background picturebackground picture

Как оценить готовность к школе ребенка с ОВЗ

Особые дети

496

Умение родителей взаимодействовать с ребенком и специалистами поможет ему адаптироваться к школьной жизни

Что такое «школьная зрелость»? Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку с ограниченными возможностями физического и/или психического здоровья подготовиться к школе? Какие особенности дошкольника могут стать препятствием для успешной интеграции в школьную среду? На эти и другие вопросы отвечает специалист в области обучения и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики доктор психологических наук Наталия Викторовна Бабкина.

Заблаговременная объективная оценка готовности ребенка с ОВЗ к школе позволяет родителям и специалистам смягчить влияние негативных особенностей психического развития такого ребенка на процесс его обучения, сформировать качества, необходимые для успешной школьной адаптации, правильно выбрать образовательный маршрут.

«Школьная зрелость»

Большинство родителей считают, что готовность ребенка к школе определяется его владением навыками чтения, счета и письма. И зачастую их основные усилия, продиктованные желанием облегчить начало школьного обучения, направлены именно на это. В итоге жизнь завтрашнего первоклассника превращается в ежедневный тренинг, не приносящий ни удовлетворения родителям, ни радости ребенку, ни достижения ожидаемых результатов. Как родителям организовать развивающее взаимодействие с ребенком и сделать процесс подготовки к школе действительно полезным?

Готовность ребенка к школьному обучению, или «школьная зрелость», включает в себя три основных составляющих: саморегуляцию, мотивацию и уровень интеллектуального развития. 

Для детей с ОВЗ большое значение для успешной интеграции в школьную среду имеет еще один фактор — опыт продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми. Все эти показатели являются существенными для выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и создания специальных условий обучения.

Саморегуляция

Это способность ребенка управлять собой и регулировать свое поведение, действовать по правилам, организовывать и контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их, следовать цели деятельности. Этот показатель очень важен, так как саморегуляция является фундаментом, на котором строится весь процесс обучения.

Трудности саморегуляции, связанные с непониманием социальных норм, с неспособностью контролировать свое эмоциональное состояние и понимать эмоции окружающих, могут привести к проблемам взаимодействия с одноклассниками и учителем, трудностям усвоения правил школьного поведения и адаптации к школе в целом.

Мотивационная готовность

Мотивация предполагает, что ребенок готов к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей), и проявляется в наличии познавательных потребностей, интересе и положительном отношении к школе, стремлении приобретать новые знания.

К показателям мотивационной готовности относят и адекватную самооценку, которая будет способствовать преодолению возможных жизненных трудностей, в том числе и школьных. 

Негативное восприятие школьного обучения может быть спровоцировано страхом ребенка перед школой, который формируют сами родители (непосредственно или косвенно); отрицательным примером старших детей-школьников; пресыщением ребенка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока; неизвестностью, которая ожидает ребенка в школе, и отсутствием там близкого взрослого.

Интеллектуальное развитие

Достаточный уровень развития интеллекта предполагает наличие у дошкольника соответствующего возрасту запаса знаний и представлений об окружающем мире, способности к несложным формам обобщения, абстрагирования, к установлению доступных логических связей и отношений между объектами и явлениями действительности. У ребенка также должна быть достаточно выражена познавательная активность.

Коммуникация

Владение средствами коммуникации и наличие опыта продуктивного коммуникативного поведения — показатель, важный для определения варианта развития ребенка с ОВЗ к началу школьного обучения (по степени приближения к возрастной норме) и выбора организационной формы образования — инклюзивной (в среде обычных сверстников) или специальной (в специальном классе/школе).

Для детей разных групп — с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра — оцениваемые показатели коммуникации различаются. 

Например, для детей с тяжелыми нарушениями речи или с нарушениями слуха принципиально важными являются показатели владения средствами коммуникации, для детей с расстройствами аутистического спектра — характеристика контакта (особенности установления и поддержания контакта, инициативность, использование речи и т. д.), а для детей с задержкой психического развития — сформированность коммуникативного поведения в разных социальных ситуациях с учетом соблюдения принятых норм.

Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школе

В школе ребенку предстоит столкнуться с системой норм и правил, и способность будущего школьника их осознанно принимать и соблюдать значительно облегчит его жизнь. Родителям стоит понаблюдать, может ли ребенок терпеливо и усердно чем-то заниматься? Как долго он удерживает цель деятельности, может ли довести начатое дело до конца? Может ли дослушать ответ взрослого на свой вопрос? Соблюдает ли правила, принятые в семье? Умеет ли он договариваться со сверстниками во время совместных игр и развлечений? Нравятся ли ему игры с правилами?

Если на большинство вопросов ответ окажется отрицательным, то родители должны помочь ребенку в развитии самоорганизации. Для этого прежде всего нужно продумать ясную и устойчивую систему правил, чтобы послушание было осознанным и ребенку хотелось сотрудничать. Разумные ограничения помогают сделать мир понятным, предсказуемым и безопасным.

Важным условием для развития саморегуляции является совместная деятельность ребенка с родителями, в процессе которой взрослый проговаривает все этапы и алгоритмы, которые он использует. 

Это помогает ребенку быть внимательным, доводить дело до конца. Полезно также потом попросить ребенка рассказать, что и в какой последовательности делалось, все ли получилось. Посильное включение дошкольника в общие дела повышает его самооценку, укрепляет его уверенность в собственных силах.

Для развития познавательной деятельности можно использовать подготовленные в Институте коррекционной педагогики рабочие тетради для занятий родителей с детьми старшего дошкольного возраста. Имеющиеся там развернутые рекомендации позволят правильно организовать занятия, оценить достижения и увидеть трудности ребенка.

Самое важное условие правильной подготовки ребенка с ОВЗ к школе, формирующее его мотивационную готовность, — это общение со взрослым, возможность неспешно что-то рассмотреть, задать вопрос, обсудить, рассказать. 

С ребенком нужно разговаривать, чтобы возникал диалог, чтобы у него была возможность проявлять любознательность. Необходимо, чтобы и родители, и ребенок получали удовольствие от совместной деятельности! И еще очень важно взаимодействовать со специалистами и следовать их рекомендациям.

Выбор образовательного маршрута

На основании базовых показателей психической деятельности и поведения ребенка специалисты (психолог, дефектолог, логопед, педагог, врач), наблюдая дошкольника, оценивают его перспективы в качестве завтрашнего школьника, определяют его особенности, способные привести к трудностям обучения.

Если есть основания для серьезных опасений такого рода, ребенка направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), призванную на комплексном, междисциплинарном уровне квалифицировать характер выявленных особенностей психического развития ребенка и рекомендовать образовательный маршрут, соответствующий его возможностям.

Выбор образовательного маршрута и принятие решения о том, где будет учиться ребенок, осуществляются семьей. При этом родителям следует понимать, что образовательная программа и форма обучения должны быть полезны и доступны их ребенку.

От ценностных установок семьи, ее позиции, умения взаимодействовать со своим ребенком, от понимания его трудностей, осознания особых образовательных потребностей, умения адекватно представлять себе его образовательные и жизненные перспективы, от способности сотрудничать со специалистами непосредственно зависит развитие ребенка с ОВЗ, качество его образования и способность к самостоятельной и независимой жизни в социуме.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях