background picturebackground picture

Делу время, потехе час

Родители

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

243

Тайм-менеджмент для детей и родителей

Правильно распределять временные ресурсы, планировать дела и проводить время с пользой родителей обучает кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, заведующая научно-исследовательской лабораторией проблем образования родителей ВГСПУ, руководитель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики» Елена Евдокимова.

По словам великого педагога К.Д. Ушинского, «более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность». Время — самый ценный ресурс жизни, и тратить его попусту — непростительная роскошь. Чем же оно является на самом деле?

Не увидеть, не потрогать

Время — очень сложный объект познания.

Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания.

Восприятие времени — это отражение в сознании человека продолжительности, последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий.

Мы говорим:

  • провести время;
  • уделить время;
  • посвятить время;
  • управлять временем;
  • потратить время;
  • экономить время;
  • упустить время;
  • потерять время;
  • убить время.

Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Это понятие включает в себя длительность событий и явлений, их последовательность, прерывность и непрерывность, ритмичность и периодичность, связь настоящего с прошлым и будущим.

Свойства времени

Время имеет ряд особенностей.

  1. Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая, единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своем последовательном течении, то есть фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить.
  2. Время необратимо: нельзя вернуть тот момент, который прошел. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.
  3. Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно», оно не имеет наглядных форм.
  4. С временем нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не с временем. Время можно только прожить.
  5. Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро становится днем, а день, в свою очередь, — вечером).

Что было раньше

У наших предков понятие времени складывалось эмпирически, связывалось с природными проявлениями, фиксировалось органами чувств, в первую очередь зрением. В русском языке основные четыре слова для обозначения суточных временных отрезков — это «утро», «день», «вечер», «ночь». Но есть и дополнительные условные определения: «затемно», «засветло», «рассвет» или «заря», «закат», «восход», «сумерки», «полдень», «полночь», «пополудни», «пополуночи».

В прошлом время воспринималось как некий «коловорот» (повторяющийся цикл) событий: пробуждение — бодрствование — засыпание — сон; рождение — взросление — старение — смерть.

Ребенка обучали восприятию времени через определенные и систематические занятия в течение дня.

Конечно, раньше таких книг или календарей, как на рисунке, не было, но заведенный порядок ребенок воспринимал эмпирически, просто потому что по-другому было невозможно. В наши дни можно купить уже готовый детский календарь, а можно (и нужно!) нарисовать с ребенком свой собственный, изобразив в нем семейные ритуалы, порядки и обычаи.

Разные взгляды

Дети и взрослые воспринимают время по-разному. Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представления о нем возникают в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно. Почему?

Специального анализатора восприятия времени у человека нет, но кинестетический и слуховой анализаторы играют ведущую роль в восприятии времени. Помимо двигательных слуховых ощущений, при восприятии времени особое значение имеют внутренние органические ощущения. Ритм движения при ходьбе, биение сердца, дыхательные движения сигнализируют о той или иной длительности этих явлений. Все это ребенок может освоить только с возрастом.

Различные свойства времени отражаются с помощью комплекса анализаторов, работающих как единая система. В отличие от взрослого у ребенка пока еще нет слаженности их работы.

Ребенок и время

Детьми дошкольного возраста время воспринимается опосредованно, через определенную деятельность, через чередование событий и постоянно повторяющихся явлений.

0–2 года

Время воспринимается на основе чувственного опыта и связано с конкретной деятельностью детей (чередование сна, кормления, бодрствования).

2–4 года

Дети способны отражать в речи категории времени. Однако они еще не владеют прошлыми и будущими формами, путают относительные временные наречия («сначала», «потом», «вчера», «завтра», «скоро», «давно»). Временные интервалы воспринимаются детьми как конкретные предметы (опредмечивание времени).

Временные интервалы дети связывают с постоянно повторяющимися или эмоционально привлекательными событиями или явлениями. Дети до 4 лет воспринимают время через собственную деятельность и по ярким событиям или явлениям.

4–6 лет

Дети активно отражают в речи временные категории, однако временные термины, выражающие длительность и последовательность событий, усваивают хуже. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям.

После 6 лет

Дети ориентируются по общепринятым эталонам времени (по часам).

Разница между пространством и временем осознается взрослым человеком, но не ребенком. Дети долго не понимают, что время существует объективно, оно не зависит от сознания, воли и действий людей.

Живя во времени, реагируя на него, ребенок в начале не осознает время, не пользуется соответствующими категориями для его обозначения.

Что влияет на восприятие времени

На восприятие времени существенно влияют различные факторы:

  • вид и содержание деятельности;
  • эмоциональное состояние человека;
  • его возраст, индивидуальные особенности.

Вспоминая прошлое, мы оцениваем его по-разному: если оно было богатым по содержанию, насыщено разнообразными событиями, то кажется, что его было много и прошло оно быстро. Время, заполненное малоинтересной деятельностью, кажется более тягучим.

