background picturebackground picture

Идем в первый класс!

Родители

Школьники

246

Адаптацию к школе проходят и ребенок, и родители

Школа — новый жизненный этап для всей семьи, а не только для самого первоклассника. Психолог Татьяна Бондаренко  о помощи в адаптации к изменениям новоиспеченному школьнику и его родителям.

Время перемен

Период привыкания к новой школьной жизни у первоклассников начинается с первого учебного дня и длится в среднем от 1 до 6 месяцев, но может занять и больше времени. Продолжительность зависит от личных качеств и способностей ребенка, атмосферы в семье, личности педагога и общего уровня подготовки будущего школьника к учебе.

Иногда реалии школьного существования вызывают у ребенка смятение, разочарование, тревогу, даже если до этого он ждал поступления в первый класс с воодушевлением, считая переход в школу показателем взрослости и самостоятельности.

В это время поведение меняется: один ребенок становится более раздражительным и возбужденным, а другой проявляет вялость и тревогу, «закрывается», быстрее утомляется, начинает капризничать. Иногда появляются и психосоматические реакции: теряется аппетит, нарушается сон. Такое положение означает, что ребенку нужна помощь родителей.

Трудности первоклассника

Невозможность влиться в школьный коллектив

Частая причина школьной дезадаптации — отсутствие опыта ранней социализации в дошкольном учреждении. Как показывает опыт психологического консультирования первоклассников и их родителей, подобное происходит, если ребенок мало посещал или совсем не ходил в детский сад. При этом родители считали, что кружки и секции могут компенсировать недостаток социального взаимодействия ребенка в дошкольном учреждении.

На самом деле ребенок должен научиться общаться с детьми в отсутствие родителей. В этом очень хорошо помогает детский сад, где малыш остается продолжительное время без близких взрослых. Положительно в этот период на формирование детской личности влияют контакты с другими детьми. Тогда как при изоляции ребенка, невозможности общения со сверстниками, наоборот, происходит задержка в его психическом развитии.

Если в начале обучения появятся проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, необходимо создать для ребенка условия для его взаимодействия с другими детьми на улице, в классе и вне школы.

Психологическая неготовность

Если ребенок не готов к систематическому обучению, не способен долго удерживать внимание, выполнять задания, то причина, скорее всего, кроется в недостаточной или неправильной форме подготовки к школе.

В данном случае будет эффективной работа над формированием у ребенка волевых качеств, над развитием внимания. При этом не следует предъявлять ребенку повышенные требования под предлогом того, что «теперь он взрослый, в школу пошел». Лучше подчеркивать его успехи, хвалить и всячески поддерживать.

Переживание негативных психических состояний

Это может быть связано с умственной нагрузкой. Если ребенок постоянно раздражен, у него присутствует бессилие или, напротив, он становится легковозбудимым, родителям важно уделять ему больше времени, чаще с ним разговаривать, подробно обсуждать события школьной жизни, даже самые незначительные (по мнению взрослых).

Некоторый регресс в поведении

Бывает, что ребенок в период адаптации переключается на игры, которые были свойственны ему в более раннем возрасте. В данном случае важно с пониманием отнестись к такому возвращению в детство и позволить ребенку играть так, как ему хочется. Малышу (все-таки пока еще малышу!) необходимо время для свободной игры. Важно присматриваться к ребенку и улавливать его потребности, это облегчит процесс адаптации.

Частые болезни

В данном случае важно выявить причины недомоганий, так как, скорее всего (если до этого не было серьезных проблем со здоровьем), они носят психосоматический характер. Нужно выяснить, с какими именно проблемами сталкивается ребенок в школе, и работать конкретно с ними. Главное — как можно чаще и пристальнее интересоваться жизнью ребенка, и эмоциональной в том числе.

Задача взрослых

Успех адаптации первоклассника к кардинальным изменениям в его жизни — забота родителей. И прежде всего им нужно позаботиться о собственном состоянии. Ведь негативный настрой близких взрослых напрямую передается ребенку. Дети чувствуют состояние родителей и перенимают его — как плохое, так и хорошее. Поэтому папам и мамам следует поработать над собой. Не стоит отзываться о школе в отрицательном ключе. Для этого надо успокоиться и побороть собственные страхи и опасения.

Отличный вариант — если кто-то из родителей сможет высвободить побольше времени (например, взять отпуск) для того, чтобы иметь возможность провожать и встречать ребенка из школы.

Важно признать беспокойство — и свое, и ребенка. Поговорить об этом с сыном или дочерью. Необходимо дать понять ребенку, что бояться — это нормально. Родители могут рассказать историю из своего прошлого о том, как тоже чего⁠-⁠то боялись, но все закончилось хорошо.

Нужно дать время и себе, и ребенку привыкнуть к переменам. Особенно с учетом того факта, что в жизни малыша появилась фигура нового значимого взрослого — учителя. Важно, чтобы он стал авторитетом, а для этого нельзя критиковать педагога при ребенке.

Если же родителям не удается справиться с проблемой самостоятельно, они всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях