Три этапа лечения и наблюдения
Абилитация — это процесс обретения и формирования новых функций, программа по предупреждению развития патологических состояний или комплекс мер, направленных на приспособление тяжелобольных пациентов к условиям жизни. Утраченные функции не возвращаются, а вырабатываются новые.
Этапы лечения
Выделяют три этапа восстановительного лечения и диспансерного наблюдения.
Первый этап — медицинская помощь в отделениях патологии новорожденных, неврологических отделениях детской больницы, перинатальных центрах.
Второй этап — медицинская помощь в реабилитационном отделении больницы, восстановительном центре или в домашних условиях.
Третий этап — медицинская и психолого-педагогическая помощь в диспансере, восстановительном центре, амбулаторно-поликлиническом отделении с привлечением психолога и логопеда.
Направления работы
1. Организация лечебно-восстановительных мероприятий: медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж, психотерапевтическое воздействие.
2. Адаптивная физическая культура.
3. Коррекция нарушенных функций.
4. Развитие речи.
Основные принципы коррекционно-педагогической работы
Цель такой работы — последовательное развитие функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.
1. Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, то есть с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций.
2. Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается уровень развития, на котором находится ребенок, его возраст, нарушенные и сохранные функции.
3. Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. При ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий (то есть кинестезии) приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам.
4. Индивидуальный и дифференцированный подход, систематичность и последовательность, активность, наглядность с учетом специфических особенностей детей, страдающих церебральным параличом. Организация занятий в соответствии с ведущей деятельностью ребенка.
6. Комплексное медико-педагогическое воздействие, проведение педагогических и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций.
Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете, индивидуально. В течение дня мать или медперсонал после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.
На исход заболевания влияет своевременное, комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение не только ребенка, но и его семьи. Абилитация ребенка, больного ДЦП, — это многосторонний процесс, который позволит существенно улучшить качество жизни. Важно только помнить, что процесс этот — непрерывный. Любая остановка, задержка или отмена приведут к ухудшению состояния.
Источники:
Е.Ф. Архипова «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период)» (1989)
Е.Ф. Архипова «Психолого-педагогические аспекты комплексной абилитации детей младенческого возраста с церебральным параличом» // Коррекционная педагогика: теория и практика: научно-методический журнал. № 2. (Издательский дом «Образование плюс», 2014)
И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (Издательский центр «Академия», 2001)
Православный портал о благотворительности «Милосердие»