background picturebackground picture

Как говорить с детьми о школе

Школьники

663

О чем спросить ребенка, чтобы ему захотелось с вами поделиться

«Как дела?» — вопрос простой, но почти не требующий ответа. Как правило, люди всех возрастов отвечают на него одинаково: «Нормально». О чем и как спросить у ребенка, чтобы ему захотелось рассказать подробнее о своей жизни в школе?

«Как дела в школе?» — спрашивает вовлеченный и заинтересованный родитель и ждет от ребенка развернутого ответа. Но может и не дождаться. Чтобы ответить, ребенку нужно уметь подвести итоги целого дня, а это порой бывает трудно сделать. В лучшем случае вы услышите: «Даже не знаю, с чего начать», а скорее всего краткое «все в порядке» или «нормально».

Зачем развивать тему

Вопрос мамы или папы о том, как прошел день, показывает ребенку, что в нем заинтересованы. А ощущение собственной значимости дает импульс к дальнейшему развитию.

Разговор о школе помогает родителям понять, как ребенок учится, как справляется с новыми задачами — и справляется ли. Любое изменение в настроении детей может подать вам сигнал о том, что что-то идет не так. Увидеть, почувствовать потенциальную или уже реально существующую проблему как можно раньше — это возможность решить ее как можно быстрее вместе с ребенком.

Кроме того, обсуждение школьных заданий, трудностей и радостей общения со сверстниками дает возможность семье еще раз определить, назвать свои ценности, воспитывать ребенка без нотаций и нравоучений.

Некоторые дети не хотят делиться с родителями рассказами о школе, и это нормально: ребенок в школе начинает активно «отделяться» от взрослых, строить свой мир со своими социальными взаимодействиями. Но взрослому-то хочется знать больше! Чтобы получить содержательный ответ, нужно задать правильные вопросы в правильный момент.

Как построить разговор

Ученик младших классов окунается в новый мир, которого раньше не было. И старается изо всех сил найти свое место в нем. Его взгляды усложняются, но перемены идут так быстро, что ему может не хватать слов для выражения того, что с ним происходит. Учитывайте это, вызывая ребенка-школьника на разговор о том, как прошел его день.

Психологи рекомендуют разговаривать о школе вечером, когда вся семья в сборе, закончены основные домашние дела. Не нападайте на ребенка с расспросами сразу, как он пришел домой. Он должен не только почувствовать, что вы просто его ждали и рады его приходу, но и отдохнуть от школьного дня.

Вот что советуют специалисты по работе с детьми:

  1. Разговаривая с ребенком, постарайтесь вспомнить себя в его возрасте, представьте ход его мыслей: дети мыслят не так, как взрослые. Они не понимают и не знают многих вещей, и, порой, не знают, как передать свои чувства словами. 
  2. Обращайте внимание на язык жестов ребенка — они порой могут сказать больше, чем слова. 
  3. Учитесь слушать, освобождайте для ребенка время, когда он просит об этом, даже в моменты занятости, — тогда у вас получится слышать не только слова, но и чувства детей. Частые отказы в общении сделают ребенка замкнутым, вам будет трудно его расшевелить потом и убедить в своей заинтересованности. 
  4. Сначала выслушайте ребенка, а потом говорите сами. Не перебивайте, даже если вам кажется, что он говорит что-то малопонятное. Дайте ему время выговориться, как он может, как умеет. 
  5. Дайте ребенку понять, что вы его услышали: повторите какие-то важные, как вы думаете, фразы из сказанных им, постарайтесь установить зрительный контакт во время разговора. 
  6. Разговаривайте на языке, понятном для ребенка. Часто родители забывают, что дети не понимают многих слов, которые употребляют взрослые. 
  7. Общайтесь по-доброму, избегайте роли авторитетного наставника, говоря на неприятные темы или обсуждая с ребенком его раздражительность, грусть, злость или страхи. Избегайте критики и осуждения: это последнее, чего ребенок от вас ожидает. 
  8. Будьте честны с ребенком.

