background picturebackground picture

Гаджеты, мультики, чипсы: что с этим делать?

Дошкольники

Школьники

Подростки

Цифровая среда

596

Полезные советы для борьбы с вредными привычками

Современная жизнь и взрослых, и детей немыслима без гаджетов. С экраном в руках мы работаем, отдыхаем и даже едим. О том, какой вред может принести ребенку подобный пример поведения, рассказывает доцент кафедры психологии и педагогики детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева кандидат биологических наук Ольга Вербианова.

Многие родители жалуются на то, что их ребенок ест только при включенном мультфильме, отказывается от нормальной еды или вообще предпочитает всем продуктам питания чипсы. Кроме того, малыш ничего не хочет делать и ему ничего не интересно, кроме мультиков и игр на смартфоне. Взрослые говорят о проблемах ребенка, но мало кто из них обращается к источникам данных проблем.

Откуда что берется?

Давайте честно себе признаемся: ведь в самом начале ребенок не сам включил себе смартфон или планшет. Ему его предложили родители. Зачем? Многие из них говорят, что они очень хотели бы заниматься с ребенком, но просто нет времени.

Нехватка времени сопровождается тем, что современные люди утрачивают способность ждать и терпеть. Им хочется получить все и сразу.

Родителям не хватает терпения дождаться, когда ребенок застегнет пуговицу, доест суп, оденется сам и т. д. И они находят быстрый способ облегчить это ожидание или вовсе от него избавиться.

Когда ребенок ест долго, неуклюже или вообще отказывается от еды, родители начинают искать выход. Но ищут его, как правило, к своей пользе. Родители хотят помочь себе: включил мультик — и быстро накормил ребенка с ложки! Обратите внимание: это не ребенок нас попросил включить мультик, это мы ему предложили. К сожалению, родители не всегда отслеживают, как сами приводят ребенка к зависимости от гаджетов.

Жажда удовольствий

Любая деятельность, в которую вовлекается человек, требует определенных усилий. А вот мультик на экране просто приносит удовольствие. Удовольствие в человеческом организме всегда сопровождается выбросом в кровь гормонов радости. Именно они привязывают человека к источнику удовольствия. Жажда гормонов радости приводит к тому, что ребенок вновь и вновь хочет смотреть мультики. Хочет прильнуть к источнику быстрого получения радости.

Мультфильмы и игры со страшным и опасным содержанием провоцируют выделение в организме адреналина — гормона, который подстегивает нервную систему. По сути, ребенок привыкает к гаджетам на гормональном уровне. И его мозг начинает требовать такой «допинг» снова и снова. Это серьезным образом расшатывает нервную систему, а в случае лишения удовольствия приводит к нервным срывам.

Теперь поговорим о чипсах и сладостях. Их потребление тоже связано с получением удовольствия. Чем больше ешь, тем больше хочется. Удовольствие от чипсов заключается в том, что, помимо соленого возбуждающего вкуса, они еще приятно хрустят и их можно есть длительно, постепенно извлекая один кусочек за другим из пакетика.

Кроме того, эта пища называется finger food, то есть «пальчиковая еда». Дети очень любят есть то, что не требует столовых приборов. Пакетик чипсов — это длительное, растянутое во времени получение быстрого удовольствия. Оно может привести к пищевой зависимости. Ребенку начинает казаться, что вся другая еда без соли и хруста, требующая мучительного обращения с приборами, отвратительна.

В чем опасность?

Если ребенок уходит в гаджеты, это может быть сигналом нарушения отношений в семье. Очевидно, малыш чувствует себя одиноким, неинтересным для родителей, незначимым, зачастую, быть может, и несостоятельным. Поэтому его лучшим другом становится смартфон. А в компьютерных играх ребенок ощущает себя сильным — настоящим супергероем. При этом родители начинают постепенно утрачивать свой авторитет и влияние на сына или дочь.

Последствиями частого и бесконтрольного просмотра мультфильмов могут стать серьезные проблемы со здоровьем и психикой. Динамичная, очень быстрая смена кадров, яркие визуальные и звуковые эффекты приводят к перегрузке нервной системы. Дальше это может перерасти в гиперактивность ребенка.

Часто в такой ситуации развивается синдром дефицита внимания, ребенок не способен сосредоточиться, у него появляется рассеянность. Сейчас это одна из главных проблем, о которой говорят учителя начальной школы. У ребенка может наблюдаться отсутствие интереса к творческой деятельности. Ему неинтересно придумывать игры, конструировать. Он становится заложником новых стимуляций с экрана.

Ребенок, который сидит у экрана, привыкает не действовать, он привыкает ждать.

В результате у него нет инициативы, нет интересов, нет целеустремленности. При этом многие родители хотят воспитать в ребенке, как раз наоборот, лидерские качества, целеустремленность, самостоятельность.

