Дарите свою любовь детям

Родительская любовь как поддержка на всю жизнь

«Я тебя люблю»

«Мы рады, что ты у нас есть»

«Ты у нас самая лучшая (самый лучший) в мире»

«Ошибки — это нормально. У тебя все получится»

Проявления родительской любви в зависимости от возраста ребенка

  • смотреть на него и обращаться к нему с улыбкой;
  • проявлять интерес к тому, что он делает, даже если для вас это выглядит неважным и незначительным;
  • уделять внимание и активно слушать, когда ваш ребенок говорит с вами;
  • создать особые семейные ритуалы для совместного времяпрепровождения;
  • находить время, чтобы побыть вместе и заняться тем, что вам обоим нравится;
  • хвалить ребенка, когда он пробует освоить новый навык или прилагает усилия.

Новорожденные и младенцы

  • улыбайтесь в ответ, когда он улыбается вам;
  • утешайте ребенка, когда он плачет;
  • реагируйте на звуки, которые он издает, говоря что-нибудь ему в ответ;
  • говорите с ним о том, что происходит вокруг;
  • замечайте, что его интересует, и поощряйте его к исследованию окружающего мира. Например, покажите, как трясти разноцветную погремушку, которая привлекла его внимание.

Дети раннего возраста

Дошкольники

  • Найдите время, чтобы вместе заняться любимыми занятиями вашего ребенка — сборкой конструктора, рисованием, совместным чтением книг о любимых героях.
  • Не забывайте улыбаться и поддерживать зрительный контакт с ребенком. Уделяйте время тактильному контакту — например, выделите время для «обнимашек» утром и вечером.
  • Показывайте ребенку, что вы рады видеть его после детского сада. Говорите, что скучали по нему и рады, что вы снова вместе.

Дети школьного возраста и подростки

  • Сделайте паузу в своих делах и внимательно выслушайте, когда ребенок захочет поговорить о школе. Это не всегда происходит сразу после возвращения домой — возможно, он «созреет» для разговора к вечеру или к выходным. Важно не упустить этот момент.
  • Задавайте вопросы, если ребенок начал говорить. Это поможет поддержать разговор.
  • Замечайте и поддерживайте позитивное взаимодействие ребенка с другими людьми. Например: «Я думаю, тете Лене очень понравилось, когда ты спросил, как она провела отпуск. Это дало ей возможность поговорить о чем-то, что для нее важно».
  • Если хотите высказать ребенку критику, попробуйте вначале похвалить его — так ваша обратная связь будет более конструктивной. Например: «Обычно ты всегда стараешься соблюдать очередь и не перекрикивать других, и это классно. Я понимаю, что тебе хотелось показать, что ты тоже знаешь правильный ответ, но подумай о том, что чувствуют твои друзья, когда ты не даешь им высказаться и перебиваешь».
  • Прежде чем поправлять ребенка, спросите себя: действительно ли это так важно? Если его постоянно поправлять, это посылает ему сигнал о том, что у него недостаточно способностей или его мало ценят.
  • Спрашивайте ребенка о хороших событиях, которые произошли с ним в течение дня. Не забывайте делиться собственными позитивными эмоциями и впечатлениями.

Игорь Александров