background picturebackground picture

Дети и деньги: формируем основы финансовой грамотности

Дошкольники

958

Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве

Жизнь в обществе потребления неотделима от рекламы, соблазнов что-нибудь купить, товарного изобилия и постоянной заботы о материальных средствах. Как научить ребенка экономить, не поддаваться импульсивным желаниям, разумно относиться к деньгам? Своим опытом с родителями делится воспитатель МДОАУ Детский сад № 21 (г. Новотроицк, Оренбургская область) Людмила Кацман.

Правильный расчет

Тема финансовой грамотности стала настолько актуальной, что обучением ребенка простой арифметике уже не обойтись. И начинать знакомить детей с азами экономики специалисты рекомендуют как можно раньше — с возраста 5–7 лет.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Именно на данном этапе возможно заложить в человеке основы личностной культуры, обеспечить освоение первоначальных социокультурных норм. Поэтому и возникает необходимость воспитания личностных качеств у дошкольника, которые определят его дальнейшую жизнедеятельность в обществе, таких как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Эта идея отражена в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Она — фундамент для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (таких, как, например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте нацелена на воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребенок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет свое отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Задачи обучения

На уровне развития каждого ребенка выделяют следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

  • познакомить ребенка с денежной сферой жизни, сформировать у него начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • подготовить ребенка к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;
  • дать дошкольнику первичные финансовые и экономические представления;
  • обогатить его словарный запас основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими его возрасту;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  • сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию ребенка.

Пусть меня научат

Что касается финансовой грамотности, то ребенок дошкольного возраста не освоит эту область самостоятельно. Приобрести необходимые и доступные ему знания он может только вместе с педагогами и родителями. Практические навыки основ финансовой грамотности сформируют у него внутреннюю социальную позицию, представление о том, какое место занимает экономика в окружающей его действительности. Для этого родители должны сами быть финансово грамотными.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планирует свое будущее, поэтому и следует знакомить ребенка с навыками грамотного пользования средствами, которые он будет зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на стандарт обучения финансовой грамотности, но в целом считается, что такое обучение целесообразно начинать в дошкольном возрасте, на начальных ступенях образовательной системы.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. С ранних лет дети включаются в экономическую жизнь семьи, знакомятся с деньгами, ходят с родителями за покупками в магазин, сталкиваются с рекламой, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями пока еще на житейском уровне. К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт применения финансовых продуктов в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт. Поэтому родителям стоит самим начинать такое обучение ребенка.

Уже в 5 лет можно познакомить детей с основными экономическими понятиями, такими как труд, товар, потребность, деньги, реклама, семейный бюджет, посредством разнообразных видов деятельности. Причем обучение прагматичным вещам тесно связано с моральными принципами.

Важно сформировать у детей понятие взаимосвязи между экономическими категориями: деньги, цена, стоимость — и нравственными понятиями: бережливость, честность, экономность и щедрость. Ведь в жизни все тесно переплетено. Следует научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.), с помощью сюжетно-ролевых игр и тренингов.

Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Как учить?

Простая передача знаний, как раньше, современным детям для познавательного развития не подходит. Взрослый должен учить ребенка не бояться проблемных ситуаций, открывать новые знания, находить верные решения самостоятельно, творчески. Родитель не преподносит детям знания в готовом виде. При таком сотрудничестве деятельность ребенка приобретает познавательный, исследовательский, поисковый характер. Лучший способ обучения для ребенка — игра. Существуют игры и для обучения финансовой грамотности.

Дидактические игры

Угадай, где продается

Можно разложить на столе разные предметы (овощи, книги, канцелярские принадлежности, столовые приборы и др.) и предложить ребенку разделить товары на группы с называнием обобщающего слова и вида магазина.

Собери купюры

Игрушечные купюры нужно разрезать на две части и перемешать. Затем предложите ребенку подобрать части купюр друг к другу.

Валюта

Подготовьте несколько кошельков, на которых изображены купюры разных стран. Цель игры — познакомить детей с денежными единицами стран мира. Кроме того, в эту игру можно играть, как в игру Memory.

Доходы — расходы

В этой игре детям предлагают два игровых поля — расход и доход, раскладывая на них разные карточки: пенсия, продукты, зарплата и т. п.

Дети объясняют, из чего складываются доходы семьи и расходы. Цель игры — расширение знаний детей о составляющих семейного бюджета.

Копилочка

В этой игре дети упражняются в счете и решают простые примеры и задачи.

Хочу — надо

Цель игры — формирование умения детей разделять реальные потребности и желания. Ребенку предлагают два игровых поля, на которые раскладываются карточки с изображением того, что люди хотят иметь, и того, что им нужно для жизни.

Обмен

Есть несколько вариантов игры. Первый: детям раздают корзинки и предлагают их наполнять товарами разной стоимости от 1 до 10 рублей, например. Затем следует поменять свой ненужный товар на другой при условии, что стоимость его будет такая же.

Второй вариант игры: дети должны обменивать купюры — крупные на более мелкие и наоборот.

Покупаем в магазине

Ребенок учится покупать товары по списку. Ему дается кошелек с монетами, список с изображением продуктов и поле, которое юный покупатель должен заполнить товарами. Игру можно усложнить, чтобы покупки совершались за определенное время, для чего можно использовать песочные часы.

Также в качестве обучающего материала можно использовать мультфильмы («Уроки тетушки Совы», «Смешарики», «Фиксики» — серия «Деньги»). Обучение финансовой грамотности с использованием видеоматериалов, с помощью персонажей мультфильмов позволяет решить задачи по уточнению, расширению и обогащению запаса знаний дошкольников по теме «Экономика и финансы», а также помогает формировать у ребенка представление о взаимосвязи между экономическими категориями и нравственными понятиями.

Поделиться в соцсетях