Разумеется, есть большое количество фильмов и мультфильмов, которые развивают ребенка эмоционально и нравственно. Поэтому родителям стоит очень внимательно относиться к контенту и выбирать, что показывать ребенку, а что — нет.

Что делать?

1. Желательно, чтобы у ребенка было специально отведенное время для просмотра мультфильмов. Важно, чтобы оно было постоянным. При этом перед сном смотреть что-либо на экране (в телевизоре, планшете, телефоне, компьютере) нельзя — из-за переизбытка эмоций и переживаний. Просмотр нужно перенести на первую половину дня. Со старшим дошкольником уже можно договориться о конкретном времени и отслеживать его по часам. После просмотра мультфильма нужно постараться придумать еще какое-нибудь увлекательное занятие. Например, предложить ребенку совместную прогулку. Так у него пропадет желание весь день сидеть у экрана.

2. Родителям следует выбирать мультфильмы для ребенка самим. Нужно ознакомиться с содержанием и убедиться в том, что выбранный фильм познавательный, развивающий, интересный. Кроме того, знание мультфильма позволит взрослому в дальнейшем обсудить увиденное с ребенком.

3. Необходимо разговаривать с малышом о том, что он увидел, узнал, почувствовал после просмотра мультфильма, что он запомнил, что ему понравилось.

4. Важно наполнить жизнь ребенка иными увлекательными занятиями в зависимости от его интересов. Это могут быть рисование, лепка, конструирование и т. д. Главное — помнить о том, что любое занятие не появится в жизни ребенка само по себе: только родители могут показать сыну или дочери что-то интересное и полезное и отвлечь его от простого потребления контента из Сети. Изначально для этого можно ставить перед ребенком посильные задачи — нарисовать или вылепить что-то конкретное, например.

Еще один важный момент: когда мы говорим, что хотим отучить ребенка от гаджетов, это означает, что мы хотим его отучить от чего-то интересного и приятного. Этот процесс не простой и не быстрый. И начать родителям придется с себя. Взрослым будет необходимо проанализировать, сколько времени они проводят с детьми, насколько они сами привязаны к телевизору, телефону или планшету.

Помните: взрослый — это всегда пример, которому ребенок будет стараться подражать во всем.

Если вы решили «отнять» у ребенка гаджет, необходимо обязательно продумать, что вы можете предложить ему взамен.

По сути, надо сменить вредный источник получения информации на полезный и развивающий. Возможно, вместо гаджета следует записать ребенка в секцию или кружок. Да и сам гаджет можно использовать с пользой. Например, для совместного времяпрепровождения: посмотреть в интернете, как вместе сделать открытку для бабушки, или найти рецепт приготовления какого-нибудь блюда.

Очень действенный способ заставить ребенка забыть про гаджеты — привлечь его к совместным делам по дому. Малыш может выполнять посильные поручения: поливать цветы, вытирать пыль, убирать со стола.

Почему не стоит приучать ребенка есть под мультфильмы?

1. Именно в детстве вы закладываете у ребенка основы пищевого поведения и формируете пищевые привычки маленького, а затем и взрослого человека.

2. Ребенок, который зачарованно смотрит на экран, не наслаждается вкусом и внешним видом блюда, не ощущает его запах. При этом у него не происходит выделения желудочного сока и ферментов, которые отвечают за переваривание пищи. В результате еда попадает в желудок и лежит там мертвым грузом, что в дальнейшем может привести к заболеваниям пищеварительного тракта.

3. Если ребенок ест под мультик, он не контролирует и не отслеживает момент сытости. Как правило, глядя на экран, ребенок съедает больше, чем нужно, и совсем не обращает внимания на то, что он ест. Все это может привести к перееданию и неправильному усвоению пищи.

4. Развлечения во время еды гасят способность и желание прислушиваться к сигналам собственного организма. Что он хочет? Чего он не хочет? Он сыт или голоден? Ребенок не может разобраться в собственных чувствах и ощущениях. Он не очень хорошо различает вкус продуктов, вообще не понимает ритуала приема пищи.

5. Ребенок, смотрящий мультики за едой, не учится есть опрятно. Часто в это время он даже не ест сам, а его кормят.

6. У ребенка вырабатывается крепкая двусторонняя связь: мультик — еда. При выключении экрана ребенок может вовсе отказаться от еды и перейти на перекусы и кусочничание. Или, наоборот, увидев мультфильм, будет задумываться: «А не поесть ли мне?» Такое свободное питание и постоянные перекусы могут серьезно подорвать здоровье ребенка.

Выбор стратегии поведения и воспитания всегда остается за родителями. Что вредно, а что полезно для ребенка, решают его близкие взрослые. Главное — честно ответить себе на вопрос, для чего и почему вы выбираете тот или иной вариант.

Поделиться в соцсетях