во рту палец, карандаш или другой инородный предмет. Эти детские привычки также вредны для формирования нормального прикуса, и родителям нужно обращать внимание на такое поведение.

К ортодонту стоит идти в любом возрасте

Посещать ортодонта, так же как и стоматолога, нужно начинать после появления первых зубов. Врач расскажет, как нужно за ними ухаживать, на что обратить внимание для нормального развития челюстей, функций жевания, глотания и дыхания. Поэтому не нужно ждать сигнала стоматолога для того, чтобы пойти к ортодонту.

Посещать этого специалиста лучше раз в год, чтобы вовремя заметить и исправить возникающие дефекты прикуса. Наблюдение у ортодонта особенно важно в период смены молочных зубов на постоянные.

Даже если ребенка никогда не водили к специалисту и изменения прикуса не были замечены вовремя, идти к ортодонту имеет смысл в любом возрасте. Просто чем старше человек, тем больше времени может занять путь к красивой улыбке.

  

Беседовал Игорь Александров

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях