Психологические аспекты формирования дружеских отношений у детей
Детская дружба — это не просто милое времяпрепровождение, а важнейший социальный и эмоциональный опыт, который закладывает основы будущих отношений человека. Умение дружить, выстраивать близкие связи, разрешать конфликты и проявлять эмпатию формируется именно в детстве. Роль родителей в этом процессе невероятно важна: мы не можем «создать» дружбу за ребенка, но в наших силах создать благоприятные условия для ее появления и научить навыкам, которые помогут ее сохранить. Как это сделать, рассказывает Юлия Журавлева, кандидат психологических наук, руководитель «Детского телефона доверия» ФКЦ МГППУ.
Дружба в разных возрастах
Дружба проходит свои этапы развития в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Понимание возрастных особенностей дружеских отношений помогает родителям адекватно реагировать на ситуации и оказывать ребенку правильную поддержку.
В раннем возрасте дружба только зарождается. Дети играют «рядом, но не вместе» (так называемая параллельная игра). Они еще не способны к длительному взаимодействию, конфликты часто возникают из-за игрушек. Задача родителей — мягко знакомить детей, организовывать безопасное пространство для игр и показывать на собственном примере, как можно делиться и взаимодействовать.
В дошкольном возрасте друг — это тот, с кем весело играть и кто делится игрушками. Дети начинают сотрудничать в играх, у них появляются первые предпочтения. Однако дружба еще ситуативна и недолговечна. Дети могут заявить, что они «больше не дружат», и через пять минут снова играть вместе. Роль родителей — помогать разрешать конфликты, объяснять правила игры и поощрять проявления доброты.
 В младшем школьном возрасте дружба становится более осознанной и избирательной. Появляется понятие «лучший друг». Дети ценят тех, кто проявляет к ним доброту, помогает, разделяет их интересы. На первый план выходят взаимность и доверие. В этом возрасте дети остро переживают ссоры, предательство и одиночество. Поддержка родителей заключается в том, чтобы выслушать, помочь проанализировать ситуацию и вместе найти конструктивный выход, не обесценивая переживания ребенка.
В младшем школьном возрасте дружба становится более осознанной и избирательной. Появляется понятие «лучший друг». Дети ценят тех, кто проявляет к ним доброту, помогает, разделяет их интересы. На первый план выходят взаимность и доверие. В этом возрасте дети остро переживают ссоры, предательство и одиночество. Поддержка родителей заключается в том, чтобы выслушать, помочь проанализировать ситуацию и вместе найти конструктивный выход, не обесценивая переживания ребенка.
Дружба выходит на качественно новый уровень в подростковом возрасте. Она начинает строиться на общих ценностях, взглядах и глубокой эмоциональной близости. Подростки делятся сокровенными мыслями, секретами, вместе ищут ответы на жизненные вопросы. Мнение друзей зачастую становится важнее родительского. Задача родителей — уважать выбор ребенка, сохранять доверительные отношения и ненавязчиво учить распознавать здоровые и токсичные отношения.
Роль родителей в «создании» дружбы
Как родители могут помочь ребенку в построении дружеских отношений? Прежде всего, не диктуя и запрещая, а создавая благоприятные и поддерживающие условия и мягко направляя.
Создавайте среду для общения
Для этого регулярно приглашайте других детей в гости, организуйте совместные поездки, посещение детских мероприятий, кружков и секций. Чем больше у ребенка возможностей для неформального общения в разных ситуациях, тем увереннее он будет себя чувствовать.
Развивайте эмоциональный интеллект
Учите ребенка распознавать и называть свои эмоции и эмоции других людей. Обсуждайте, почему его друг мог расстроиться или разозлиться. Спрашивайте: «Как ты думаешь, что он сейчас чувствует?» Читайте книги, смотрите мультфильмы и фильмы вместе, а потом анализируйте мотивы поступков героев, делая акцент на эмпатии как ключевом навыке для крепкой дружбы.
Обучайте социальным навыкам напрямую
Многие дети просто не знают, как начать разговор, присоединиться к игре или вежливо отказаться. Проигрывайте эти ситуации дома, используя ролевые игры. Объясняйте, что можно сказать: «Привет, меня зовут Юля. Можно с вами поиграть?» или «Спасибо за приглашение, но я сейчас не хочу».
Не вмешивайтесь без необходимости
Позвольте детям самостоятельно разрешать мелкие споры и конфликты. Постоянное вмешательство взрослого лишает ребенка возможности научиться разрешать разногласия и приходить к компромиссу. Вмешивайтесь только в случае явной агрессии, несправедливости или угрозы безопасности.
Уважайте выбор ребенка и его чувства
Вам может не нравиться его друг, но критика друга — это, прежде всего, критика выбора самого ребенка. Вместо запретов («Я не разрешаю тебе с ним дружить») лучше высказать свои наблюдения и опасения в формате «Я -— сообщений»: «Я волнуюсь, когда вижу, что вы постоянно ссоритесь. Мне жаль, что тебе бывает грустно после ваших встреч». Доверяйте своему ребенку и уважайте его выбор.
Будьте опорой в случае неудач
Первая ссора, предательство, исключение из компании является тяжелым, но бесценным опытом. Не обесценивайте переживания ребенка фразами «Да найдешь ты новых друзей!» или «Не стоит из-за этого расстраиваться!» Обнимите, выслушайте, дайте понять, что его чувства нормальны и вы рядом. Помогите ему пережить этот опыт, а не избежать его.
Подавайте правильный пример
Дети учатся дружить, глядя на своих родителей. Покажите на собственном примере, что такое быть хорошим другом: как вы поддерживаете своих друзей, как разрешаете конфликты, как радуетесь успехам других. Рассказывайте истории из своего детства о дружбе.
Негативные моменты в дружбе
Не всегда детская дружба бывает безоблачной. Родителю следует насторожиться и обратить внимание, если ребенок:
- постоянно поступается своими интересами, чтобы угодить другу;
- стал замкнутым, тревожным, плаксивым, у него нарушился сон или аппетит после общения с определенным ребенком;
- перестал говорить о своих друзьях вообще или резко сменил круг общения;
- регулярно приходит домой в синяках или с порванными вещами;
- выказывает явные признаки страха или нежелания идти в школу (на прогулку).
В этих случаях может потребоваться более активное, но деликатное вмешательство. Поговорите с ребенком, его классным руководителем, школьным педагогом-психологом.
Главное — быть рядом и доверять ребенку
В заключение следует отметить, что детская дружба — это сложный и увлекательный мир, в котором ребенок учится быть собой рядом с другими. Роль родителей — не выбирать друзей и не управлять отношениями, а быть внимательными наблюдателями, чуткими советчиками и надежной опорой.
Ребенку важно знать, что он всегда может обратиться к родителям за поддержкой, что дома его поймут и выслушают.

Создавайте среду, развивайте эмоциональный интеллект, учите уважать свои и чужие границы. Самое главное — доверяйте своему ребенку. Пройдя через все радости и трудности первой дружбы, он приобретет бесценный опыт, который станет основой для его здоровых и гармоничных взаимоотношений во взрослой жизни.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.
