background picturebackground picture

Говорим с детьми о ценностях. Часть 2

Родители

Школьники

147

Как правильно разговаривать о них со школьниками

В сегодняшней статье эксперты федерального научно-методического Центра толерантности Анна Макарчук и Елена Горинова продолжают рассказывать о том, как правильно разговаривать со школьниками о ценностях, как ребята в возрасте от 7 до 13 лет воспринимают их и как разговоры на эту тему не только способствуют развитию эмпатии и моральных ориентиров, но и укрепляют связь между родителями и детьми. 

Школьники 7-10 лет

В возрасте 7-10 лет дети начинают активно исследовать мир вокруг себя и формировать собственное мнение, это очень важный период для самоидентификации и самооценки. Сейчас дети стремятся к большей независимости от родителей и пытаются понять своё место в социальной среде. Ценности на этом этапе воспринимаются через призму личного опыта и общения с окружающими — включая родителей, учителей и сверстников. Дети начинают осознавать, что их действия могут соответствовать или вступать в конфликт с общепринятыми нормами и ожиданиям, что как раз является основой для формирования ответа на вопрос «Кто я? И какой я?». 

Простыми сказками его уже не удивить (хотя они все еще с большим удовольствием читаются), потому что ребенок старается быть взрослее, а сложными разговорами легко оттолкнуть. В этом возрасте важно поддерживать открытый диалог, предлагая примеры позитивного поведения и объясняя значение различных ценностей на понятном для школьника уровне. 

Играем развивая 

Важно создавать ситуации, где дети могут на практике учиться честности, доброте, ответственности. Например, можно использовать ролевые игры для развития эмпатии, обсуждать книги и фильмы с моральными дилеммами, и предлагать игры на улице, которые требуют командной работы и справедливого поведения. 

  • Сокровища честности. Дети делятся на команды и ищут «сокровища» (небольшие призы), спрятанные по всему дому или во дворе. Важное условие: находя сокровище, каждый должен честно сказать, сколько и чего он нашёл. Это очень просто, но все-таки учит честности и доверию между игроками.
  • Мост доброты. Дети строят «мост» из подушек или блоков, но каждый блок могут положить только тогда, когда поделятся добрым делом или фразой, которое они совершили или хотели бы совершить. 
  • Чаша справедливости. Игра, где дети решают вместе, как распределить ограниченное количество лакомств или призов между участниками, обсуждая и приходя к справедливому решению.

Идеи для ролевых игр и дискуссий

Родителям сейчас очень важно поощрять открытый диалог, задавать вопросы, которые стимулируют рефлексию и самоанализ у детей. Важно также быть готовым слушать и отвечать на вопросы детей, давая им наглядно понять — их мнения и чувства ценятся, никакого «единственно верного варианта» не существует, это не тест, а человеческие отношения.

Если под рукой не оказалось подходящих книг или фильмов, которые можно обсудить (Драгунский и Носов здесь подходят идеально), вы можете придумать ситуации самостоятельно и предложить школьнику помечтать-пофантазировать, как вести себя в них. 

Запомните: как только ребенок начнет излагать свою версию, не перебивайте его и не ругайте за «не тот» сценарий, а слушайте до конца, призывая продолжать.

Если у ребенка не будет собственных идей, предложите ему несколько вариантов к каждой ситуации, но для начала дайте ему время подумать самостоятельно.

Твой друг случайно порвал страницу в библиотечной книге. Он просит тебя не говорить об этом. Что ты сделаешь? 

  • скажу библиотекарю; 
  • не выдам друга и буду молчать; 
  • предложу другу заклеить книгу или купить новую.

В школе раздают призы за лучшие оценки, но ты заметил, что один из призов случайно оказался в твоём рюкзаке. Вернёшь ли ты его?

  • верну приз учителю, объяснив ситуацию;
  • оставлю себе, ведь он оказался у меня случайно;
  • спрошу у друзей, что им кажется правильным делать;
  • не знаю, а вдруг учитель мне не поверит и скажет, что я украл? 

Ты видишь, как новенький в классе остается один во время обеда. Сядешь к нему или оставишь одного? Мало ли, какой он друг... ты же его не знаешь.

  • сяду к нему, одному обедать грустно, я по себе знаю;
  • не пойду никуда, если ему надо — пусть сам приходит;
  • мне не хотелось бы отличаться от других, ничего не буду предпринимать, как все;
  • обсужу с друзьями, хотят ли они его пригласить.

Твой друг обидел другого одноклассника, обозвав его обидными словами. Будешь говорить ему, что он не прав? 

  • не скажу, это их дело;
  • зачем мне портить отношения из-за какого-то другого человека?
  • скажу другу, что он неправ и помогу извиниться;
  • утешу обиженного сам потом, другу ничего не скажу. 

Ты нашёл деньги на улице. Попытаешься найти владельца или оставишь себе?

  • где же я его найду? а там документы есть?
  • оставлю себе, если рядом никого нет;
  • покажу родителям, мы решим вместе.

В классе выбирают капитана команды. Ты знаешь, что твой друг мечтает об этом, но есть кандидат, который играет в футбол лучше него. За кого ты проголосуешь?

  • за друга, потому что друзей поддерживают;
  • мне важно, чтобы команда выиграла, поэтому буду голосовать за лучшего;
  • вообще голосовать не буду, отпрошусь в туалет, чтобы никого не обижать. 

Тебе не нравится подарок, который тебе сделал друг. Скажешь ли ты ему правду или притворишься, что он тебе очень понравился?

  • скажу правду, пусть знает мои предпочтения;
  • скажу, что понравилось, чтобы не обижать;
  • поблагодарю, а потом начнем сразу играть во что-нибудь, чтобы не врать. 

