Рекомендации специалиста
В дошкольном возрасте ребенок, с одной стороны, активно интересуется окружающем его миром, пытается понять причинно-следственные связи, а с другой — продолжает действовать «от себя», в своих интересах. Все, что ребенок не проживает на личном опыте, остается для него не таким значимым и понятным, как собственное сиюминутное желание. Научить ребенка ценить и беречь то, что у него есть, — вполне посильная задача для каждого родителя, уверена младший научный сотрудник Лаборатории развития дошкольного образования Института развития, здоровья и адаптации ребенка, старший воспитатель школы № 1506 г. Москвы Юлия Новоселова. Эксперт дала родителям несколько рекомендаций.
Главные шаги
Знакомство ребенка с трудом и его значением в жизни человека можно начинать с самого раннего детства.
Во-первых, все, что ребенок пытается делать самостоятельно, не только развивает определенные навыки, но и формирует волевое усилие, желание сделать что-то правильно и хорошо. Уже в двух-трехлетнем возрасте ребенка взрослым важно набраться терпения и поддержать стремление малыша, позволить ему (пусть и не с первого раза) выполнить то или иное действие самостоятельно: отнести кружку-поильник на кухню, собрать игрушки в корзину, выбрать и принести книжку для чтения с мамой и т. п.
Маленький вклад в общее дело обязательно нужно подчеркивать, хвалить ребенка за усилие и качество выполнения поручения.
Расскажите о вашем маленьком помощнике и его трудолюбии другим членам семьи во время ужина — вы увидите, как важна для ребенка возможность быть полезным, трудиться на благо семьи. Ребенок быстро усвоит эти несложные навыки, а потом будет ревностно стараться их выполнять вместо вас.
Стремясь сделать за ребенка все быстро и правильно, можно сформировать у него выученную беспомощность, когда ребенок способен выполнить что-то самостоятельно, но даже не пытается это сделать, рассчитывая на помощь взрослого. Простое правило «Все, что ребенок может сделать сам, он должен делать сам!» поможет родителям сформировать у ребенка навыки самообслуживания и первые трудовые привычки.
Во-вторых, обратите внимание на поведение взрослых членов семьи: насколько рационально используются ресурсы; бережете ли вы сами одежду, вещи; ремонтируете или выбрасываете то, что сломалось, но еще может послужить, если это починить; сортируете ли мусор, перед тем как выбросить?
Ребенок усваивает не только то, что говорят ему родители, но и то, как они поступают в конкретных жизненных ситуациях. Даже если вы вынуждены выбросить хорошую, но ненужную вещь — обсудите это с ребенком, возможно, найдется способ подарить вещи вторую жизнь (сдать на переработку, отдать нуждающимся и т. д.).
В-третьих, познакомьте ребенка с азами финансовой грамотности.
В простой форме объясните, что такое деньги, для чего они нужны, как их зарабатывают родители, на что их тратят в первую очередь.
Ребенку старшего дошкольного возраста будет интересно поиграть с вами в магазин (салон красоты, бензозаправку): обязательно нарисуйте (или распечатайте) деньги-муляжи и проиграйте с ребенком покупку игрушки или одежды для кукол. Даже в игре деньги могут закончиться быстро — объясните, что нарисовать новые купюры для игры и заработать настоящие деньги для жизни — это разные вещи. На таких простых и понятных примерах, с помощью сюжетной игры, ребенок способен понять важность бережного отношения к окружающим вещам и труду, который в них вложили люди.
Детям, живущим в сельской местности, гораздо проще понять, как ценен труд взрослых. Они каждый день видят, какие именно действия выполняют взрослые члены семьи (уход за животными и домашней птицей, полевые и огородные работы, домашнее хозяйство), а также непосредственно получают результаты этого труда (молоко, яйца, овощи, фрукты и т. д.). Традиционно на селе ребенок включается в посильный труд, как только может помочь родителям.
Дети, родившиеся и выросшие в городе, часто знают о том, чем занимаются родители на работе, совсем немного, оттого и ценность труда взрослых для них невысока.
Как рассказать о труде интересно
Современные технологии позволяют преодолеть эти сложности — ярко, интересно и убедительно рассказать детям о труде взрослых. Родителю достаточно пригласить своего ребенка на виртуальную экскурсию к себе на рабочее место. Организовать такую экскурсию довольно просто: согласуйте с руководством и снимите небольшой видеоролик-репортаж о том, где и как вы трудитесь каждый день, как именно вы зарабатываете деньги.
Для того чтобы экскурсия была максимально познавательной, можно использовать следующие вопросы-подсказки, давая на них ответы в ходе нее.
- Как называется ваша профессия и организация, в которой вы трудитесь?
- Сколько времени вы проводите на работе (сколько часов, график работы)?
- Как выглядит ваше рабочее место?
- Что именно вы делаете (какие действия выполняете)?
- Какие инструменты нужны вам для работы (оборудование, материалы, детали)?
- Нужна ли вам специальная форма (одежда)?
- Что получается в результате вашего труда (товары, услуги, результаты)?
- Кому нужны эти результаты? Для кого вы их производите?
- В чем общественная значимость (польза) вашего труда?
- Почему вы выбрали эту работу, что вам особенно нравится в ней?
Снять виртуальную экскурсию можно на телефон, используя видеокамеру. На семейный просмотр хорошо будет пригласить всех членов семьи — посмотрите виртуальную экскурсию и обязательно обсудите с ребенком его впечатления от увиденного и услышанного. Если работающих членов семьи несколько, то виртуально путешествовать на работу можно к каждому из них.
После такого виртуального погружения и знакомства с профессиями родителей ребенок сможет глубже понять ценность их труда, а также стоимость приобретаемых вещей (игрушек, одежды и т. д.).
Если ребенок посещает дошкольную группу, предложите ему показать виртуальную экскурсию своим сверстникам и рассказать о том, где работают его родители. С одной стороны, ребенок, рассказывая о вашей профессии, сможет расширить словарный запас, закрепить полученные ранее знания и сформировать навыки публичного выступления, а с другой — получит положительный эмоциональный отклик от других детей, испытает гордость за своих родителей и их труд на пользу семьи и общества.