background picturebackground picture

Дети и религия

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

3003

Пять вопросов специалистам

Поводом для разговора на эту тему стало письмо в редакцию, где посетитель портала «Растим детей» задавал вопрос о том, можно ли оставлять ребенка с верующей бабушкой. Мы обратились за разъяснениями к специалистам Московского государственного психолого-педагогического университета, которые ответили на пять основных вопросов о детях и религии.

Стоит ли говорить с детьми о религии?

Отвечает кандидат психологических наук, магистр факультета медицины и психологии отделения психологии процессов развития и социализации Первого Римского Университета La Sapienza, клинический психолог, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ Юлия Кочетова.

Россия — одна из самых многонациональных стран мира, она уникальна религиозным составом населения. На территории нашей страны проживают не только представители трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма, но и приверженцы многочисленных национальных и традиционных верований. По данным ВЦИОМ, на 2021 год, конфессиональный состав населения России таков: православие — 66%, ислам — 6%, протестантизм — 1%.

Религия — это феномен субъективного мира человека, его психики. Конечно, религиозные верования формируются у ребенка, если он воспитывается в религиозной семье, когда члены семьи прививают ему определенное мировоззрение и стереотипы поведения.

Формирование мировоззрения (любого — и религиозного, и атеистического) происходит у ребенка благодаря наблюдению за действиями и словами взрослого, подражанию им и принятию мнения взрослого, поскольку он для ребенка — абсолютный авторитет. Постепенно на основе подражания у ребенка формируются не только формы поведения, но и религиозные представления. Многие научные исследования подтверждают, что на формирование мировоззрения оказывают влияние именно родители.

Часто бывает, что в семье взрослые придерживаются разных религиозных представлений, например:

  • бабушка или дедушка религиозны, а родители нет;
  • один родитель религиозен, а второй нет;
  • родители — представители разных конфессий.

В таком случае важно, чтобы ребенок не стал «предметом для перетягивания» на свою сторону.

Родителям нужно выработать единый подход, договориться между собой о том, как именно будет (и будет ли) осуществляться религиозное воспитание.

Одним из вариантов их действий будет не торопиться, а рассказать ребенку о религиях, о верованиях родителей, объяснить, что во всех религиях есть общие представления о ценностях, о морали и т. п., но при этом есть и различия.

Этот же способ подходит, если другие родственники пытаются привить ребенку веру против желания родителей и невозможно выработать с ними единый подход к воспитанию. Так, можно объяснить, что, например, бабушка верит в бога и это для нее важно, а вы, родители, придерживаетесь других взглядов по каким-либо причинам.

Важно давать информацию ребенку спокойно, не завышая значимость данной темы чрезмерно эмоциональными высказываниями, сформировать у ребенка способность принимать различия людей, подчеркивать, что верования не определяют личность человека. Важно, чтобы это не сказалось на отношении ребенка к родственнику.

В случае, если оба родителя придерживаются одинакового мнения (например, они оба атеисты или оба придерживаются одной религии), обычно проблем не возникает. Однако следует помнить некоторые принципы, так как любая форма воспитания, если она осуществляется чрезмерно, может и негативно сказаться на развитии ребенка.

Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) зависимы от взрослых, у них отсутствует сопротивление какому-либо религиозному воздействию. Они очень впечатлительны, восприимчивы к указаниям и требованиям. Поэтому в воспитании стоит придерживаться объективности, реалистичности. Религиозные представления не должны определять всю жизнь ребенка. Исследования ученых показывают, что в противном случае дети часто имеют трудности при решении практических задач, не знают, как в реальности справиться с какой-то ситуацией. Религиозные правила не должны нарушать естественный ход развития ребенка — его активность, игры и т. п.

У дошкольников религиозные представления остаются сказочными, фантастическими, поэтому нельзя говорить с ними о подлинной религиозности, требовать глубокого понимания религиозности и полного соблюдения правил поведения. Важно помнить, что ребенок должен оставаться ребенком.

