background picturebackground picture

Где и по каким программам учат детей с ОВЗ?

Особые дети

966

Варианты обучения на разных этапах развития

Подобрать подходящую форму образования для «особого ребенка» не всегда легко. Однако есть много разных вариантов организации обучения для детей с особенностями развития. Найти оптимальную программу для каждого возраста помогут специалисты.

Ранняя помощь

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) оказывается в психолого-педагогических центрах системы образования, медико-психолого-педагогических центрах системы здравоохранения (Центр психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России), службах ранней помощи. В центрах проводят мероприятия по психолого-педагогической и социальной поддержке родителей детей с ОВЗ, сопровождению семьи и координации деятельности всех служб и институтов в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках индивидуальной программы развития. Посещения центров могут быть разовыми или систематическими.

Дошкольная система

Организация образования на дошкольном уровне регулируется нормативно-правовыми документами: приказами Минобрнауки России, ФГОС и Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации.

Какие есть варианты?

Детский сад компенсирующего вида, где применяется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников (например, детский сад компенсирующего вида для слепых детей).

Детский сад комбинированного вида, где в отдельных группах особые дети осваивают адаптированные образовательные программы, при этом имея возможность взаимодействовать со сверстниками, осваивающими образовательную программу дошкольного образования (например, две группы слабослышащих детей и пять общеразвивающих групп в одном детском саду).

Группы общеразвивающей направленности и включение в них нескольких или одного ребенка с ОВЗ, где реализуются образовательные программы дошкольного образования, а для особых детей детально прорабатывается раздел «Коррекционная работа» (например, один ребенок с ДЦП в группе общеразвивающей направленности).

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе — не более 15 человек.

Школьный уровень

Образовательный процесс в соответствии с тремя уровнями образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее — осуществляют школы.

Обучение в начальной школе происходит в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этих документах сформулированы требования к образовательным результатам, к условиям реализации образовательной программы, к структуре образовательной программы.

Ребенок с ОВЗ младшего школьного возраста может получать общее образование по основной общеобразовательной программе (ООП НОО), по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП НОО) или по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями.

Решение о выборе варианта программы принимает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) по месту жительства ребенка. Специалисты ПМПК выявляют уровень готовности ребенка к школе и составляют заключение, в котором указывают рекомендуемый вариант АООП НОО. В отдельных случаях к специалистам ПМПК обращаются родители по рекомендации школьных психолого-педагогических консилиумов, учителей или других специалистов для заключения о возможности обучения по какому-либо варианту АООП, а также перехода с одного варианта на другой.

Важно знать

  1. Школа не выбирает программу обучения (ООП или АООП).
  2. Рекомендованный ПМПК вариант АООП может быть реализован по желанию родителей как в условиях отдельной образовательной организации (специальной школы), так и в условиях общеобразовательной организации (например, расположенной рядом с домом).
  3. Дополнительное образование также может осуществляться по программе дополнительного образования (ДОП) и адаптированной дополнительной образовательной программе (АДОП) в соответствии с рекомендациями ПМПК и желанием родителей.
  4. Для родителей рекомендация ПМПК необязательна к предоставлению в школу.
  5. Для школы рекомендация ПМПК обязательна к исполнению при условии предоставления родителями и их согласия.

В заключении ПМПК указывается вариант ФГОС и вариант программы, по которой рекомендуется обучаться ребенку. Ознакомиться с содержанием примерных образовательных программ можно на сайте «Реестр примерных основных общеобразовательных программ». Для детей с ОВЗ, поступающих в начальную школу, составляется АООП, с которой можно познакомиться на сайте образовательной организации.

Например, в заключении ПМПК указано, что ребенку рекомендован ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, вариант 2.2. Это значит, что слабослышащий дошкольник к моменту поступления в школу не готов обучаться со слышащими сверстниками и нуждается в специальных условиях, пролонгации сроков обучения, наличии специальных предметов и коррекционных курсов, которые будут реализовываться специальными педагогами (учитель-дефектолог / сурдопедагог). Чаще такие условия в наибольшем объеме предоставляются в общеобразовательной специальной (коррекционной) школе. Однако такой ребенок может учиться и в специальном коррекционном классе в общеобразовательной школе.

Обучение в основной и средней школе осуществляется в соответствии с ФГОС основного общего и среднего общего образования, где представлены специальные требования, касающиеся обучения детей с ОВЗ, обеспечивающие преемственность основных образовательных программ. Сегодня разрабатываются специальные образовательные стандарты основного образования для обучающихся с ОВЗ.

Где могут учиться профессии лица с ограниченной трудоспособностью?

Профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью зависит от характера и степени тяжести нарушения и проводится с учетом особых возможностей в рамках индивидуальной программы реабилитации. Существует перечень профессий, рекомендованных для лиц с нарушениями слуха, ОДА, зрения.

Профессиональное образование начинается в общеобразовательной специальной (коррекционной) школе. Трудовое обучение позволяет решать коррекционно-развивающие, профориентационные задачи:

  1. воспитание правильного отношения к труду и личностных качеств, позволяющих работать в коллективе, отвечать за свои действия и поступки;
  2. начальная профессиональная ориентация с учетом имеющихся возможностей и противопоказаний;
  3. коррекция и компенсация средствами трудового обучения физического и умственного развития детей.

Далее дети могут продолжать образование:

1) в специализированных профессиональных центрах (например, Учебно-производственное предприятие для лиц с нарушением зрения при Всероссийском обществе слепых);

2) в профессиональных училищах / колледжах / техникумах (например, специальные группы для обучающихся с нарушением слуха в медицинских колледжах по направлению «Медицина и здравоохранение» при получении профессии зубной техник);

3) в профессиональных высших учебных заведениях, общих и специальных (например, Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ им. Н.Э. Баумана, Государственный специализированный институт искусств).

Поделиться в соцсетях