Способы вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь обсудили на вебинаре
Минпросвещения России и Центр защиты прав и интересов детей совместно провели вебинар, участники которого обсудили опыт вовлечения детей в принятие решений на разных уровнях — от повседневной школьной жизни до федеральной молодежной политики.
Дети становятся активными участниками общественной жизни
Вебинар под названием «Расширение механизмов участия детей и подростков в принятии решений, затрагивающих их интересы, учета их мнения по вопросам в сфере детства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» продолжил цикл мероприятий по реализации Десятилетия детства.
В нем приняли участие представители федеральных и региональные ведомств, а также общественных организаций (например, Российского движения школьников) и старшеклассники из разных регионов страны.
Они представили лучшие региональные практики и наработки по вопросам, связанным с расширением механизмов учета мнения детей и подростков, их участия в принятии различных управленческих решений.
Участники вебинара отметили, что в новой социологии детства ребенок рассматривается не просто как объект воспитания. Его роль становится гораздо шире: он формирует собственное мнение о людях и событиях, принимает решения, самоопределяется в мире и пытается его менять.
Право быть услышанным закреплено за каждым ребенком, но степень его вовлечения в принятие решений определяется его способностями в соответствии с возрастом и уровнем развития. Причем ответственность за то, чтобы у ребенка были возможности для участия в выражении своего мнения, лежит на взрослых.
Как облегчить детям участие в принятии решений
Очевидно, что у детей разного возраста отличается способность понимать относящуюся к делу информацию и выражать свое мнение. Чем младше дети, тем сложнее им понимать возможные альтернативы, выражать свои предпочтения, озвучивать сомнения или опасения, задавать уточняющие вопросы.
Однако это вовсе не повод исключать детей более младшего возраста (а также детей и подростков с ОВЗ) из процесса принятия решений. Но при этом им часто нужна особая поддержка. Она может включать в себя:
- упрощение языка и разделение информации на небольшие блоки;
- использование наглядных пособий;
- создание обстановки, которая упрощает понимание информации, поддержание комфортных, привычных условий (вплоть до выбора времени суток, когда ребенок наиболее активен);
- письменный или устный перевод (для детей-мигрантов);
- просьбы к детям повторить информацию или задание своими словами;
- привлечение специалистов по дополненной коммуникации или членов семьи для невербального общения, использование языка жестов, пиктограмм (актуально для детей с ОВЗ).
Как дети могут быть услышанными
Спикеры вебинара рассказали о различных способах участия ребенка в принятии решений, среди которых, например, следующие.
Участие в совещательных группах и детских организациях
На муниципальном уровне дети могут участвовать в выработке решений через создание детских и молодежных парламентов, запросы информации о состоянии дел в муниципалитете, использование механизмов для сбора обратной связи о тех или иных инициативах взрослых.
Другой важный механизм привлечения детей к общественной работе — поощрение их участия в работе детских общественных организаций, в реализации социальных проектов, направленных на улучшение благополучия местного сообщества.
Участие в жизни сообщества и в исследованиях в сфере детства
Дети также могут подключаться к принятию решений на уровне местного сообщества через участие в различных социальных проектах — например, экологических и просветительских акциях.
Еще одно перспективное направление — привлечение детей в качестве экспертов. Как пример спикеры вебинара привели конкурс «Голос ребенка: дети как эксперты опыта». Он позволил увидеть различные социальные проблемы (например, жизнь воспитанников организаций для детей-сирот) глазами самих детей. А затем совместно с ними создать новые инструменты сбора данных и заполнить пробелы в знаниях взрослых о детстве.
Участие детей из уязвимых групп в принятии решений
В некоторых регионах Российской Федерации практикуются такие формы работы с семьей в тяжелой жизненной ситуации, как семейные групповые конференции. Это организованные встречи членов семьи и специалистов для принятия решений и выработки плана по выходу из ситуации. В таких форматах семьи взаимодействуют со службами соцзащиты, здравоохранения, представителями судебной и правоохранительной систем.
Все решения в конечном итоге принимает семья. Она, а также ее непосредственное окружение (родные, друзья) берут на себя и ответственность за их реализацию. Дети участвуют в таких встречах наравне со взрослыми, а одна из ключевых целей работы — услышать голос ребенка и не оставить его без внимания.
Участие в школьном самоуправлении
На школьном уровне хорошо себя показали различные системы самоуправления, а также механизмы сбора обратной связи от учеников. Большую роль могут сыграть также такие меры, как развитие школьных СМИ, привлечение детей в состав школьных комитетов по правам ребенка, учет их мнения при создании новых кружков и при реализации школьных социальных проектов.
Еще один механизм — участие подростков-волонтеров в работе школьных служб примирения. Это своего рода детско-взрослые команды, в которых работают над разрешением возникающих конфликтов, а также занимаются профилактикой правонарушений. Также службы примирения проводят с детьми тренинги, на которых обучают их навыкам конструктивного общения, сотрудничества и выработки согласованных решений — в том числе через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.
Источник:
Онлайн-вебинар «Расширение механизмов участия детей и подростков в принятии решений, затрагивающих их интересы, учета их мнения по вопросам в сфере детства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях», 7 октября 2021 года
Фото: Коллекция/iStock, Pexels