Простой способ развивать воображение, мышление, речь и моторные навыки
Детская фантазия творит чудеса: она способна превращать привычные предметы в самые разные объекты, создавать с их помощью увлекательные истории и целые миры. Даже обычные коробки, которые служат упаковкой для множества различных предметов, могут стать отличным материалом для игр. Причем такой подход способствует развитию воображения, мышления, речи, а также моторному развитию ребенка. О том, какие возможности открывают игры с коробками, рассказывает Марина Иванова, научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики.
Развивают фантазию и воображение
Как правило, родители не жалеют ни времени, ни денег на то, чтобы у их детей было много качественных и желанных игрушек. Но часто проходит буквально пара дней, и игрушка перестает интересовать малыша. А спустя еще некоторое время и вовсе отправляется в большую коробку к остальным игрушкам. А ребенок тем временем с удовольствием играет с обычным одеялом, делая из него домик. Мамин платок становится пеленкой для кукол, обувная коробка — машиной, а если ее перевернуть — столом для кукол.
Почему малышей часто больше интересуют не фабричные игрушки, а обычные предметы: оберточная бумага, фольга, коробки из-под печенья, мыла, конфет, носовые платки, стикеры, ленты, тесьма, кастрюли и бидоны? Отвечая на этот вопрос, психологи говорят, что детей раннего возраста в этих обыденных предметах привлекает неопределенность. Она создает атмосферу развития воображения: обыденные предметы формируют воображаемый образ, а если их по-разному комбинировать, можно легко получить и новые образы. Вот мамин платок: завернули в него зайчика — получилось одеяло, постелили сверху на коробку — получился стол со скатертью, постелили на пол — вот и ковер. Сколько образов, сколько фантазии для игры!
Какие возможности для игр открывают коробки
Лучше начинать с маленьких коробочек, которые попадают в поле зрения ребенка и которые можно свободно перемещать, сидя на одном месте. Даже разбрасывание коробок может быть увлекательной игрой: например, строить башню, чтобы потом ее разрушить. А если такую игру сопровождать эмоциональными словами и междометиями вроде «Ба-бах!», она понравится малышу еще больше.
Из маленьких коробочек можно что-то строить. Вначале это могут быть линейные конструкции, позже — конструкции из двух разнонаправленных коробок, затем количество коробочек можно увеличить. Возможно, одна из них будет «ехать», как машина или поезд, а из других может получиться статичный «робот». Однако начинать лучше с простого: маленькому ребенку сложно построить сразу что-то сложное и многосоставное, если у него нет опыта в создании более простых конструкций.
Простые постройки для обыгрывания с использованием небольших коробок
Маленькие коробочки хорошо использовать в качестве «волшебной шкатулки»: сложить туда много разных мелких предметов (ключи, ложки, носовой платок, маленькая расческа и др.) и игрушек (мишка, зайчик, колокольчик), которые ребенок захочет один за другим доставать и называть. Такую чудо-коробку достаточно потрясти, погреметь ее содержимым, и внимание ребенка будет обеспечено, ему захочется поиграть и выяснить, что же внутри нее.
По такой коробке можно сначала постучать («тук-тук»), затем открыть, взять предмет и показать действия с ним. И таким образом последовательно изучить все предметы. Или можно каждый раз складывать в нее знакомые предметы и один новый. Эта небольшая хитрость создает интригу и ощущение новизны, следовательно, будет поддерживать интерес ребенка к игре. А значит, с такой коробкой можно играть каждый день и параллельно знакомить ребенка с новыми предметами и словами.
Также «волшебная шкатулка» может стать полезным развлечением для шустрых и неугомонных детей. Ребенку можно давать трясти коробку то громко, то тихо каждый раз перед тем, как достать игрушку. Шум, тяжесть коробочки, яркие положительные эмоциональные реакции взрослого, его слова помогут удерживать внимание даже самых подвижных малышей.
Игра «Ловишки» и ее варианты
Еще одна игра с коробками, которая нравится детям, — «Ловишки», играть в нее можно как за столом, так и на полу, из реквизита — коробка и заводная игрушка. Взрослый заводит игрушку, сопровождая процесс словами «Чик-чик-чик», и отпускает ее. Далее быстро берет коробку и накрывает ей заводную игрушку. Можно заранее приготовить две коробки: для взрослого и ребенка.
Пока мы «догоняем» игрушку, можно приговаривать: «Бегу-бегу» (лучше говорить от первого лица), а как только игрушку поймали — «Стоп! Поймал (-а)». Предлагая коробку ребенку, можно сказать: «Это для тебя. Будем ловить». Такая инструкция располагает к игре и обычно не вызывает протеста. Если ребенок не берет коробку, то взрослый может сам перемещать ее рядом с движущейся игрушкой и повторять действия, накрывая ее со словом «Оп!»
