background picturebackground picture

Как привить детям заботу о старшем поколении

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

64

О необходимости ухода за бабушками и дедушками

На протяжении истории человечества множеству народов мира свойственна традиция почтительного отношения к старшему поколению: родные искренне поддерживают престарелых, окружают неустанной опекой и готовностью в любой момент прийти на выручку. Забота о близких людях — выдающаяся черта человека. Поэтому уважение к старикам, забота о них должны быть приоритетными качествами у молодежи. И эти качества необходимо прививать с раннего возраста. О том, как приучить маленького ребенка заботе о бабушках и дедушках, научить ухаживать за ними, рассказывает Евгения Борисоник, старший преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ.

О важности личного примера

Известный психолог А. Бандура говорил, что один из самых действенных способов научения — это научение на модели, то есть на примере другого человека. Когда мы говорим о семье, речь идет в первую очередь о родителях. Если мы хотим, чтобы ребенок не смотрел за едой в телефон, то надо самим его отложить и т. д. То же можно сказать и про общение внутри семьи.

Значение личного примера в воспитании неоспоримо: каждый из нас способен вспомнить ситуации расхождения между высказываниями взрослых и их реальными действиями. К примеру, когда родитель настойчиво произносит: «Обязательно уважай бабушку», при этом демонстрируя полное равнодушие к ее жизни, дети испытывают растерянность от такого «уважения». Их восприятие строится не столько на словах, сколько на конкретных поступках. Так, если отец регулярно поддерживает связь со своей матерью звонит ей, интересуется ее делами и помогает деньгами в трудную минуту, ребенок невольно усваивает эту модель поведения. Это не просто проявляется как забота — это становится основой для формирования уважения к старшему поколению.

Подобный подход укрепляет семейные узы, а также закладывает в детском сознании представление об истинном отношении к близким: «Так вот что значит по-настоящему заботиться о дорогих людях!»

То есть воспитание начинается с повседневности, с самых обычных дней, а не с моментов, когда взрослый специально стремится чему-то научить. Если в семье принято помогать друг другу, спрашивать, как дела, как прошел день, делиться успехами, хорошими новостями или, наоборот, затруднениями, то тот же стиль общения может перейти и в общение ребенка со старшим поколением. Дети смотрят, как сами родители общаются со своими родителями, и запоминают их стиль общения, фразы, интонации.

Важность заботы и внимания к пожилым людям

Пожилым людям нужна помощь и забота — купить лекарства, отвести к врачу, помочь с домашними делами. Особое внимание требуется, когда у пожилого члена семьи есть симптомы деменции. Несмотря на важность такой заботы, психологи бы назвали ее «инструментальной». Исследования показывают, что в развитии эмоциональной дезадаптации важную роль играет не только социальное одиночество (сужение круга общения, непосредственное отсутствие людей, с которыми можно поговорить или попросить о помощи), но и эмоциональное одиночество — отсутствие теплых, доверительных связей, ощущения, что тебя понимают и ты играешь важную роль в семье. Общение важно не только для эмоционального благополучия.

Научно доказана связь широкого круга социальных связей, активного включения в социальную жизнь с более низким уровнем риска снижения когнитивных функций.

Поэтому количество и качество общения со старшим поколением играет важную роль как в физическом, так и в эмоциональном самочувствии.

О возрастных изменениях

Иногда взрослые стремятся максимально оградить ребенка от проблем и сложностей. Желание защитить детей от трудных или запутанных ситуаций естественно. Однако дети сами часто чувствуют необычную атмосферу или напряженность, даже если не знают сути проблемы. Наблюдение за тем, как люди вокруг них преодолевают трудности, может помочь детям приобрести ценные навыки, позволяющие справляться со сложными и тревожными ситуациями, болезненными эмоциями. Поэтому важно открыто рассказывать детям об изменениях, которые могут происходить с пожилыми членами семьи, и обсуждать эти вопросы.

С возрастом люди старшего поколения все больше нуждаются в помощи — например, если раньше бабушка забирала внука из школы и могла одна сходить к врачу, то теперь ее саму нужно отвезти в поликлинику, возможно, в выходной день вместо какого-то интересного совместного занятия.

Изменения в когнитивном плане могут быть еще сложнее для понимания детей — появление забывчивости, трудности планирования. Например, раньше бабушка ребенку подросткового возраста могла давать деньги на карманные расходы, а теперь путается в цифрах, но это не оттого, что она меньше любит внука.

