background picturebackground picture

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Дошкольники

62

Почему возникает проблемное поведение и что с этим можно сделать

Не всегда привыкание ребенка к детскому саду проходит гладко. Бывает, что ребенок не хочет расставаться с родителями, протестует против этого и, как следствие, против садика. Протест может выражаться в агрессии и в истериках. Детский и семейный психолог Ольга Хлопова рассказывает, как выстроить взаимодействие с ребенком и с сотрудниками детского сада.

Разбираемся в причинах

Протест против посещения детского сада может проявляться соматически, в виде недомогания: высокой температуры, частых простуд или других болезней. Иногда он выплескивается в виде агрессии: ребенок кого-то ударил, что-то отобрал. И то, и другое означает, что ребенку в саду плохо. Причины могут быть разными, но суть в одном: с точки зрения малыша в саду происходит что-то непонятное, опасное или некомфортное.

Задача родителей — разобраться и понять, в чем причина такого поведения ребенка. Можно обсудить с ребенком, что именно ему не нравится, задавая наводящие вопросы. Это бывает непросто. Далеко не всегда удается найти причины с первого раза. Они могут оказаться самыми неожиданными и неочевидными для взрослых.

Например, ребенку не нравится каша, а воспитатели просят доедать ее. И протест на самом деле — не против садика, а против каши. Тогда можно договориться с воспитателями, чтобы ребенка не докармливали.

Или, может быть, малыш боится ходить в музыкальный класс по гулкому коридору. Или его пугает звон посуды, когда накрывают столы к обеду. В таком случае воспитатель может, например, предложить малышу зайти на время в спальню.

У поведения ребенка всегда есть причины. Детский сад — это стресс и новая среда, на адаптацию к которой малышу нужно время.

Попробуйте обратиться к психологу детского сада. Он поможет вам разобраться, подскажет воспитателям, как адаптировать ребенка к саду, не создавая для него исключительных условий.

Приучаем постепенно

Детский сад — первая социальная структура, с которой знакомится маленький ребенок. Там свои правила. Раньше малыш мог сказать маме и папе: «Я наигрался и устал, пойдем с детской площадки домой». Из сада уйти, когда хочется, уже нельзя.

После спокойной домашней обстановки ребенок быстро устает от непривычной суеты детского коллектива, от необходимости взаимодействовать с большим количеством людей. А сдерживать свои эмоциональные импульсы он пока не умеет. Если причина действительно в усталости от коллектива, то в первую половину дня малыш может быть спокоен, а во вторую — проявлять агрессию к другим детям. Такое довольно часто происходит в младших группах. Попробуйте приучать ребенка к детскому саду постепенно: приводить его только на первую или только на вторую половину дня и наблюдать за переменами в поведении.

Старайтесь привить ребенку мысль, что в целом детский сад — хорошее, интересное и безопасное место, которое вы выбрали, потому что заботитесь о нем, и что вы готовы помогать ему здесь освоиться.

Некоторые дети в саду ведут себя спокойно, а по дороге домой или дома начинают капризничать и устраивают истерики. Дело в том, что в садике ребенок был в напряжении, присутствие там было работой для его психики. К вечеру он истощен, а дом — это безопасное пространство, где можно разрешить себе выразить негативные эмоции.

Беседуем с воспитателями

Когда причины поведения ребенка прояснятся, обсудите с персоналом детского сада, как помочь малышу. Если у него повышенный уровень тревожности, воспитатели могут предупреждать ребенка: «Через 5 минут мы все пойдем на музыкальное занятие». Тогда он успеет закончить игру и внутренне подготовиться к новому делу.

Снизить уровень детской агрессии и уменьшить вероятность истерик помогут более частые и продолжительные прогулки. Спросите у воспитателей или у руководства детского сада, нельзя ли сделать так, чтобы группа, в которую ходит ваш ребенок, проводила больше времени на свежем воздухе.

Если ребенок вступает в конфликты и агрессивно ведет себя в одних и тех же ситуациях, имеет смысл обсудить это с сотрудниками детсада. Старайтесь общаться с ними с позиции сотрудничества. У вас общая цель — сделать детский сад местом, которое не травмирует ребенка, а развивает его.

  

Фото: Коллекция / iStock

Поделиться в соцсетях