Процесс ловли игрушки нужно сопровождать эмоциональной речью, в этом случае игра превращается в шумную забаву для всей семьи. Ребенок и взрослый вместе переживают положительные эмоции: «Ну-ну-ну, лови-лови, цап!» Такая игра — веселый способ проводить время, а еще она поможет в развитии речи ребенка. А поскольку он будет учиться быстро переключать внимание и соотносить движения рук с движением игрушки, эта игра поможет и в развитии координации. К тому же сочетание ползания и ловли игрушки учит лучше чувствовать свое тело и предотвращает сенсорный дефицит.
Эту игру легко менять, чтобы сохранить детский интерес: например, использовать для игры разные игрушки и помещения. Сегодня играли в комнате на полу, а завтра — на кухонном столе. Такую новизну ребенок воспримет с удовольствием.
Можно моделировать провокационные ситуации, когда игрушка большая, а коробка маленькая. В этом случае ребенок опытным путем узнает про сравнительные размеры предметов.
Варианты игр с большими коробками
Прежде чем играть с большой коробкой, ребенка надо познакомить с ее свойствами — это обязательная часть игры. Для этого можно взять коробку и на глазах у ребенка сложить ее, превратив в дорожку или площадку, по которой можно ходить, поиграть на ней с заводной игрушкой и маленькой коробкой. Важно, чтобы малыш перемещался по ней, трогал ее ладошками и таким образом понял, что она не опасна.
«Машина» для игрушек или для малыша
Еще можно покатать на разложенной коробке какую-нибудь игрушку и поиграть в «машину». Большая коробка становится своего рода платформой, которую надо тянуть. Сначала такую «машину» может возить взрослый, а затем можно спросить малыша: «Кто еще будет возить машину? Хочешь?» Пусть ребенок тоже покатает игрушку, а может, даже несколько.
Далее можно опять сложить коробку и предложить поиграть в другие игры. Например, она может превратиться в дом. Поставьте коробку таким образом, чтобы малыш мог в нее свободно заползти, посидеть там и при желании выползти. Когда он находится внутри, проговорите: «О! Ты в доме!» Можно поиграть в прятки «Ку-ку», когда взрослый то появляется в поле зрения ребенка, то исчезает.
Прятки, башни и игры с мячом
Другой вариант — стучать по разным внешним сторонам коробки и звать ребенка: «Ау, ты где? Я ищу тебя!» Или предложить поиграть в мяч, когда ребенок сидит в коробке, как в домике, а взрослый перекидывает ему мячик. Такая игра хорошо подходит для детей с неустойчивым вниманием: поскольку три стороны закрыты и в поле зрения ребенка только мяч и взрослый.
Большая коробка может превратиться в машину: переверните ее на глазах у ребенка и отогните верхние части на внешнюю сторону. Теперь у нее есть дно и четыре бортика. Взрослый сажает внутрь игрушку и начинает возить коробку по полу, проговаривая: «Би-би-би. Поехали. Далеко», «Пока». Затем делает остановку и предлагает ребенку тоже покататься. Важно оказать малышу помощь и придержать за руку, когда он впервые самостоятельно забирается в коробку.
Ребенок садится, и взрослый начинает аккуратно и медленно перемещать коробку (ведь для ребенка это новые ощущения). Можно возить с интервалами: покатались — остановились, покатались — остановились. Или предложить ребенку держаться руками за бортики коробки. Кстати, эта игра хорошо развивает координацию.
Когда игра станет знакомой, можно ее разнообразить. Например, машина может ехать и собирать пассажиров по пути. Расставьте заранее по комнате игрушки и каждый раз перед перемещением спрашивайте у ребенка: «К кому в гости поедем: к зайцу или к мишке?» Старайтесь словами ориентировать ребенка в пространстве, чтобы он учился соотносить вектор движения с ощущениями: «вперед — назад», «быстро — медленно». Одну за другой соберите все игрушки в комнате и сложите их в «машину» к ребенку. Попросите его придерживать игрушки, чтобы они не упали. Дети получают массу удовольствия от такой игры.
Когда ребенок освоится, обыграйте поворот «машины» с опрокидыванием. В конце поездки можно аккуратно, придерживая рукой, медленно опрокинуть коробку и предложить ребенку выбраться из нее. Для этого ему необходимо будет активно двигаться: вытянуть руки и найти опору, перевернуть корпус тела в удобное положение, найти опору для ног, подтянуться на руках, подняться.
Обычно такой поворот в игре нравится детям, поскольку в этот момент работает все тело. Игра хорошо тренирует умение ориентироваться в пространстве, формирует представление о схеме тела, учит гармоничной одновременной работе рук и ног.
Из больших коробок также можно строить башни, а сверху рассаживать разные игрушки, можно играть в подобие «Мемори», когда под коробками прячутся парные игрушки, а ребенку надо запомнить и найти их. Игры с коробками удовлетворяют потребность ребенка в активном движении, обеспечивают постоянное ощущение новизны в игре и помогают весело проводить время вместе.
Фото: Коллекция/iStock