Ты видишь, как кто-то из класса жульничает на тесте. Скажешь ли ты об этом учителю?

  • скажу учителю, ведь это нечестно;
  • промолчу, я не ябеда и не доносчик;
  • предупрежу одноклассника, что он «палится». 

Твой друг просит тебя соврать его родителям, что вы делаете уроки вместе, чтобы он смог поиграть в компьютер подольше. Сделаешь ли ты это?

  • откажусь, потому что тайное становится явным, поделюсь своей такой же историей; 
  • соглашусь, ведь это своим родителям врать нельзя, а это чужие;
  • предложу найти еще какой-нибудь вариант.

Ты обнаружил ошибку в своих домашних заданиях, которую учитель не заметил. Что будешь делать?

  • ничего, получилась же отличная оценка;
  • спрошу у родителей, наверное;
  • подойду к учителю и признаюсь, надеюсь, он оценит честность;
  • подойду потом к учителю и попрошу объяснить тему, где ошибся.

Школьники 10-13 лет

Пожалуй, это самый непростой возраст: уже могут не сработать методы спокойной и доверительной беседы и еще не работают серьезные споры. Дети вступают в предподростковый период, у них усиливается стремление к независимости и возрастает важность социальных связей. 

Теперь главный авторитет — не родители, а сверстники. И это нормально, вы не виноваты, просто теперь для внутреннего согласия нужно больше мнений. 

Этот возраст характеризуется продолжающимся поиском самоидентичности и стремлением к самовыражению. Ребята начинают активно отстаивать свои взгляды, которые могут как соответствовать, так и противоречить мнениям взрослых. А еще могут соответствовать мнениям одних взрослых и противоречить мнениям других. Ценности для них — это нечто помогающее не утонуть в море социальных взаимоотношений с взрослыми, а еще служащее основой для формирования личных убеждений. Навязать что-то им практические невозможно, а вот воспламенить ненависть к чему-то — легко, поэтому так важна не теория, а практика и эмпатия.

Доброта и уважение — основа любой ценности. Без них она - мертвый моральный груз. 

Родителям важно поддерживать открытую коммуникацию, обсуждать с детьми их переживания и вместе размышлять над более сложными моральными дилеммами, стимулируя развитие критического мышления и эмпатии. 

В этом возрасте важно учить ребят пониманию и принятию разнообразия (мысль, что ценности — это общее, но их выражение — это дело каждого), а также развивать умение отстаивать свои права и уважать права других. И бесконечно важно следовать тем ценностям, о которых вы говорите. «Предательство» не забывается очень долго, а концепция «ты не понимаешь, это другое», не подойдет.

Чтобы добавить в моральный калейдоскоп школьника принятие и уважение, используйте примеры из разных культур и обществ, обсуждайте книги, фильмы и истории из разных уголков мира. Важно показать, что различия делают общество богаче и интереснее. Практикуйте эмпатию, рассматривайте ситуации с разных точек зрения, обсуждайте чувства и переживания людей. 

Лучше всего подойдет уже знакомый нам формат «Что ты об этом думаешь?», но с изменением тона и эмоции. В этом возрасте ребятам будет приятно, если вы спросите у них совета или обратитесь к ним за помощью. Можно, например, начать так:

— Саша, ты не мог бы мне помочь? Нет, не с уборкой, тут нужно твое мнение. Ты все так тонко чувствуешь. Смотри, у нас сейчас вот такая ситуация…

Если вам неловко демонстрировать собственные затруднения, используйте любимый формат «А вот у моего друга... слушай, что мне ему посоветовать».

  • Ситуация на работе. Родитель рассказывает, что его коллега забрал себе все заслуги за совместный проект. Стоит ли это обсудить с начальством? Или сначала с коллегой? Как ты посоветуешь поступить?
  • Приоритеты времени. Думает о волонтерстве в местном приюте для животных на выходных, но не уверен, хватит ли у него времени. К тому же, это время нужно семье. Как думаешь? Может и компромисс есть?
  • Конфликт с другом. Не знает, как наладить отношения с давним другом после недопонимания. Глупо как-то поссорились, уже и не помнит, почему. С чего начать? 
  • Помощь пожилой даме. Пожилая соседка нуждается в помощи по хозяйству. Раздумываю, можно ли предложить свою помощь, не нарушая личное пространство. Ведь у нее и свои родственники есть? А вдруг они о ней забыли?
  • Донесение в школе. Подруга узнала о случаях издевательств в школе, где учится сын, и задумалась: стоит ли идти к директору? А не навредит ли это сыну? Вдруг там узнают? Или сразу перевести его в другую школу? Как ты думаешь?
  • Выбор подарка. Хочет сделать подарок своему другу на день рождения, но зашла в тупик. Что было бы уместно? Как ты выбираешь?
  • Экология. Друг тут думает о переходе на электромобиль, чтобы как-то снизить свой углеродный след, но сомневается из-за высокой цены. Может ему что-то еще посоветовать?
  • Розыгрыш в интернете. Видела тут новый «челлендж с призами» в интернете, но что-то не очень ясно: безопасно ли это. Ты как думаешь? А как страницу личную защитить, чтобы не взломали?
  • Домашние обязанности. Задумалась о справедливом распределении домашних обязанностей между всеми членами семьи, чтобы не перегружать никого. Как лучше организовать процесс?
  • Конфликт с соседями. Сосед постоянно слушает громкую музыку поздно вечером. Как бы так решить эту проблему, чтобы не стало хуже?

Также вы можете поощрять участие школьника в мероприятиях, где он сможет взаимодействовать с различными группами людей: в культурных фестивалях или общественных проектах. В подростковом возрасте этот подход можно будет закрепить, а пока только познакомить, о подростках речь пойдет в третьей части нашей статьи. 

 

Поделиться в соцсетях