background picturebackground picture

Игры с пеной

Раннее детство

Дошкольники

Особые дети

570

Можно играть дома и на улице

Ребенок растет и развивается в игре. И часто дети просят родителей поиграть вместе с ними. Что новенького можно придумать для совместных игр? Предложите малышу необычный материал — пену, советует научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики Марина Иванова.

Пенная вечеринка

Пена — это замечательный сенсорный материал, который вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Пена бывает разной по плотности и по безопасности. В предлагаемых играх рекомендуется использовать кондитерскую пену, поскольку она плотной структуры и безопасна для здоровья ребенка (исключение составляют дети, имеющие аллергию на молочный белок). Она готовится из кондитерских сливок.

Для того чтобы пена была плотной и объемной, нужно знать несколько тонкостей ее приготовления. Во-первых, использовать сливки жирностью 33–35%, можно найти даже 38%. Во-вторых, перед взбиванием сливки надо охладить в холодильнике в течение 4 часов минимум. Для взбивания сливок не подходит погружной блендер на ножах, но можно использовать ручной блендер с насадкой — венчиком, главное, чтобы блендеру хватило мощности взбить сливки до нужного состояния.

Начинать взбивать сливки необходимо на небольших оборотах, постепенно увеличивая скорость. Если вы начнете сразу взбивать сливки на высокой скорости, то велика вероятность, что сливки расслоятся. Взбитые сливки можно хранить в холодильнике в течение одного дня.

Некоторые родители в совместных играх с детьми используют пену для бритья. Но это небезопасный материал для игр: в нем очень много химии. Взрослый не всегда может уследить за ребенком, а малышу вдруг захочется попробовать пену на вкус.

Но если у ребенка аллергия на молочный белок и ему нельзя употреблять молочные продукты, то кондитерскую пену и гель для бритья можно заменить очищающей пеной для зубов и десен. Это тоже относительно безопасный материал, так как используется для полости рта.

Еще есть замечательная детская мусс-пена промышленного производства. Вот она как раз и предназначена для детского творчества. Мусс-пена имеет мягкую, пластичную текстуру светло-розового цвета, может принимать и сохранять различные формы. Пена достаточно упругая и не растекается, из нее можно лепить фигурки, и их форма будет сохраняться. С такой пеной можно играть, как с мячиком или снежком: просто скатайте пену шариком и подбрасывайте ее на ладони — она будет отскакивать.

Пена из детского мыла и пена для ванной очень неплотные, и делать какие-либо конструкции из них невозможно. Выбор за вами, но помните: он всегда должен быть безопасным для ребенка.

Перед тем как начать играть, убедитесь, что окружающее пространство приспособлено к мокрым играм. Возможно, это будет ванна или большой таз, можно постелить клеенку на пол, чтобы не испортить поверхности полов. Можно закрыть пленкой и стены.

Знакомство с пеной

Прежде чем приступать к содержательным и насыщенным играм с пеной, ребенка надо с ней познакомить. Обязательно проверьте чувствительность малыша. Может случиться так, что испачканные руки в пене будут вызывать у него тревожные чувства и ему захочется быстро смыть ее.

Наберите немного пены себе в ладони. Дайте ребенку палочку, пусть он попробует пену палочкой. Попробуйте сдувать пену с ладошки и проговаривать, например: «Ух ты! Снег пошел!» Пусть ребенок понаблюдает, как летает пена. С кондитерской пеной данный вид деятельности не получится: тут нужна легкая пена.

Покажите, как пена смывается с рук. Пусть вода из крана некоторое время стекает, чтобы ребенок увидел безопасность ситуации и начал активней играть с пеной.

К первым играм с пеной можно отнести перекладывание ее из емкости в другую емкость. Если вы увидели, что ребенок не пугается пены, можно предложить ему игру на распределение пены по какой-либо рабочей поверхности (стол, поднос, кастрюля). Для этой игры можно дать ребенку поролоновую губку, чтобы у него был выбор — действовать ладонями или губкой. Можно выдать ребенку зубную щетку и предложить почистить зубы моющимся игрушкам.

