background picturebackground picture

Киберсоциализация человека: от хомо сапиенс до хомо киберус

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

Цифровая среда

222

Как воспитывать личность в информационном обществе

О новом типе социализации, о киберпоколении, а также о том, как стать успешными киберпапами и кибермамами, рассказывает начальник отдела проектной и научной деятельности Научного центра проектной деятельности и развития кадрового потенциала ГАОУ ВО МГУСиТ, профессор кафедры психологии ГАОУ ВО МГУСиТ, главный редактор интернет-портала, журнала и интернет-сообщества Homo Cyberus, эксперт Всероссийского конкурса «Воспитать человека», кандидат педагогических наук, доцент Владимир Плешаков.

Иная реальность

Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мире, интенсивно влияют на все сферы жизни личности. В этой связи проблемы социализации человека приобретают новую актуальность. Социализация вообще — это многосторонний процесс, в ходе которого происходит приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры.

С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной Сети, современный человек, Homo Sapiens, на рубеже XX–XXI веков фактически превращается в уникальный новый вид — Homo Cyberus, а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена — процесса киберсоциализации человека.

Что это такое?

Сегодня термин «киберсоциализация» человека означает социализацию личности в киберпространстве и определяет ее как процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.

Необходимость становления личности в киберпространстве и непосредственно потребность организовывать жизнедеятельность в интернет-среде с каждым днем все более актуальна и реальна, являясь чуть ли не обязательным критерием социализированности и напрямую киберсоциализированности личности в современном социуме.

Для человека XXI века практически вне зависимости от возраста, вставшего на путь киберсоциализации, уже странно (и даже нехорошо) не быть зарегистрированным пользователем хотя бы одной социальной сети, не иметь свой персональный сайт и не вести свой блог. Наличие электронной почты и сотового телефона является же просто обязательным условием успешности современного человека.

Многие перемены…

Благодаря использованию людьми (особенно активно — молодежью) многочисленных ресурсов сотовых, цифровых и интернет-технологий, радикально меняется (и, безусловно, дальше будет продолжать динамично меняться) поток постоянно растущих объемов информации, но далеко не всегда — знания. (В наше время особенно остро встает проблема соотношения информации и знания.) Тем не менее это приводит к тому, что у активных пользователей современных технологий в процессе киберсоциализации качественно трансформируются психические процессы, такие как:

  • познавательные, а именно: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь;
  • эмоционально-мотивационные, конкретно: эмоциональные состояния, собственно эмоции и чувства, потребности и мотивация;
  • личностные характеристики: непосредственно характер и даже темперамент, многочисленные индивидуальные особенности;
  • а также сознание, персональная жизнедеятельность, специфика межличностных и групповых отношений, обретая характер сетевых, формирующихся в условиях информационно насыщенной социализирующей среды киберпространства, пронизывающего современную реальность.

В процессе киберсоциализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, киберпространство существенно влияет на процесс социального воспитания человека в контексте усвоения социальных норм, формирования ценностных ориентаций, являясь зачастую средой неформального образования и просвещения.

Киберпространство привлекает людей именно тем, что в нем человек может представить себя кем угодно и как ему угодно. В киберпространстве человек может делать то, что пожелает, и поступать так, как ему хочется, общаться с теми людьми, кто ему интересен, не всегда открывая реальную информацию о своей личности.

Две стороны медали

Такая свобода действий в киберпространстве и полезна (в плане относительно безобидных экспериментов с моделями поведения и идентичностью), и вредна (поскольку не каждый человек способен отрефлексировать и сделать правильные выводы из подобных экспериментов), и даже может быть опасна (аддиктивный потенциал киберпространства очень высок, а постоянные эксперименты вызывают зависимость).

С каждым годом в мире увеличивается количество пользователей теми или иными ресурсами киберпространства: их жизнедеятельность в киберпространстве имеет свои негативные последствия.

Самыми распространенными и относительно безобидными негативными последствиями киберсоциализации можно назвать пренебрежение питанием или прием пищи без отрыва от процесса, пренебрежение сном и ночные часы времяпрепровождения в интернете.

Интернет может стать препятствием и для выполнения домашних дел. От пребывания в Сети страдает живое общение, многие часто или регулярно отказываются ради него от встреч с друзьями. Наконец, есть те, кому жизнь без интернета кажется скучной, пустой и безрадостной.

Влияние интернета — глобального сектора киберпространства — двойственно.