Какие вопросы задать ребенку, чтобы получить ответ

Вопрос не должен предполагать общего ответа «Хорошо» или односложных «Да», «Нет», «Не знаю». Чем конкретнее будет вопрос, тем больше информации вы услышите в ответ.

Избегайте вопросов с приказным оттенком: «Ты не хочешь рассказать мне, как прошла контрольная?». Вспомните себя: вам в детстве хотелось рассказывать о чем-нибудь сразу же после стрессовых учебных событий — диктанта, контрольной, теста?

7 конкретных вопросов, чтобы быть в курсе

  1. Какую историю учитель читал вам сегодня? Что тебе больше всего в ней запомнилось? А что понравилось больше всего твоему другу/подруге? 
  2. От чего ты сегодня больше всего устал? 
  3. Ты успел написать контрольную/диктант? 
  4. У тебя были какие-нибудь вопросы, на которые учитель не смог бы ответить?
  5. Чем вас кормили в столовой? С кем ты ходил на обед? О чем вы говорили? 
  6. С кем ты играл на перемене? 
  7. Что твои друзья будут делать на выходных?

7 способов начать увлекательный диалог

Эти вопросы предлагает задать детям профессор философии и многодетная мама Иветт Альт Миллер из американского города Чикаго.

1. «Тебе попался сегодня хороший / интересный вопрос?»

Если вы спросите ребенка о том, какие вопросы ему сегодня задавали на уроках, вы тем самым дадите ему понять: вам интересна его жизнь. Кроме того, это увеличивает интерес к учебе, дает возможность ребенку взглянуть на нее с новой стороны

2. «Расскажи об одном интересном событии, которое сегодня случилось в школе»

Весь день ребенку описывать сложно и скучно. Ему проще отговориться стандартным «Все было хорошо». Описать что-то одно по-настоящему интересное проще — и так втянуться в разговор. Кроме того, если попросить ребенка описать что-то хорошее, случившееся с ним в школе, он привыкнет акцентировать внимание на положительных сторонах жизни, будет неосознанно перебирать в голове именно светлые моменты дня.

3. «Была ли у тебя сегодня возможность кому-то помочь?»

Такой вопрос приучает ребенка чувствовать ответственность за происходящее вокруг, думать о других, не бояться и не стесняться помогать.

4. «А как бы ты поступил на месте учителя?»

Такая постановка вопроса дает возможность ребенку поставить себя на место учителя и подумать «за него», то есть представить его обычным человеком, у которого тоже есть чувства, мысли, желания.

5. «Как можно было бы поступить в этой ситуации в следующий раз? Как можно было бы изменить создавшееся положение?»

Если ребенок рассказывает о своей неудаче или плохой отметке, можно задать ему такой вопрос. Спрашивая о стратегии, вы поможете детям понять: все еще можно изменить, на ошибках учатся.

6. «Если бы в школу пришел супергерой из мультика или фильма, что бы случилось?»

Иногда болтовня о «глупостях», погружение в фантазийный мир, который так или иначе связан с реальностью, в которой живет ребенок, — это шанс поговорить по душам, создать доверительную атмосферу для разговора.

7. «Что ты делал сегодня в спортзале / на рисовании / на уроках музыки?

Обсуждая школу, есть соблазн свести разговор к математике или русскому языку. Но вопрос о «необязательных» предметах поможет заострить внимание ребенка на творческой сфере, станет импульсом к новым горизонтам самоопределения.

«В школу не пойду»: настораживающий ответ

Если ребенок вдруг в разговоре о школе заявляет, что ему не нравится учится, что он больше не хочет идти в школу, то его слова нельзя игнорировать и обесценивать: «Как ты можешь так говорить, школа дает тебе знания!» или «Чтобы я больше такого не слышал(а)!». Наоборот, важно углубиться в тему, постараться разговорить ребенка. Подобные заявления могут означать, что у ребенка есть трудности в школьной жизни (в общении со сверстниками или учителями, в освоении программы). Внимательные и терпеливые родители обязательно поймут причину затруднений и помогут ребенку с ними справиться. 

                        

Источники:

Портал о воспитании детей RaisingChildren 

Онлайн-проект для родителей Letidor.ru

Поделиться в соцсетях