Как меняется семья в цифровую эпоху

Когда дети оказываются «впереди» родителей

Традиционные и «мультимедийные» семьи

  • традиционные — с низким уровнем использования интернет-технологий, которое диктуется в первую очередь потребностью быть на связи и выполнять проекты в рамках учебы или работы;
  • промежуточные — средний уровень использования, когда членам семьи нужно взаимодействовать в онлайне со школой и работодателями, а еще в доме есть различные девайсы, которыми время от времени пользуются для развлечений;
  • «мультимедийные» — высокий уровень медиапотребления, когда в семье представлен широкий спектр устройств, а культура регулярного использования интернета не прививается извне, а идет от родителей.

Больше рисков и больше возможностей

Эффект технологий зависит от того, как ими пользуются

  • позволяют общаться на расстоянии с близкими и друзьями;
  • обогащают общение благодаря сообщениям в формате фото и видео;
  • помогают проще организовать совместный семейный досуг;
  • облегчают и ускоряют доступ к знаниям (хотя из-за этого также уменьшается роль родителей в передаче знаний и навыков, ведь секреты и тонкости того или иного дела, которые раньше узнавали от старших, можно за пять минут «подсмотреть» на YouTube).

  • Чрезмерное использование технологий позволяет каждому члену семьи жить в своем собственном виртуальном «мире», из-за этого пространство живого семейного общения сокращается. Такое изменение модели общения наносит серьезный ущерб семье как основе социального устройства.
  • При общении через мессенджеры возникает недопонимание из-за того, что информация не может быть окрашена так же эмоционально, как при живом общении. И даже фото и видео здесь не сильно выручают.
  • Цифровую зависимость, которая появляется в итоге, часто связывают с проблемами психики, ухудшением характера, замкнутостью, низкой самооценкой и чувством отчужденности.

Игорь Александров