Иногда использование ресурсов Сети значительно облегчает жизнь и помогает человеку решить актуальные для него задачи. В то же время огромное количество времени бывает утеряно впустую (проведено бесцельно) на различных развлекательных сайтах, в тех же социальных сетях. Но возврата к другой реальности уже не произойдет, и интернет не исчезнет из нашей жизни. Речь не идет о том, чтобы полностью отказаться от современных цифровых технологий — это попросту невозможно. В условиях нового существования главная задача родителей заключается в том, чтобы сделать так, чтобы киберсоциализация их детей прошла успешно. В этом могут помочь следующие правила.

18 правил успешной киберсоциализации

  1. Придерживайтесь демократического стиля в отношении воспитания культуры киберсоциализации. Систематические запреты или глобальное попустительство — это путь формирования неустойчивого отношения к киберпространству.
  2. Объясняйте. Дети любого возраста нуждаются в том, чтобы понимать смысл ваших воспитательных действий. Воспитание без цели и смысла — просто мучение. Если нельзя заходить на какой-то сайт, то необходимо прямо объяснить, почему не стоит этого делать.
  3. Поощряйте активность ребенка в киберпространстве и способствуйте его гармоничному развитию. Киберсоциализация — это неплохо. Сделайте ее источником его развития, расскажите о возможностях саморазвития и досуга, которые дает киберпространство. Дайте ребенку инструменты, все остальное сделает его врожденная тяга к развитию.
  4. Изучайте его отношение к киберсоциализации. Спрашивайте ребенка, как он понимает понятие «интернет», каково назначение гаджетов, в чем он видит их смысл для себя. Не помешает также узнать то, как к интернету и гаджетам относятся его друзья и сверстники — часто это даст даже больше, чем непосредственный разговор с ребенком.
  5. Интернет — пространство возможностей и рисков. Говорите с ребенком об обеих сторонах реальности, в которой ему придется существовать.
  6. Обучайте его тому, что люди в интернете — настоящие люди. Со своими эмоциями, положительными и негативными сторонами, личными ценностями. Значит, и относиться к ним нужно так же, как и к людям в реальном мире, — иногда понять и принять, иногда поддержать, а иногда и проигнорировать.
  7. Будьте честны и открыты. В отношении киберпространства — особенно, если от ребенка вы также ждете открытости и честности. Зачем скрывать от ребенка свою страницу в соцсетях, если он все равно — стоит только захотеть — найдет и зайдет на нее при помощи обходных путей?
  8. Принимайте ошибки ребенка. Киберпространство для взрослых — это поле повышенной ответственности, в том числе за жизнедеятельность ребенка в нем. Но это не означает, что он перестает в нем быть ребенком — со своими пробами и ошибками.
  9. Не изолируйте ребенка от своего общества в киберпространстве. Продуктивнее использовать киберпространство как источник информирования и социального опыта ребенка — о других людях, жизни и даже обществе в целом. Если ребенок хочет дружить с вашей подругой в социальных интернет-сетях и к этому нет прямых ограничений — дарите ему этот опыт.
  10. Поощряйте автономность. Доверие и контакт с ребенком позволят воспитывать в нем независимость в отношении киберпространства, которая даст вам уверенность в том, что ребенок и в отсутствие вас не сможет навредить себе и другим.
  11. Узнавайте об интересах ребенка, связанных с интернетом. В процессе развития ребенка они будут усложняться. Ваша искренняя заинтересованность и поощрение его активности — это надежный путь к успешной киберсоциализации и хорошему контакту между вами и ребенком.
  12. Не старайтесь искать в интернете причины его поведения в реальном мире. Повышенный интерес ребенка к интернету не означает, что интернет влияет на него сильнее, чем реальная жизнь.
  13. Согласовывайте отношение к воспитанию культуры киберсоциализации с людьми, которые наравне с вами участвуют в воспитании ребенка. Чем более согласованы цели, тем больше вероятность, что ваш результат будет успешным.
  14. Развивайтесь сами! Вам будет сложно воспитывать культуру киберсоциализации, если ваш уровень этой культуры будет низким. Интересуйтесь тем, что сейчас актуально, даже если вам это не близко, — просто, чтобы быть в курсе.
  15. Развивайте собственную критичность. Критичность — это не только про критику воспринимаемого, но и про его детальное изучение. Ваши критические навыки будут определять навыки ваших детей.
  16. Не забывайте о том, что киберсоциализация — это частный вид социализации, один из многих. Гармоничное и успешное развитие ребенка предполагает здоровый баланс между всеми видами социализации современного человека.
  17. Будьте ответственны за свое поведение в киберпространстве и учите этому своего ребенка. Среда интернета будет меняться, главное — осознавать свое положение в ней и адаптироваться.
  18. Киберсоциализация может быть как вашим другом, так и вашим врагом в воспитании ребенка. Ваша собственная линия поведения во многом определяет то, как вы воспользуетесь этим ресурсом.
Поделиться в соцсетях