Важные рекомендации от педагога
Современные родители уделяют большое внимание всестороннему развитию своих детей и стремятся сделать все, чтобы в будущем ребенок стал успешным: всевозможные студии, развивающие центры. Специалисты таких центров, в свою очередь, стараются организовать работу с детьми так, чтобы она отвечала запросу современной семьи и, конечно, возрастным возможностям и особенностям каждого малыша. О том, как и во что правильно играть с ребенком дома, нам рассказала кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», доцент кафедры дошкольного образования ГАОУ ДПО Московской области «Корпоративный университет развития образования» Ольга Соломенникова.
Почему игра — это важно
Важно знать, что специалисты выделяют возрастные периоды, которые называются сензитивными и характеризуются наиболее активным развитием разнообразных психических процессов и интенсивным формированием социально-личностной сферы ребенка. О таких периодах важно знать и родителям, и специалистам, работающим с дошкольниками, поскольку каждому из них соответствует ведущий вид деятельности.
Для ребенка 3–7 лет таковым является игра, и именно в процессе игровой деятельности на данном возрастном этапе происходят качественные преобразования во всех сферах формирующейся личности.
Именно в игре ребенок получает первые навыки социализации, учится взаимодействовать со сверстниками, приобретает знания об окружающем мире, у него развивается самостоятельность, активность, ответственность.
В процессе игровой деятельности развиваются такие психические процессы, как память, воображение, мышление, внимание, речь, и, что самое важное, формируются предпосылки для перехода к следующему ведущему виду — учебной деятельности.
К сожалению, не всегда родители осознают решающее значение игры в развитии своего ребенка, а ведь многочисленными исследованиями неоднократно доказано: если ребенок «не наигрался» в дошкольном возрасте, то он продолжит играть в школе.
Вспомните свое детство. В какие игры вы играли? Современные родители, как правило, называют такие игры, как казаки-разбойники, фанты, «Глухой (испорченный) телефон», «Раз, два, три, морская фигура, замри!», чижик, волейбол, футбол, лапта, вышибалы, прятки, догонялки и т. д. Это так называемые дворовые игры, в которые играли дети разных возрастов на улице.
Сегодня, к большому сожалению, все реже можно увидеть во дворе играющих детей, немного времени уделяется играм и в семьях. В условиях цифровизации и технологизации общества в каждом доме появилось большое количество электрофицированных игрушек, а у каждого члена семьи имеется смартфон, планшет или компьютер. Как следствие, все больше времени современные дети проводят с подобными игрушками и гаджетами и все меньше играют в сюжетные, подвижные, театрализованные, дидактические и другие игры.
Бесспорно, цифровые ресурсы несут в себе большую пользу, оптимизируют информационный обмен, значительно повышают качество современного образования. Но на этапе дошкольного детства объем цифровой информации должен быть строго дозирован, а его содержание проверено на предмет соответствия возрасту ребенка.
Организуем семейные игры
А мы вернемся к игре. Как же организовать ее в семье? Предлагаем сделать совместную игру одной из семейных традиций — таких же, как празднование дня рождения, поездки на пикники и другие.
Например, многие родители приглашают на день рождения своего ребенка аниматоров из центра развлечений, а ведь взрослые члены семьи (папы, старшие братья и сестры) могут самостоятельно организовать подвижные игры с детьми на встрече, где собралось несколько детей.
Одна из таких игр — «Воробушки и автомобиль» (для детей 2–3 лет). Взрослый приглашает детей поиграть, взяв на себя роль «автомобиля», а детям предложив изобразить воробушков. «Воробушки» летают по площадке, клюют зернышки, чирикают. Когда прозвучит звуковой сигнал «автомобиля» и автомобиль будет проезжать по площадке, все «воробушки» должны разлететься и сесть на скамеечку. Игру можно провести 2–3 раза. В конце игры следует похвалить детей за то, что они были внимательными и ловкими.
Если семья планирует провести выходные на природе, и ожидается присутствие большого числа детей, можно организовать игру-эстафету «Веселые соревнования» (для детей 5–7 лет). Разделите детей на команды (в зависимости от числа играющих). В соревнования можно включить следующие упражнения: прыжки на двух ногах; прохождение по дереву, лежащему на земле; попадание шишками в цель; перепрыгивание канавки; бег и т. д.
По сигналу взрослого дети от каждой команды начинают выполнять упражнения. После выполнения всех упражнений первый ребенок возвращается к своей команде, касается рукой следующего ребенка. И так все участники команды выполняют упражнения. Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее выполнит все упражнения эстафеты.
При наличии площадок можно организовать игры с элементами спорта (для детей старшего дошкольного возраста) — волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, городки. Взрослым необходимо познакомить детей с правилами спортивных игр. В таких играх родителям целесообразно взять на себя роль спортивного судьи.
Даже простая прогулка или поездка с ребенком может послужить поводом для папы или мамы поиграть со своим ребенком, ведь существует целый ряд словесных игр, для которых не требуется никакого оборудования или инвентаря.
Например, можно предложить игровые упражнения для развития элементарных математических представлений: «Посчитай от 3 до 8», «Посчитай в обратном порядке от 8 до 3», «Посчитай от 1 до 10 через один».
«Какое число пропущено»: взрослый считает по порядку, пропуская какое-либо число. После окончания счета ребенок должен назвать пропущенное число.
«Назови предмет какой же формы»: взрослый кидает ребенку мяч и называет геометрическую фигуру, ребенок в окружающей обстановке ищет предметы такой же формы и называет их.
Появилась свободная минутка вечером дома? Можно предложить ребенку поиграть в увлекательную игру «Разрезные картинки». Взрослый рисует предмет, вырезает его по силуэту и разрезает на части. Чем старше ребенок, тем на большее количество частей следует разрезать изображение. Ребенок собирает из разных частей целый предмет. Таким образом у ребенка развиваются воображение и мышление.
Научить детей анализировать форму предметов можно в игре «Придумай предмет из геометрических фигур». Взрослый и ребенок, используя геометрические формы, придумывают изображения транспорта, животных, зданий и т. д. Таким образом у детей развиваются творческое начало, воображение и мышление.
Перед сном целесообразно организовать с детьми игры с водой. Такие игры должны быть спокойными и способствовать тому, чтобы ребенок был готов к отдыху.
Игра должна стать частью совместно проводимого родителями и детьми времени, доброй традицией, основой теплых семейных детско-родительских взаимоотношений. Играйте со своим ребенком!