Ответственное родительство становится почти профессией, но многие женщины не хотят им ограничиваться
Среди российских родителей — жителей крупных городов исследователи выделяют небольшую группу, которую в наибольшей степени затронули изменения. Что нового появилось во взглядах на семью, детей и воспитание в последние годы? Как меняется поведение родителей, с какими вызовами они сталкиваются, чего хотят? Социологи Ксения Павленко и Мария Озерова уже могут дать некоторые предварительные ответы.
Воспитание детей, выбор родительских стратегий, традиционные семьи и семьи, погруженные в цифровой мир, — обо все этом много говорят в медиапространстве. Надо ли следить за ребенком в социальных сетях, просматривать его переписку и поисковые запросы? Заставлять ли заниматься языками и музыкой или пусть сам выбирает, что ему нравится? Как привить умение прилагать усилия, упорно добиваться результата и при этом не травмировать ребенка, не сломить его собственную волю, не испортить с ним отношения? Наконец, как подготовить ребенка к будущему, если даже взрослые очень смутно представляют себе, каким оно окажется? Все эти вопросы волнуют современных родителей, и решать их приходится прямо сейчас.
Три главных вызова для родителей
Кризис нормативности, закат естественного родительства
В середине XX века образ семьи был вполне однозначным: это нуклеарная семья с двумя (согласно стереотипам лучше разнополыми) детьми, живущая отдельно от родителей. Предполагалось, что это первый и единственный брак партнеров, у них общие дети, мать в основном занимается домом и детьми, отец зарабатывает на жизнь. Классический образ такой семьи, который часто возникает в рекламе, — общая трапеза за семейным столом, в которой иногда участвует и старшее поколение, дедушки и бабушки.
Примерно с конца XX века образ семьи начинает меняться. Вернее, вместо одной модели возникают несколько. Дети в семье с одним родителем и дети, рожденные вне брака, становятся практически нормой. Появляется множество «сложносоставных» семей, в которых у каждого из партнеров уже есть дети от первых браков, а потом появляются и общие дети. Растет число семей, в которых по разных причинам нет детей. Более заметными становятся семьи с приемными детьми и многодетные. Все это означает, что семья теряет свою традиционную и неизменную форму. Теперь взрослые люди стоят перед выбором: какую семью я хочу создать? Каким родителем я хочу быть? Единственно верных, самоочевидных и «естественных» ответов на эти вопросы больше нет.
Многообразие родительских стилей
Многие родители сегодня настолько ответственно относятся к своей родительской роли, что уверены: все, что происходит с ребенком сейчас и произойдет в будущем, — это результат их действий. Так выглядит родительский детерминизм. Соответственно, они тратят много сил на то, чтобы выбрать правильный стиль воспитания, правильный подход к ребенку. Им предстоит решить, будут ли они практиковать естественное родительство или станут заботливыми альфа, выберут роль родителей-вертолетов, которые неотступно кружат над детьми, или им ближе монтессори-педагогика. Они уверены, что от их выбора зависит будущее благополучие их детей, поэтому цена ошибки высока. Иногда такие родители испытывают настолько высокий уровень стресса, что речь может идти о параноидном родительстве.
Отчасти такое трепетное отношение к выбору методов воспитания связано с уважением к научному знанию и авторитету экспертов. Родители хотят все делать по науке, основываясь на доказанных фактах и советах специалистов. Появились целые области экспертизы, которых раньше не было: специалисты по детскому сну, консультанты по естественным родам, грудному вскармливанию, прикорму, ношению ребенка в слинге, по всем видам раннего развития — физического и интеллектуального. Родители перестали себе доверять и стремятся получить как можно больше информации, касающейся разных аспектов родительства.
Изменение роли женщины
Наконец, третий вызов, который мы наблюдаем сегодня, — это пересмотр традиционных ролей в семье. Женщины с детьми хотят жить активно, работать и развиваться в профессии наравне с мужчинами, им нужно время и пространство для собственных увлечений и интересов.
Домашняя жизнь с детьми многим женщинам больше не кажется привлекательной, даже если они могут себе ее позволить. По данным опроса, проведенного НИУ ВШЭ в Москве среди незанятых женщин, ищут работу 42% тех, у кого есть дети, и 28% женщин без детей. Заметно увеличилась доля тех, кто скорее положительно отнесся бы к выбору знакомого мужчины, который, став отцом, возьмет отпуск по уходу за ребенком. Таких в 2011 году было 66%, в 2017 году — уже 77% опрошенных. Все это говорит о том, что в семье больше нет однозначного разделения занятий на мужские и женские.
Родители недовольны тем, как они справляются с воспитанием детей
Быстрые перемены приводят к тому, что родители не всегда действуют последовательно. Им трудно выбрать между двумя мнениями, которые представляются одинаково авторитетными. Один из распространенных внутренних конфликтов — между желанием стать для ребенка опорой, значимым взрослым, сформировать у него привязанность (по Петрановской) и индивидуалистической установкой «хочу и буду», требованием заниматься собой и не делать смыслом своей жизни ребенка (по Лабковскому).
