Рассказывает эксперт по современному образованию Дмитрий Волошин
На первый взгляд, дети по-прежнему сидят за партами, а студенты — в аудиториях. Тогда в чем главная разница между обучением сегодня и в конце XX века? К каким существенным сдвигам в образовании привело появление доступного интернета? Основатель образовательной онлайн-платформы Otus.Ru и образовательного интегратора Nodus, советник ректора МАИ, специалист по современному образованию Дмитрий Волошин предложил три ответа.
«Интернет оказал колоссальное воздействие на развитие человечества в целом. Со времен открытия электричества и атомной бомбы, это, наверное, самый большой прорыв. Я имею в виду, что если бы не было Манхэттенского проекта и последовавших за ним бериевских «шарашек», то, наверное, мы бы уже все бы погибли в бесконечных войнах.
В чем суть интернета? Во-первых, интернет нас сблизил, сделал коммуникацию более интенсивной. Мы можем позволить себе обмениваться сообщениями раз в минуту, а не раз в сутки, как раньше по телефону.
Мы можем себе позволить общаться с людьми, с которыми раньше не могли себе позволить общаться никогда. У меня один хороший знакомый, с которым я познакомился в социальной сети, стал федеральным министром. Представить себе, чтобы раньше ты мог запросить консультацию или помощь у человека, в общем-то, незнакомого, довольно странно. Поэтому количество коммуникативных связей тоже с помощью интернета выросло кратно.
Сближение и увеличение количества связей повлияло на интенсивность общения и на количество информации, с которой мы имеем дело. Мы сейчас живем в условиях, когда информационный обмен зашкаливает.
В этих условиях, конечно, образование меняет акценты. Раньше у нас основная проблема была в доступе к информации. Я помню, когда я писал диссертацию, то шел в Ленинку и выписывал заранее, за две недели, книгу. Через две недели мне ее приносили, я ее раскрывал, два часа с ней знакомился и уходил.
Сейчас я могу получить доступ практически к любой информации почти мгновенно. В результате лишается смысла заучивание фактов, раз доступ к ним упрощен. С другой стороны, возрастает важность анализа фактов. То есть наличие интернета сдвинуло парадигму обучения.
Если раньше основной задачей того, кто учится, было синтезировать информацию, то сейчас главное — производить ее анализ.
Это, на мой взгляд, концептуальное отличие, которое категорически меняет сам процесс обучения и образования. И это, наверное, первое существенное влияние интернета на нашу жизнь и на процесс обучения.
Второе, конечно, связано с технологиями. Сам по себе интернет взрывным образом породил целые новые технологические направления (сейчас не буду сыпать умными словами вроде «машинное обучение» и прочие блокчейны). По сути, интернет настолько въелся в нашу жизнь, что человеку абсолютно неосведомленному в технологиях жить невозможно. То есть можно, наверное, какое-то время, где-нибудь в аграрной стране. Но через 10–15 лет эта халява тоже закончится.
Появление новых технологий привело к тому, что технологизировался сам процесс обучения: сложно изучать технологии, не будучи в них погруженными. Если раньше, например, было совершенно невозможно представить себе обучение пилотов иначе как за штурвалом самолетов, то сейчас это происходит достаточно дешево и практично с использованием симуляторов.
А через очень небольшое время будущим пилотам будут в голову втыкать нейрошунт и загружать знания прямо в мозг. Вернее, не знания, в данном случае, а навыки пилотирования самолета. И это будет нормально, потому что количество самолетов в мире растет, интенсивность перевозок увеличивается, и интенсивность процесса их обучения с точки зрения количества и качества тоже должна увеличиваться.
Поэтому сегодня мы не просто применяем технологии в учебном процессе, но мы их еще и изучаем по ходу дела, используя и то, что называется learning by doing.
Третье, что изменил интернет, — отношения между людьми. Как ни парадоксально, связи между людьми начинают разрушаться. Мы, как известно, не очень ценим то, что нам достается легко. В современном мире мы можем легко получить доступ к любому человеку, информации о нем, даже не всегда приличной. И это упрощение резко сокращает ценность личной коммуникации с ним.
Кроме того, в общем и целом виртуальный мир интереснее реального. Безопаснее, приятнее, целостнее. И самое главное его свойство в том, что он более гибок, чем реальный мир. Он может подстроиться под наши ожидания.
Мы видим, например, статистику по бракам и рождению детей в Европе и вообще в так называемых развитых странах. Она говорит о том, что люди все меньше удовольствия получают от классического времяпрепровождения друг с другом. Теперь каждый в большей степени склонен проводить время с собой — в том мире, который достаточно легко построить с помощью интернета.
Применительно к образованию мы говорим о том, что современный студент более интровертен, чем ребята 30–40 лет назад. Это приводит к тому, что меняются навыки педагогов.
Помимо того что преподаватели используют новые технологии и присутствуют в интернете, они должны уметь строить коммуникацию с молодыми людьми на их языке.
Считается, что сегодня успешный педагог — это еще и достаточно яркая медийная личность в социальных сетях. Особенно в тех, где сидят его студенты. И если он не создает там оригинальный контент, не делится своими мыслями, вряд ли он будет успешен у тех, для кого это важно, тех, кто ассоциирует сетевое влияние с современным лидерством».
Источник:
Портал 4td.fm