О чем спросить ребенка, чтобы ему захотелось с вами поделиться
«Как дела?» — вопрос простой, но почти не требующий ответа. Как правило, люди всех возрастов отвечают на него одинаково: «Нормально». О чем и как спросить у ребенка, чтобы ему захотелось рассказать подробнее о своей жизни в школе?
«Как дела в школе?» — спрашивает вовлеченный и заинтересованный родитель и ждет от ребенка развернутого ответа. Но может и не дождаться. Чтобы ответить, ребенку нужно уметь подвести итоги целого дня, а это порой бывает трудно сделать. В лучшем случае вы услышите: «Даже не знаю, с чего начать», а скорее всего краткое «все в порядке» или «нормально».
Зачем развивать тему
Вопрос мамы или папы о том, как прошел день, показывает ребенку, что в нем заинтересованы. А ощущение собственной значимости дает импульс к дальнейшему развитию.
Разговор о школе помогает родителям понять, как ребенок учится, как справляется с новыми задачами — и справляется ли. Любое изменение в настроении детей может подать вам сигнал о том, что что-то идет не так. Увидеть, почувствовать потенциальную или уже реально существующую проблему как можно раньше — это возможность решить ее как можно быстрее вместе с ребенком.
Кроме того, обсуждение школьных заданий, трудностей и радостей общения со сверстниками дает возможность семье еще раз определить, назвать свои ценности, воспитывать ребенка без нотаций и нравоучений.
Некоторые дети не хотят делиться с родителями рассказами о школе, и это нормально: ребенок в школе начинает активно «отделяться» от взрослых, строить свой мир со своими социальными взаимодействиями. Но взрослому-то хочется знать больше! Чтобы получить содержательный ответ, нужно задать правильные вопросы в правильный момент.
Как построить разговор
Ученик младших классов окунается в новый мир, которого раньше не было. И старается изо всех сил найти свое место в нем. Его взгляды усложняются, но перемены идут так быстро, что ему может не хватать слов для выражения того, что с ним происходит. Учитывайте это, вызывая ребенка-школьника на разговор о том, как прошел его день.
Психологи рекомендуют разговаривать о школе вечером, когда вся семья в сборе, закончены основные домашние дела. Не нападайте на ребенка с расспросами сразу, как он пришел домой. Он должен не только почувствовать, что вы просто его ждали и рады его приходу, но и отдохнуть от школьного дня.
Вот что советуют специалисты по работе с детьми:
- Разговаривая с ребенком, постарайтесь вспомнить себя в его возрасте, представьте ход его мыслей: дети мыслят не так, как взрослые. Они не понимают и не знают многих вещей, и, порой, не знают, как передать свои чувства словами.
- Обращайте внимание на язык жестов ребенка — они порой могут сказать больше, чем слова.
- Учитесь слушать, освобождайте для ребенка время, когда он просит об этом, даже в моменты занятости, — тогда у вас получится слышать не только слова, но и чувства детей. Частые отказы в общении сделают ребенка замкнутым, вам будет трудно его расшевелить потом и убедить в своей заинтересованности.
- Сначала выслушайте ребенка, а потом говорите сами. Не перебивайте, даже если вам кажется, что он говорит что-то малопонятное. Дайте ему время выговориться, как он может, как умеет.
- Дайте ребенку понять, что вы его услышали: повторите какие-то важные, как вы думаете, фразы из сказанных им, постарайтесь установить зрительный контакт во время разговора.
- Разговаривайте на языке, понятном для ребенка. Часто родители забывают, что дети не понимают многих слов, которые употребляют взрослые.
- Общайтесь по-доброму, избегайте роли авторитетного наставника, говоря на неприятные темы или обсуждая с ребенком его раздражительность, грусть, злость или страхи. Избегайте критики и осуждения: это последнее, чего ребенок от вас ожидает.
- Будьте честны с ребенком.
Какие вопросы задать ребенку, чтобы получить ответ
Вопрос не должен предполагать общего ответа «Хорошо» или односложных «Да», «Нет», «Не знаю». Чем конкретнее будет вопрос, тем больше информации вы услышите в ответ.