В результате родители чувствуют, что не дотягивают до той планки, которую сами себе поставили. Почти половина опрошенных (48%, ФОМ, 2017) говорят, что проводят со своим ребенком-школьником меньше времени, чем им бы хотелось. Но и общество зачастую их также осуждает за недостаточное присутствие в жизни ребенка. Например, с помощью рекламы с вопросом «Весь в няню?», на которой маленький мальчик в очках вяжет на спицах. Всякая мать, которая пользуется услугами няни, при виде этого плаката невольно вздрагивает и чувствует себя недостаточно хорошей, но вряд ли при этом бросит работу.
«Новые родители» готовы идти в ногу со временем
Кто они и сколько их
«Новыми родителями» авторы исследования называют тех, кто относительно успешно справляется с вызовами и активно ищет собственные способы быть родителями.
В больших городах таковых примерно 10–17%, в онлайн-сообществах, объединяющих как раз таких более активных, заинтересованных и продвинутых родителей, их доля близка к половине всех участников. Среди «новых родителей» больше тех, кто знает иностранный язык, имеет высшее образование, а их дети чаще ходят не в ближайшую школу, а в ту, где, по мнению родителей, лучше учат.
Как они отвечают на главные вызовы
В ситуации многообразия стилей родительства и избытка ресурсов и мнений о воспитании и развитии детей они активно ищут навигаторов, которые помогли бы им ориентироваться в потоке информации. Причем они не только читают полезные книги и изучают лучшие практики, но и готовы тратить время на целенаправленное обучение родительству.
На размывание семейных ролей и изменения в самом институте семьи они отвечают более эффективным использованием времени: тайм-менеджмент из офисной жизни распространился на управление семейными процессами. В частности, они стараются выделять время не только на домашние дела, общение с семьей, занятия ребенка, но и на себя, на то, чтобы заниматься чем-то своим вне родительства. Чтобы не потерять из виду ребенка при таком уровне активности, родители включают его в свой привычный образ жизни: вместе с ним путешествуют, занимаются спортом, ходят в музеи и в гости, посещают лекции, работают и даже проводят совещания.
Что они думают о детях
Цифровизация среды, в которой мы живем, и поколенческий разрыв, когда дети легче и быстрее взрослых овладевают новыми технологиями, тоже становятся вызовом для родителей. «Новые родители» это чувствуют, но меньше других тревожатся по этому поводу.
По данным опроса ФОМнибус в мае 2017 года, 82% опрошенных взрослых считают, что сегодня дети — другие, они сильно отличаются от них самих в детстве. 18% отмечают, что дети «много сидят за компьютером», «живут в виртуальном мире, в сетях», «интернет-технологии заменили им реальную жизнь». 16% радуются тому, что дети стали «более умные, развитые, информированные», «стали грамотнее», «больше знают». 15% полагают, что дети лучше разбираются в технике: гаджетах, телефонах, компьютерах.
Что они думают о роли женщины
В традиционной семье, где папа — добытчик, а мама сидит дома, вряд ли утвердится новое родительство. Станут ли родители «новыми», зависит от принятого в семье распределения ролей, возраста родителей, возраста и количества детей, социально-экономического положения семьи.
Разница между новыми родителями и обычными заметна, например, в том, какое место отводится семье в жизни женщины. С утверждением «Слишком много женщин забывают о том, что их местом является дом» согласны 44% родителей в городах-миллионниках и только 32% — «новых родителей». С утверждением «Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни» согласились 95% родителей и 80% «новых» родителей.
Что они думают об образовании
Образование теперь сопровождает человека в течение всей жизни, а его формы становятся разнообразнее. Кроме формального образования есть еще дополнительное образование, неформальное образование, образовательный досуг, эдьютейнмент для всей семьи, онлайн-курсы и множество других вариантов. Каждый человек может при желании разработать индивидуальный образовательный маршрут для себя и для своего ребенка.
С одной стороны, у родителей, многие из которых не удовлетворены качеством школьного образования, есть возможность пойти другим путем. С другой стороны, индивидуализация и выбор означает, что ответственность за образование ребенка переносится со школы (и государства, которое разрабатывает программы средней школы) на родителей, которым предстоит найти способ дать своему ребенку все необходимое. «Новые родители» в большей степени готовы принять на себя эту ответственность, она их меньше пугает.
Справка об исследовании. Социологи Ксения Павленко, аналитик Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, и Мария Озерова, основатель исследовательской компании SREdA, ставили перед собой задачу на этом этапе работы сформировать гипотезы относительно «нового родительства» и протестировать инструменты исследования. Их выступление основано на данных Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ и проекта «Новые родители», реализованного исследовательской компанией SREdA по заказу Фонда «Общественное мнение» (методы исследования: интервью, фокус-группа, онлайн-опрос, личные face-to-face интервью по формализованной анкете в городе-миллионнике).
Источник:
Выступление Ксении Павленко и Марии Озеровой «Новые родители: современные вызовы и современные проблемы» на конференции «Семья в современном мире: трансформация психотерапии» (Москва, 28–29 сентября 2019 года)
Фото: Коллекция/iStock