Играть с тоддлером полезно для развития всех его навыков, и речь — лишь один из них
Бывает, что взрослые не умеют играть с собственными детьми, стесняясь раскрыть своего «внутреннего ребенка». Екатерина Безуглова — педагог-психолог, учитель-логопед, ведущий аналитик Центра защиты прав и интересов детей — рассказывает, как организовать игру с малышом так, чтобы она была полезной для него и интересной для всех участников вне зависимости от возраста.
«Запускаем» речь, играя
Как правило, фразовая речь у детей появляется примерно в год и восемь месяцев. К сожалению, с каждым годом на прием к логопедам и специалистам по раннему развитию родители приводят все больше малышей с задержкой речевого развития либо неговорящих детей. Бывает, что ребенку уже 2,5 года и он понимает обращенную к нему речь (например, может показать предметы), но при это не пользуется даже отдельными словами. Как вариант — полноценные слова и фразы малыш подменяет различными звуками. Например, «мяу-мяу ам-ам», что означает «кошка ест».
Так как ведущим видом деятельности для ребенка раннего возраста является игра, с ним необходимо играть, чтобы «запустить» речь. Игра — самая простая и лучшая форма обучения. Она помогает расположить к себе ребенка: он хочет взаимодействовать, подражать — и, как следствие, развивается. Поэтому взрослым необходимо создать такие условия, чтобы он захотел за ними повторять в игре звуки и движения.
Игра не только приносит ребенку удовольствие: она также развивает навык речи, волевые качества, учит его общаться, распознавать эмоции — как собственные, так и окружающих, знакомит его с нормами и правилами жизни. И конечно, в игре развивается мышление.
Обычно, когда к специалистам приходят семьи с детьми раннего возраста, их главный запрос — чтобы ребенок научился говорить. Дальше по значимости для них стоят умения читать, считать, рисовать и даже изучать иностранные языки. Увы, умение играть в этом списке уходит на более низкие позиции или вовсе отсутствует. Однако именно игра — это основа, через которую можно развивать все остальные сферы деятельности ребенка, а заодно проработать моменты, которые вызывают беспокойство.
Выбираем реалистичные и неагрессивные игрушки
В принципе, для маленького ребенка в роли игрушки может выступать любой предмет, ведь для него почти все вокруг ново и необычно. Однако взрослым необходимо подбирать игрушки ответственно. Вот основные принципы, которых следует придерживаться.
- Отдавайте предпочтение реалистичным игрушкам вместо непонятных или фантастических существ: пусть собачка будет похожа на собачку, а мишка — на мишку. Это поможет ребенку быстрее научиться классифицировать объекты в окружающей жизни по их характерным признакам — и быстрее освоить речь.
- Обращайте внимание на безопасность и качество изготовления. Игрушки с непрочно закрепленными деталями, вылезающей шерстью, «химическим» запахом и острыми краями прослужат недолго и могут причинить вред малышу.
- Избегайте «агрессивных» игрушек: монстров, роботов со злыми лицами, зверей с ярко выраженными шипами и клыками. Агрессии вокруг и так достаточно, и незачем дополнительно провоцировать ее в играх.
- Игрушек не должно быть слишком много. 25-я по счету машинка или 18-я кукла принесут лишь кратковременную радость, но реальная польза от них будет стремиться к нулю.
- Покупайте игрушки с учетом возраста ребенка — в этом случае они принесут максимум пользы.
Еще один критерий хорошего выбора игрушки — еще на этапе принятия решения о покупке подумать, как с ней можно будет играть. Если в голову приходит хотя бы три варианта игры с ней, то покупка имеет смысл. А если пять и более — такую игрушку уже можно считать ценным приобретением.
Детям постарше не всегда подходят игрушки для младенцев. Например, для малышей в возрасте до года подходят многофункциональные игрушки, когда одна и та же вещь шуршит, свистит, мигает, открывается/закрывается и привлекает внимание другими способами. В таком случае младенец одновременно получает разный сенсорный опыт: тактильный, зрительный, слуховой. Однако после года таких игрушек лучше избегать — они лишь будут отвлекать малыша от освоения речи.
Учимся играть вместе с ребенком
Увы, взрослые не всегда играют со своими детьми. Есть несколько основных причин, почему так происходит:
- они забыли или стесняются своего «внутреннего ребенка»;
- игра тяготит их, потому что они разучились получать от нее удовольствие;
- они не понимают, как сделать игру интересной.
Чтобы игра приносила удовольствие всем ее участникам, взрослому необходимо научиться «раскрываться» перед собственным ребенком и на время возвращаться в детство, не боясь своих эмоций. Пусть не сразу, но этому можно научиться — в конце концов, все мы были детьми.
Желание играть со стороны взрослого — непременное условие для того, чтобы ребенку тоже захотелось включиться в игру. Дети чувствуют нас очень хорошо и понимают, когда эмоции наигранные, а когда мы действительно получаем удовольствие от процесса.
Чтобы игра с ребенком приносила удовольствие, постарайтесь хотя бы на время отложить свои взрослые мысли и заботы. Этому тоже возможно научиться, хоть и не сразу. «Вымученная» игра плоха еще и тем, что почти ничего не дает для развития ребенка.
Принципы игры, интересной для всех
Во-первых, в любых играх нужно опираться на желание ребенка. Если малыш в данный момент увлечен разборкой игрушечного домика, а ему предлагают мяч, это, скорее всего, вызовет у него отторжение. Гораздо эффективнее со стороны взрослого аккуратно «присоединиться» к тому, что ребенка интересует здесь и сейчас. Для этого полезно физически спуститься на его уровень, присесть, чтобы облегчить контакт «глаза в глаза». А уже потом можно мягко перевести игру хоть на мяч, хоть на любые другие игрушки.
Чтобы направлять игру в нужное русло было проще, полезно ориентироваться в интересах ребенка. Задайте себе вопрос: а нравится ли ему вообще играть в мяч, насколько это привлекательный объект в его глазах? Конечно, зацикливаться на уже знакомых вещах — тоже не вариант, поэтому на взрослых лежит также задача постепенно расширять круг интересов ребенка. Предлагайте новые активности, но не настаивайте на них.
Попробуйте начинать с простых подвижных игр. Это особенно полезно, если вам тяжело «включить» своего внутреннего ребенка для предметной или сюжетно-ролевой игры. Обычные прятки, прыжки или бег по комнате вместе с малышом (а также ваша речь, которая будет звучать в процессе) помогут настроиться на нужный лад.
В играх с неговорящими детьми или малышами с задержкой речевого развития необходимо соблюдать речевые паузы и делать акцент на взаимодействии. Сказали фразу или слово — дайте ребенку время обдумать его смысл и контекст, в котором они прозвучали, запомнить. Раз за разом проигрывая одни и те же ситуации с одними и теми же словами, ждите его словесной реакции — и однажды она появится.
При этом не стоит специально просить малыша повторять за вами или сказать то или иное слово — это может вызывать обратную реакцию (логопеды называют это явление «языковой негативизм»). Гораздо лучше дождаться от ребенка естественного желания взаимодействовать с помощью речи.
Напомним, 1 июня 2021 г. в рамках Всероссийского дня консультации для родителей ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации провел онлайн-марафон «Растим детей — растем с детьми». Посмотреть мастер-классы и выступления психологов, специалистов в области права и медиации, детских врачей, известных журналистов, писателей, юристов и самих родителей можно на сайте Центра.
Источник: мастер-класс Е. Безугловой «Развиваем речь, играя» в рамках онлайн-марафона «Растим детей — растем с детьми», 1 июня 2021 г.
Фото: Коллекция/iStock