Избегайте вопросов с приказным оттенком: «Ты не хочешь рассказать мне, как прошла контрольная?». Вспомните себя: вам в детстве хотелось рассказывать о чем-нибудь сразу же после стрессовых учебных событий — диктанта, контрольной, теста?
7 конкретных вопросов, чтобы быть в курсе
- Какую историю учитель читал вам сегодня? Что тебе больше всего в ней запомнилось? А что понравилось больше всего твоему другу/подруге?
- От чего ты сегодня больше всего устал?
- Ты успел написать контрольную/диктант?
- У тебя были какие-нибудь вопросы, на которые учитель не смог бы ответить?
- Чем вас кормили в столовой? С кем ты ходил на обед? О чем вы говорили?
- С кем ты играл на перемене?
- Что твои друзья будут делать на выходных?
7 способов начать увлекательный диалог
Эти вопросы предлагает задать детям профессор философии и многодетная мама Иветт Альт Миллер из американского города Чикаго.
1. «Тебе попался сегодня хороший / интересный вопрос?»
Если вы спросите ребенка о том, какие вопросы ему сегодня задавали на уроках, вы тем самым дадите ему понять: вам интересна его жизнь. Кроме того, это увеличивает интерес к учебе, дает возможность ребенку взглянуть на нее с новой стороны
2. «Расскажи об одном интересном событии, которое сегодня случилось в школе»
Весь день ребенку описывать сложно и скучно. Ему проще отговориться стандартным «Все было хорошо». Описать что-то одно по-настоящему интересное проще — и так втянуться в разговор. Кроме того, если попросить ребенка описать что-то хорошее, случившееся с ним в школе, он привыкнет акцентировать внимание на положительных сторонах жизни, будет неосознанно перебирать в голове именно светлые моменты дня.
3. «Была ли у тебя сегодня возможность кому-то помочь?»
Такой вопрос приучает ребенка чувствовать ответственность за происходящее вокруг, думать о других, не бояться и не стесняться помогать.
4. «А как бы ты поступил на месте учителя?»
Такая постановка вопроса дает возможность ребенку поставить себя на место учителя и подумать «за него», то есть представить его обычным человеком, у которого тоже есть чувства, мысли, желания.
5. «Как можно было бы поступить в этой ситуации в следующий раз? Как можно было бы изменить создавшееся положение?»
Если ребенок рассказывает о своей неудаче или плохой отметке, можно задать ему такой вопрос. Спрашивая о стратегии, вы поможете детям понять: все еще можно изменить, на ошибках учатся.
6. «Если бы в школу пришел супергерой из мультика или фильма, что бы случилось?»
Иногда болтовня о «глупостях», погружение в фантазийный мир, который так или иначе связан с реальностью, в которой живет ребенок, — это шанс поговорить по душам, создать доверительную атмосферу для разговора.
7. «Что ты делал сегодня в спортзале / на рисовании / на уроках музыки?
Обсуждая школу, есть соблазн свести разговор к математике или русскому языку. Но вопрос о «необязательных» предметах поможет заострить внимание ребенка на творческой сфере, станет импульсом к новым горизонтам самоопределения.
«В школу не пойду»: настораживающий ответ
Если ребенок вдруг в разговоре о школе заявляет, что ему не нравится учится, что он больше не хочет идти в школу, то его слова нельзя игнорировать и обесценивать: «Как ты можешь так говорить, школа дает тебе знания!» или «Чтобы я больше такого не слышал(а)!». Наоборот, важно углубиться в тему, постараться разговорить ребенка. Подобные заявления могут означать, что у ребенка есть трудности в школьной жизни (в общении со сверстниками или учителями, в освоении программы). Внимательные и терпеливые родители обязательно поймут причину затруднений и помогут ребенку с ними справиться.
Источники:
Портал о воспитании детей RaisingChildren
Онлайн-проект для родителей Letidor.ru