Не стоит «запугивать» ребенка религией. Страх перед наказанием за грехи кажется некоторым родителям хорошим и удобным средством воспитания морально-нравственных ценностей, однако на самом деле это не так. Страх перед наказанием не способствует развитию нравственности, а способствует развитию высокого уровня тревожности, невротизации личности ребенка, ведь страх «согрешить» преследует ребенка постоянно.

В дошкольном возрасте у ребенка пока нет точных религиозных представлений, поэтому грехом может казаться все, что не нравится его родителям, и это будет негативно сказываться на развитии ребенка.

В младшем школьном и подростковом возрасте такое средство воздействия способно вызвать отторжение и от религии в целом, и от родителей, сомнение в их авторитете. Для развития нравственности важно сосредоточиться не на описании грехов и проступков и наказании за них, а на описании правильного поведения, воспитании в ребенке сочувствия и т. п.

Не стоит и заставлять ребенка выполнять какие-то религиозные действия насильно, если он этого не хочет. Это может привести к тому, что дети выполняют что-то только для того, чтобы от них отстали, чтобы не разочаровывать родителей или чтобы прекратить выяснения отношений. В любом случае у ребенка складывается впечатление, что он как личность не может быть хорош сам по себе, а для того, чтобы быть хорошим, ему обязательно нужно выполнять условия, которые ему не нравятся. Во взрослой жизни такая установка может привести к неумению сказать нет, неспособности настоять на своем, привычке выполнять даже те действия, с которыми человек не согласен, ради одобрения от других.

 

С какого возраста говорить с детьми о религии?

Отвечает преподаватель кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ Мария Климакова.

Говоря о религии, следует учитывать возраст ребенка.

Слишком сложные рассуждения не помогут сформировать правильные представления, а могут только запутать ребенка.

В возрасте от 2 до 5 лет говорить с ребенком о религии нужно очень просто. Часто дети сами начинают задавать вопросы, слыша слова родителей или наблюдая за их действиями (например, когда родитель совершает какой-то религиозный обряд). На эти вопросы можно отвечать в доступной форме. Родителям могут помочь детские книги о религии — оттуда можно почерпнуть фразы и выражения, которые будут понятны ребенку.

В возрасте от 6–7 до 12–13 лет можно уже говорить о религии подробнее, дать ребенку почитать специальную детскую литературу. А в возрасте 13 лет и старше с подростком можно обсуждать эти вопросы как со взрослым человеком. В любом случае, если у родителей есть сомнения, они могут обратиться к священнослужителю за советом.

 

Можно ли оставлять ребенка с верующей бабушкой?

Отвечает кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета «Социальная психология» МГППУ Ольга Павлова.

Различие взглядов в семье на воспитание детей — обычная и довольно часто встречающаяся ситуация. И задача взрослых, тем более когда они — ближайшие родственники, — начать обсуждать эти различия и искать возможности для взаимопонимания. Доверие и отрытый диалог внутри семьи — важнейший залог того, что не только в воспитании детей, но и в других семейных вопросах будет возможность найти подходящее для всех или компромиссное решение.

С религиозной тематикой ребенок будет встречаться в своей жизни часто. В начальной школе дети изучают основы религиозных культур и светской этики, в средней школе — основы духовно-нравственной культуры народов России.

Поэтому родителям важно обсуждать религиозные вопросы с ребенком открыто и без страха, рассказывать о том, что в мире существует множество религий, разные люди могут быть в разной степени религиозны или иметь атеистическое мировоззрение.

Доверительный разговор с ребенком поможет обсудить, что именно рассказывает о религии бабушка, учительница или другие люди, как вы понимаете или относитесь к этой информации. Важно сохранять доверие и контакт с ребенком и объяснять ему ценность культурных различий и уважение к разным точкам зрения. И помните: ребенок — это отдельная личность, свой осознанный выбор относительно того, быть ли ему верующим человеком, он сделает в соответствии со своими взглядами. Важно любить ребенка с его собственными чертами и взглядами, а не только с теми, которые хотят увидеть в нем родители.