В восприятии времени большую роль играет деятельность человека, ее содержательная сторона. Чем ближе восприятие длительности к содержанию деятельности человека, тем более оно выигрывает в точности. Эта закономерность проявляется у детей. Приучить ребенка к адекватному восприятию времени помогут сказки.

Сказки о времени

  • «Чудесная рубашка» (русская сказка)
  • «Об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» (русская сказка)
  • «Три царства» (русская сказка)
  • «Всему свое время» (белорусская сказка)
  • «Иное время — и песни иные» (арабская сказка)
  • Михаэль Энде «Момо»
  • Екатерина Пыхтарева «Тайна времени»
  • Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал»
  • Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»
  • Вениамин Каверин «Песочные часы»
  • Людмила Петрушевская «Сказка о часах»
  • Ирина Лазоренко «Сказка о времени»
  • Валентина Юденко «Четыре принцессы»
  • Юлия Зюба «Четыре сестрицы»
  • Чеслав Янчарский «Сказка о днях недели»
  • Юлия Раенко «Город Часов»
  • Валентина Осеева «Время»
  • Ирис Ревю «Часы и время»
  • Ирис Ревю «Часовые стрелки»

Трата времени

Часто, наблюдая за детьми с телефонами в руках, родители отмечают, что их сын или дочь «попусту теряет время».

Что крадет время у ребенка?

  • Интернет.
  • Разговоры по телефону.
  • Привычка поздно вставать.
  • Привычка не класть вещи на свое место.
  • Отсутствие планирования.

Но если родители понаблюдают за собой, то поймут, что часто они поступают точно так же, как их дети. И подают им пример для подражания.

Что делать?

Как избавиться от того, что крадет время.

Телевизор

Бесконечные просмотры новостей, ток-шоу и сериалов — телемания — убивает не только время, но и многое другое.

Совет: выбросьте телевизор прямо сейчас или подарите его кому-нибудь!

Компьютерные игры

Проживание жизни в компьютерных играх. Ничего, что понарошку, зато я — суперфермерша, или гном 81-го уровня, или командир мегаубойного танка. Естественно, в настоящей жизни у «суперфермерши» цветы сохнут и мрут на подоконниках, «гном» не в состоянии справиться с протекающим краном, а «танковод» никак не может накопить на ремонт старой машины. Но если проводить максимум времени в мирах виртуальных, то о таких мелочах несложно забыть.

Совет: удалите все игры со всех своих планшетов, смартфонов, компьютеров прямо сейчас!

Пробки

Дорога на работу и обратно, отнимающая от каждого буднего дня по 3–5 часов. Кто-то может возразить, что пробки — неизбежное зло современного мегаполиса, а, по пути, можно слушать полезные аудиокниги, изучать иностранные языки и т. д. Однако это слабая компенсация целой четверти сознательной жизни (время на сон отнимаем заранее), проведенной в ожидании, пока пробка-змея проползет еще полтора метра.

Совет: смените автомобиль на метро, а лучше найдите новое место работы. Работайте удаленно.

Интернет

Всемирная Сеть полна соблазнов. Серфинг по интересным сайтам захватывает так, что, когда приходишь в себя, понимаешь: уже глубоко за полночь.

Совет: заходите в Сеть только с конкретной целью и ни в коем случае не отвлекайтесь на что-то другое. Лимитируйте веб-серфинг по времени: 30 минут с утра и 30 минут вечером, например.

Позиция «Обвиняю, сожалею, плачу…»

Этим занимаются люди, воспринимающие все в черном цвете. «Всё вокруг плохо и все вокруг (только не я!) в этом виновны». Счастье осталось в прошлом, но и воспоминания о нем омрачены беспросветностью настоящего. Такая позиция пассивной жертвы собственной участи очень удобна, поскольку позволяет не тратить силы на изменение ситуации и избегать стресса, сопровождающего подобные перемены.

Совет: обратитесь к психологу.

Выход из ситуации

Для того чтобы научиться не тратить время попусту и научить этому ребенка, стоит освоить правила тайм-менеджмента.

Слово «менеджмент» («management») происходит от древнеанглийского слова «manage», что буквально означает «объезжать лошадей». Из этого следует, что управление — умение практическое, его невозможно освоить теоретически. Ни у кого не возникает сомнений, что научиться управлять временем, как и лошадью, можно только на деле.

Тайм-менеджмент — это инструмент для планирования своего настоящего, которое неразрывно связано с будущим.

Пользоваться им несложно. Для этого пригодится матрица Эйзенхауэра.

Попросите ребенка заполнить ее по своему усмотрению. Будьте готовы к удивлению: оценка дел по важности может не совпадать с вашей точкой зрения. Примите мнение ребенка и помогите ему осуществить намеченный план.

Правильное планирование своего времени научит сосредотачиваться на важном, налаживать режим, заниматься не только необходимыми, но и приятными делами. Это помогает в любом возрасте!

Поделиться в соцсетях