Самыми трудными могут быть изменения в эмоциональной сфере у старшего поколения, когда речь идет о появлении раздражительности, снижении настроения. Ребенку может быть трудно понять, что это все тот же человек, что и раньше. Маленькие дети часто более открыты к новому опыту и могут не удивляться, что пожилой человек ведет себя на одном уровне с ними. Детям школьного возраста и особенно подросткам может быть сложно понять и осознать изменения, произошедшие у взрослого человека.

Рекомендации родителям

  • Рассказывайте и объясняйте. Объяснив, почему человек ведет себя иначе, родители помогают детям понять ситуацию, осознать важность заботы о пожилом родственнике и включиться в поддержку. Расскажите ребенку о том, какая старикам необходима помощь. Например, сходить в аптеку за лекарствами или в магазин за продуктами, вынести пакеты с мусором или проводить до медицинского учреждения, помочь с уборкой.
  • Поощряйте ребенка задавать любые вопросы и дайте ему знать, что он всегда может поговорить с вами. Важно уже само внимание, время, которое вы уделили беседе с ребенком, возможность для него поделиться своими мыслями и чувствами, даже если вы сами не знаете ответов на все вопросы.
  • Признавайте происходящее: что поведение человека с деменцией или с болезнью Альцгеймера может показаться странным. Часто проблема кроется в том, что сами взрослые не до конца понимают, что такое деменция, потому что неспециалистам очень сложно отделить забывчивость, появляющуюся с возрастом, от симптомов заболевания.
  • Постарайтесь быть терпеливыми. Возможно, вам придется повторить свои объяснения несколько раз, в зависимости от возраста ребенка. Даже взрослым бывает сложно осознать и успеть за изменениями: еще полгода назад родственник мог делать все сам, а теперь, часто незаметно для других, уже не может.
  • Вовлекайте детей в интересные семейные беседы: погружайте их в прошлое с помощью историй о жизни дедушек и бабушек — путешествуя по страницам старинных фотоальбомов, просматривая домашнее видео и разглядывая предметы гордости старшего поколения — медали и награды.
  • Ищите разные формы общения со старшими родственниками. Разговоры не должны ограничиваться только телефонными, пусть и частыми. Важно искать формы коммуникации, интересные как для пожилого человека, так и для внуков, чтобы общение не переходило в обязанность. Для детей дошкольного возраста может быть интересно играть в настольные игры с пожилыми, особенно это важно для старших родственников с деменцией легкой степени тяжести. Новые впечатления и стимуляция когнитивных функций играют важную роль в замедлении протекания заболевания.
  • Сосредоточьте внимание ребенка на вещах, которые человек с деменцией все еще может делать. Простые радости, которые могут быть важным совместным занятием: слушать вместе музыку или ухаживать за цветами…
  • Давайте поручения старикам. Социальная активность и социальная деятельность положительно влияют на состояние когнитивных функций. Людям с симптомами когнитивных нарушений полезно чувствовать свою роль в семье, что они могут что-то сделать для других.
  • Научите детей ставить себя на место других. Если в доме престарелый родственник, то нужно сделать потише звук телевизора, не стоит играть в шумные игры, можно поинтересоваться, не нужна ли помощь.
  • Посмотрите фильмы и мультфильмы, почитайте книги, где показана забота о старших и больных людях. Обсудите с детьми поступки героев.
  • Объясните детям, как важно не забывать поздравлять дедушку и бабушку с днем рождения, с Новым годом, с профессиональным праздником и другими памятными датами.
  • Не бойтесь использовать юмор, если это кажется уместным. Часто это помогает, если вы можете вместе посмеяться. Объятия тоже играют важную роль.
  • Поощряйте желание детей помогать не только близким, но и окружающим, хвалите их за это.

И не забывайте, что личный пример взрослых не только служит мостом между поколениями, но и становится фундаментом для воспитания уважения и ответственности в будущем.

На нашем портале можно ознакомиться и с другими материалами об общении и выстраивании отношений со старшим поколением.

Учимся заботиться о бабушках и дедушках

Учим детей общаться с представителями старших поколений

Связь поколений: как ее сохранить

Пожилой человек в семье

Многопоколенная семья: как наладить жизнь под одной крышей

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях