Начинать лучше с рисунков и живописи
Многие родители беспокоятся сегодня не только о здоровье ребенка, его интеллектуальном развитии и психологическом благополучии, но и о том, чтобы он вырос разносторонней личностью. Без искусства здесь не обойтись — но как говорить о нем с детьми?
Когда начать, с чего начать, как говорить: три совета
Начать разговор с детьми об искусстве лучше всего с живописи. Здесь родителям на первых порах не придется объяснять абстрактные понятия. Рассматривать картины в музее или репродукции в альбоме интересно и нетрудно: ребенок на своем опыте знает, что такое рисование.
1. Когда начать разговор, зависит от индивидуальных особенностей
«Эффективнее всего начинать знакомить ребенка с изобразительным искусством тогда, когда он начинает говорить: четко произносит отдельные слова, узнает предметы, изображенные на картинках в книжках, пытается строить первые предложения, — говорит искусствовед Таня Быковская. — 3 года — это тот возраст, когда ваш поход в музей или чтение книги уже превращаются в некий диалог, когда ребенок с легкостью сможет ответить, кто изображен на картине или какого цвета платье у маленькой девочки. Так что это самый подходящий момент для начала знакомства с миром искусства».
При этом не стоит забывать о характере ребенка, его темпераменте. Есть усидчивые дети, которые могут долго удерживать внимание, а есть непоседливые исследователи нового, которые быстро переключаются с предмета на предмет. Учитывайте это, начиная первый разговор об искусстве. Не будет никакой драмы в том, чтобы отложить его до более позднего возраста.
2. Говорите о самом простом — о том, что видите
И дети, и взрослые редко и с трудом запоминают имена художников и даты написания картин (это вообще высший пилотаж). Сконцентрироваться начинающим искусствоведам лучше на самых простых вопросах: «кто или что» изображен или изображено на картине, «сколько», «какого цвета», «где».
Детям будет понятен и разговор о жанрах: объясните разницу между пейзажем и портретом, натюрмортом. Подспорьем станет песня Григория Гладкова «Если видишь на картине» из мультфильма «Пластилиновая ворона» — тут живописные жанры объясняются через предметы и образы, знакомые даже малышам.
3. Разговор может состояться и дома, и в музее
Если вы хотите сначала поговорить с ребенком дома, запаситесь репродукциям картин, которые будут ему интересны.
«Это могут быть картины В. М. Васнецова — художника, который перевел знакомые с детства сказочные сюжеты на язык живописи, пейзажи И. И. Шишкина, рассказывающие о красоте природы, шедевры-загадки Джузеппе Арчимбольдо, который составлял портреты из фруктов, овощей, книг и посуды, а также работы фламандских и голландских мастеров, на которых всегда много детей, животных и других деталей, которые ребенку интересно искать и находить вместе с мамой и папой», — советует Таня Быковская.
Когда вы решите отвести ребенка в музей, не планируйте длительного похода, углубляйтесь только в одну тему, сходите посмотреть для начала на несколько картин.
Искусствоведы рекомендуют посещать музей с детьми по такой схеме: один зал — одна тема — 35- 40 минут.
В музей можно захватить с собой лупу и блокнот и придумать настоящее приключение: рассматривать мелкие детали на картинах, считать птиц и яблоки, а потом нарисовать что-то свое по мотивам увиденного.
Можно придумать приятную семейную традицию: из всех музеев и со всех выставок, где вы бываете, приносить домой несколько открыток с теми картинами, которые вам больше всего запомнились, или пару магнитов, которые можно поместить на холодильник или на специальную доску. «Обязательно спросите ребенка, какая картина ему понравилась и запомнилась, — напоминает искусствовед. — Открытка станет не только приятным воспоминанием, но и полезным приобретением — можно собрать коллекцию, которая поможет вам провести семейную «угадайку».
Об искусстве — с помощью искусства
Книги
Если вы понимаете, что не справляетесь с валом вопросов своих детей — а они хотят знать, почему «на картинах у этой дамы есть усы», «зачем рисуют богов», «что это за черный квадрат», — вам поможет книга французского искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве». Здесь вы найдете советы, в каком возрасте и что именно детям показывать, ответы на самые «хитрые» вопросы, подробный рассказ о тридцати шедеврах мировой живописи, о которых можно рассказать ребенку прежде всего.
Из российских книг на тему «искусство — детям» можно почитать серию книг Веры Чайковской «Тропинка в картину». Здесь речь идет о том, что понимание творчества великих ничем не может быть ограничено. Главное в постижении искусства — чувства, фантазия, способность к творчеству, которой обладает каждый ребенок.
В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышли две книги, которые помогут детям узнавать искусства и играть одновременно. Одна из них называется «Играем в искусство: от реализма к абстракционизму», ее авторы — художницы Наташа Кайя и Кира Мрик. Здесь читатели — дети и их родители — найдут не только рассказы, но и мастер-классы (к примеру, «Как окрашивать макароны»), творческие задания («Придумай свое направление в искусстве»).
Вторая — «Картины. Моя большая выставка». Это «целый мир, в котором живут 48 мировых художников и их самые известные картины. [Это и книга, и] коллекция обучающих и развивающих игр, основанных на фактах из мира живописи», — говорится в блоге издательства «МИФ».
Кино, мультипликация
Если вам хотелось бы, чтобы дети разбирались не только в живописи, но и в других видах искусства, в том числе искусства современного, показывайте им тематические мультфильмы и кино. Так, проект «Arzamas.academy» подготовил подборку мультфильмов про искусство. А портал «Look at me» опубликовал целый список книг и нестареющего кино, который поможет родителям начать разговор о прекрасном со своими детьми.
Источники:
Портал для занятых мам WorkingMama
Интернет-издание «Мел»
Журнал и сайт Psychologies