background picturebackground picture

Как подготовить особого ребенка к детскому саду

Особые дети

156

Родители могут помочь себе и ребенку не бояться поступления в детский сад, если позаботятся обо всем заранее

Посещение детского сада — это первый этап социализации ребенка. Для того чтобы он прошел гладко и был максимально полезен для ребенка, родителям и малышу требуется подготовка. О том, как справиться с возможными проблемами, связанными с пребыванием в детском саду, рассказывает логопед-дефектолог Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Галина Юрьевна Одинокова.

Поступление в детский сад — крайне сложный период и для взрослых, и для самого ребенка. Попадая в незнакомую среду, малыш тяжело переживает разлуку с мамой. Изменения в привычном ритме и укладе жизни, незнакомые люди, новая обстановка, необходимость выполнения общих для всех правил и требований могут негативно отразиться на его эмоциональном состоянии и привести к стрессу. Любой ребенок остро переживает период ломки привычной ситуации, а родителям тяжело видеть отчаяние своего малыша.

У особых детей свои трудности

Сложности при адаптации (от латинского слова adaptatio — приспособление) к новым условиям имеются у всех детей, поступающих в образовательные организации, но у особых детей привыкание к новым условиям может иметь особенности. Они связаны как с имеющимися у них нарушениями в развитии, так и с несоответствием организации среды их возможностям и потребностям.

Неподготовленность особого ребенка к посещению детского сада, традиционные взгляды на первое пребывание ребенка («поплачет и успокоится»), сложности взаимодействия с другими детьми, которые тоже адаптируются, — все это создает дополнительные трудности и может надолго задержать особого ребенка в зоне дискомфорта.

В этом случае может наблюдаться временная потеря умений и навыков (умел сам есть — теперь отказывается, произносил несколько слов — сейчас молчит), ребенок начинает часто болеть. Родители в результате могут задаться вопросом: «А нужен ли моему ребенку детский сад?»

Контакт с ровесниками помогает в развитии

Конечно, ребенку, у которого есть проблемы со здоровьем и развитием, обязательно нужно общение с другими детьми. И сегодня, и завтра, и в будущем ему предстоит жить среди людей. Члены семьи должны ориентироваться на то, чтобы общение ребенка не ограничивалось только ближайшим окружением.

Умение общаться формируется не в одночасье. Благоприятный период для установления контакта со сверстниками — именно ранний возраст, и не нужно упускать этот период. 

Кроме того, сами сверстники представляют для особого ребенка чрезвычайно развивающую среду: они вовлекают ребенка в свои контакты, игры и побуждают ребенка быть активным. Особый ребенок в среде типично развивающихся сверстников, если ему в ней комфортно и его туда тянет, развивается лучше, он «подтягивается» к другим детям.

Ежегодно увеличивается численность детей с особыми образовательными потребностями в детских садах — в 2019 году их было 546 768. Для них функционировали более 40 тысяч групп комбинированной и компенсирующей направленности (на 10,3% больше, чем в 2018 году).

На что стоит обратить внимание родителям

Рекомендации по подготовке особого ребенка к детскому саду ориентированы на детей третьего — четвертого года жизни и носят общий характер. Для детей с разными категориями нарушений (с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и др.) добавятся свои, специфические рекомендации.

1. Примерно за полгода до планируемого посещения детского сада нужно выбрать само дошкольное учреждение и познакомиться с ним. Узнать о требованиях к поступлению в детский сад и о режиме дня. Планируйте, что в первый месяц посещения ребенком детского сада мама должна быть рядом с малышом.

2. Необходимо специально поработать над навыками самостоятельности у ребенка. Важно, чтобы ваш ребенок к приходу в детский сад умел сам есть и пить, перед едой мыть руки, а также умел пользоваться горшком (туалетом). Это основные требования учреждения к навыкам ребенка с ОВЗ. Отсутствие таких умений и навыков затруднит работу воспитателя, которому необходимо обеспечивать соблюдение режима дня и уделять равное внимание всем детям, которых в группе может быть 25–30 человек.

3. Примерно за 1–2 месяца до посещения детского сада нужно постепенно переводить ребенка на режим дня учреждения. Например, родители часто жалуются, что ребенок поздно вечером засыпает и поздно утром просыпается. Врачи-педиатры справедливо замечают: «Режим дня ребенка начинается с того времени, когда ребенок проснулся». От момента утреннего просыпания выстраивается все: еда, прогулки, утренний и вечерний сон. Если ребенок поздно засыпает, его надо постепенно будить раньше, чтобы к посещению детского сада он привычно вставал в 7:00 или в 7:30.

4. Важно позаботиться о том, чтобы ребенок не сторонился, не боялся других детей. Для этого хорошо бы маме с ребенком встречаться с другими парами матерей и детей на улице, ходить в гости, где есть маленькие дети. Часто мамы особых детей говорят о том, что не посещают детские площадки, боятся лишних вопросов от других. На неудобные вопросы можно отвечать коротко, например: «Да, мы пока не ходим/не говорим, но мы наблюдаемся у хороших специалистов. Скоро малыш пойдет/заговорит», «Малыш родился раньше срока, поэтому пока не ходит».

Не нужно называть диагноз и знакомить других родителей с особенностями развития ребенка. Лучше мамам в разговоре с другими родителями поддерживать общие «детские» темы: про еду, про сон, игры и игрушки.

Прогулки на детских площадках позволяют вместе понаблюдать за детьми, освоить игры на горке, лесенке, качелях, столкнуться с ситуацией «Это мое», «Дай поиграть», в которой нужно договариваться с другими детьми (поначалу это делает мама вместо ребенка, а позже — мама вместе с ребенком, только после этого ребенок сможет сам справляться с конфликтной ситуацией).

5. Необходимо познакомить ребенка с таким опытом, когда мама уходит, а он остается с близким взрослым (бабушкой, папой). Тут важно, чтобы человек, заменяющий маму, отложил свои дела и занимался именно ребенком: играл, читал книжки, разговаривал с ним.

Поначалу мама уходит совсем ненадолго — поговорить по телефону в другую комнату, возвращается. Мама обязательно предупреждает ребенка об уходе, при возвращении говорит о том, что вернулась.

Постепенно время отсутствия мамы растет. Позже это время можно увеличивать. Например, сказать, что мама выйдет в магазин, а малыш останется с бабушкой. Важно, чтобы у ребенка появилась и крепла уверенность в том, что мама ушла, но она обязательно вернется.

6. Важно заинтересовать ребенка и мотивировать его к посещению детского сада. За 1–2 месяца до прихода в сад мама вместе с ребенком могут прогуливаться около учреждения, во время утренней прогулки детей из сада (обычно с 10 до 12 часов). Вместе можно понаблюдать, как дети играют, а мама при этом все называет: «Мальчик копает песок. Они с девочкой играют. Малыши бегают. Им весело. Девочка плачет. Воспитательница утешает ее. Все хорошо. Какой красивый домик. Дети забежали в дом, спрятались».

Мама позитивно говорит о детях (хорошие, дружные), их эмоциях (интересно, смешно, радостно), воспитателе (добрая, отзывчивая). Отношение мамы и ее комментарии формируют у ребенка положительное отношение к детскому саду.

Если родители позаботятся о том, чтобы подготовить ребенка к посещению детского сада, то период адаптации пройдет более мягко и для самих родителей, и для детей.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях