background picturebackground picture

Дети с ДЦП: как улучшить качество их жизни

Особые дети

40

Три этапа лечения и наблюдения

Абилитация — это процесс обретения и формирования новых функций, программа по предупреждению развития патологических состояний или комплекс мер, направленных на приспособление тяжелобольных пациентов к условиям жизни. Утраченные функции не возвращаются, а вырабатываются новые.

Этапы лечения

Выделяют три этапа восстановительного лечения и диспансерного наблюдения.

Первый этап — медицинская помощь в отделениях патологии новорожденных, неврологических отделениях детской больницы, перинатальных центрах.

Второй этап — медицинская помощь в реабилитационном отделении больницы, восстановительном центре или в домашних условиях.

Третий этап — медицинская и психолого-педагогическая помощь в диспансере, восстановительном центре, амбулаторно-поликлиническом отделении с привлечением психолога и логопеда.

Направления работы

1. Организация лечебно-восстановительных мероприятий: медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж, психотерапевтическое воздействие.

2. Адаптивная физическая культура.

3. Коррекция нарушенных функций.

4. Развитие речи.

Основные принципы коррекционно-педагогической работы

Цель такой работы — последовательное развитие функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.

1. Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, то есть с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций.

2. Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается уровень развития, на котором находится ребенок, его возраст, нарушенные и сохранные функции.

3. Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. При ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий (то есть кинестезии) приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход, систематичность и последовательность, активность, наглядность с учетом специфических особенностей детей, страдающих церебральным параличом. Организация занятий в соответствии с ведущей деятельностью ребенка.

6. Комплексное медико-педагогическое воздействие, проведение педагогических и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций.

Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете, индивидуально. В течение дня мать или медперсонал после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

На исход заболевания влияет своевременное, комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение не только ребенка, но и его семьи. Абилитация ребенка, больного ДЦП, — это многосторонний процесс, который позволит существенно улучшить качество жизни. Важно только помнить, что процесс этот — непрерывный. Любая остановка, задержка или отмена приведут к ухудшению состояния.

                         

Источники:

Е.Ф. Архипова «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период)» (1989)

Е.Ф. Архипова «Психолого-педагогические аспекты комплексной абилитации детей младенческого возраста с церебральным параличом» // Коррекционная педагогика: теория и практика: научно-методический жур­нал. № 2. (Издательский дом «Образование плюс», 2014)

И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (Издательский центр «Академия», 2001)

Православный портал о благотворительности «Милосердие» 

Поделиться в соцсетях