 

Религиозность или фанатизм?

Отвечает кандидат психологических наук, клинический психолог, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ Юлия Кочетова.

Наиболее сложные условия для детей возникают в семьях фанатично верующих людей, для которых характерны:

  • очень жесткие представления о религии и о правильном и неправильном поведении, которые определяют всю их жизнь;
  • нежелание принимать реальность;
  • негативное отношение к другим людям.

Внушая ребенку враждебное отношение к неверующим, семья формирует негативную установку об окружающих людях, нарушает возможность для ребенка вступать с ними в разные социальные взаимодействия, обедняет его жизненный опыт. Во взрослой жизни ребенку придется поддерживать разные социальные отношения — например, на работе, где не все будут верующими. Поэтому важно не изолировать ребенка от других, а помогать ему общаться с ними.

Часто фанатично верующие люди являются членами сект.

Различные новые религиозные движения, секты, как правило, связаны с разными социальными событиями в обществе, глобальными стрессами. Мишенью являются люди, испытывающие ощущение безнадежности, пессимизма, невозможности наладить жизнь, что-то исправить, ощущающие, что никто в жизни их не принимает.

Секта — это закрытая религиозная группа, объединение для совместного вероисповедания и распространения вероучения, отличного от учений традиционных религий. Выражения «тотальная секта» или «деструктивная секта» употребляются по отношению к группам, нарушающим права человека и совершающим незаконные и преступные действия.

Для того чтобы ребенок мог отличать традиционную религию от секты и распознавать подозрительные предложения, нужно, чтобы он знал о том, что такое секта, какие у нее признаки, как она действует и почему. Рассказывая ребенку данную информацию, нужно учитывать его возраст и не говорить слишком сложно. В дошкольном возрасте говорить об этом еще рано, а после поступления в школу, когда ребенок больше отрывается от родителей, уже можно. Здесь каждый родитель решает сам.

Тоталитарные или деструктивные организации: что должно насторожить родителей?

Отвечает преподаватель кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ Мария Климакова.

Тоталитарные или деструктивные организации используют манипуляции и обман для привлечения новых членов, а затем пользуются различными способами контроля (мировоззрения, отношений с людьми) и психологическим давлением для удержания участников внутри организации.

Одним из способов удержания становится прерывание общения участника с социумом — отдаление от семьи, друзей, рабочего коллектива и т. п., что в дальнейшем мешает человеку принять помощь окружающих. Часто в такие организации попадают люди, находящиеся в трудной ситуации, переживающие сильные стрессы, находящиеся в сложных или плохих отношениях с близкими и надеющиеся, что участие в данной организации поможет им справиться с проблемами.

Характерные черты таких движений:

  • участник движения отдаляется от общества — психологически или физически (переезд);
  • в оценке каких-то жизненных событий участник полностью зависим от движения;
  • возникает новое отношение к окружающим: разделение на «мы» (организация — семья, община, братство и т. п.) и «они»;
  • важные жизненные решения за участника принимают другие — вышестоящие члены движения.

Главной целью таких организаций часто становится вымогательство денег. Важно подчеркнуть, что вымогательство происходит не сразу. Сначала необходимо втереться в доверие, показать новому участнику тепло и принятие, которых ему не хватает в жизни, сделать его зависимым от общения с данной организацией.

Если вам кажется, что ребенок или другой член семьи попал в организацию, для которой характерны данные черты, следует мягко поговорить с ним, аккуратно выяснить подробности, собрать побольше информации и при необходимости обратиться за профессиональной помощью — к психологу, специализирующемуся на данном вопросе.

Главное, не критиковать ребенка или организацию, не пытаться разубеждать его — это только вызовет протест и отторжение, оттолкнет ребенка от вас. Основная задача — постараться сохранить контакт, относиться к нему с терпением.

Поделиться в соцсетях