Знакомство с материалом необходимо начинать со знакомой деятельности, чтобы уже с первых действий ребенок чувствовал свою успешность и удовольствие от игры. Можно приготовить из пены кашу для игрушек.

При игре с пеной стоит обратить внимание и на выдувание мыльных пузырей. Этим можно заниматься как в ванной, так и в любом другом помещении. Можно показать разную пену и из разной пены выдувать пузыри — получится настоящий эксперимент.

Примеры игр с пеной

Найди игрушку

Сложите в небольшой контейнер маленькие игрушки. Далее заполните контейнер с игрушками пеной и размешайте все. Предложите ребенку находить игрушки, узнавать их в пене, ополаскивать их под струей воды.

Нарисуй картину

Небольшой поднос с высокими бортиками заполните пеной. Сверху на пену нанесите разных цветов краску. Далее необходимо взять лист бумаги и аккуратно положить сверху. Посчитайте мысленно до пяти, поднимите бумагу. На листе останется прекрасный, загадочный след цветной пены. Вот картина и готова! В дальнейшем пену можно перемешивать и добавлять новые краски.

Конфетки

Вам понадобятся пустая коробка от конфет (вкладыш с ячейками), пена и краски. Предложите ребенку заполнить все ячейки пеной. Пусть ребенок перекладывает ложкой пену из одной большой емкости в маленькие. Вот и получатся конфетки. Конфетки можно сделать цветными. Возьмите кисточку, обмакните в воду, в краску и в пену. Можно использовать разные цвета.

Разноцветные пирожные

Для игры понадобятся поднос с высокими бортиками, пена, краски, емкость с водой (небольшая миска), ложка и формочки для пирожных или кексов, стаканчики от йогурта. Заполняете поднос пеной, вместе с ребенком красите ее в различные цвета. Далее берете формочки и заполняете их цветной пеной. Пирожные можно украсить цветным рисом. Вода в миске нужна для ополаскивания рук, а еще детям нравится смешивать воду с пеной.

Другие возможные варианты игр с пеной
  • Можно катать в пене машинки, как в снегу.
  • Убирать пенный снег ковшом детского экскаватора.
  • Создавать забавные прически игрушкам.
  • Создавать прически, бороды, ушки, шляпы себе и ребенку.
  • Рисовать на цветной пене деревянными апельсиновыми палочками/шпателями.
  • Можно рисовать пеной на прозрачном мольберте или на столе.
  • Делать себе костюм из пены.

Как понять, что ребенку интересно?

Вот критерии, на которые может ориентироваться взрослый.

Внимание и интерес ребенка ко взрослому. Есть ли зрительный контакт, какую дистанцию при взаимодействии выбирает ребенок. Если он был внимательным, старался поймать ваш взгляд, а во время игры все время придвигался ближе и ближе к вам, значит все замечательно.

Эмоциональные проявления. Наблюдайте за ребенком, за степенью интенсивности эмоциональных проявлений. Важны смех в голос, яркие мимические реакции, постоянные «переглядки» со взрослым.

Инициативные действия ребенка. Наблюдайте за ребенком, как он действует с предметами. Он просто приносит и отдает или ждет вашего ответного действия? Он обращается к вам за помощью или это стремительный ребенок и самостоятельный во всех делах?

Чувствительность ребенка к отношению взрослого. Наблюдайте, как ребенок реагирует на ваши ответные действия. Он ждет их? Ему важен ваш положительный отклик или он убегает раньше времени?

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок был заинтересован в игре. Если интереса нет, то заставлять малыша не нужно.

Во все вышеописанные игры можно играть не только с типично развивающимися детьми, но и с малышами с особенностями здоровья. Такие развлечения направлены на удовлетворение потребностей ребенка во впечатлениях, активной деятельности, признании и поддержке. Если ребенок получает от общения со взрослым все необходимое, это положительно отражается на его росте и развитии.

Поделиться в соцсетях