background picturebackground picture

Читающий подросток. Это возможно?

Родители

Подростки

1137

Как заинтересовать чтением современного ребенка

Зачем нужно читать? Каким способом привить любовь к литературе? Может ли книга составить конкуренцию гаджетам? На вопросы отвечает учитель русского языка и литературы МБОУ «Центр образования № 19» г. Тулы, призер конкурса «Воспитать человека» в номинации «Воспитание с помощью медиапространства» Елена Парахненко.

О пользе чтения

Прежде всего нужно ответить себе на следующий вопрос: «Чего мы хотим, когда заставляем ребенка читать?» Большинство родителей скажут: «Читая, ребенок станет образованным, научится красиво говорить и грамотно писать». И будут правы. Кроме того, у читающего подростка развиваются следующие умения и навыки:

  • эрудиция и любознательность;
  • кругозор;
  • критическое мышление и защита от манипуляций;
  • фантазия и воображение;
  • эмоциональный интеллект;
  • лексикон;
  • осознанность;
  • понимание мира.

Еще ученые особо отмечают роль книг в самопознании, что очень актуально для подросткового возраста. Также чтение помогает справиться с чувством одиночества, присущим девушкам и юношам. В принципе, в литературе можно найти ответы на любые волнующие вопросы. Главное — рассказать об этом ребенку и научить его обращаться к книгам за помощью. Но как раз это и непросто.

Невеселые цифры

Всероссийский опрос ВЦИОМ «Отношение детей и подростков к чтению» показал, что интерес к книгам падает.

  • Уменьшение количества семей, в которых читают книги.
  • 1–2 книги читают подростки за лето.
  • 3–4 книги читают дети помладше за лето.
  • 20% опрошенных не любят читать книги и считают чтение скучным.
  • Смещение в сторону поверхностного чтения любых текстов, доступных подросткам в интернете.

Книги перестают быть необходимостью в семье. Уходит в прошлое такое понятие, как домашняя библиотека. Многие дети не знают современных авторов и знакомы с литературой максимум в рамках школьной программы.

На основании результатов опроса директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина делает неутешительный прогноз: «Весьма вероятен риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение». В чем же причина такого положения вещей?

Конечно, первое, что приходит в голову, — это мысль о засилье гаджетов, с которыми книге конкурировать практически невозможно, но не только.

Почему подростки не читают

  1. Слишком много информации. Современная повседневная информационная нагрузка и перегрузка не способствует тому, чтобы обращаться еще и к книгам. На вдумчивое и внимательное чтение просто не остается времени.
  2. Не создана «читательская среда» для подростка. По результатам опроса видно, что традиция семейного чтения отмирает. Важно попытаться остановить этот процесс или хотя бы стараться, чтобы дома подростка окружали книги. Хорошо, если у ребенка будет своя книжная полка. На нее можно поставить те книги, которые произвели на него впечатление. Еще можно посещать книжные выставки и ходить в книжные магазины, где ребенок будет выбирать книги сам. Важно предоставлять ему такую возможность.
  3. Ребенку не попалась интересная книга, и он не почувствовал «вкус чтения». Для того чтобы предложить сыну или дочери почитать что-нибудь интересное, нужно самому быть в курсе того, что происходит на литературном рынке.
  4. Неправильная мотивация. Обычно родители говорят подростку: «Читай, будешь много знать и хорошо учиться». Подобными речами убедить ребенка взяться за книгу и побудить его к чтению невозможно. Ценность хороших оценок в старших классах школы снижается, и апеллировать к успеваемости как стимулу для чтения нет никакого смысла. Вообще, человек будет что-то делать, если получает от процесса удовольствие. Самое главное — помочь ребенку найти увлекательную книгу, которую захочется прочитать от корки до корки.
  5. Подростку трудно понимать текст. Конечно, вдумчивому и внимательному чтению ребенка нужно начинать учить еще с периода книжек с картинками, но можно попытаться сделать это и в подростковом возрасте. Важно обсуждать прочитанное с ребенком, задавать вопросы, искать на них ответы. Это не всегда получается, так как взрослые иногда ведут себя неправильно.

Типичные ошибки взрослых

  • Стыдить и винить.
  • Наказывать чтением.
  • Торопить процесс чтения.
  • Сравнивать с другими детьми.
  • Давать сложные книги, соответствующие ожиданиям родителей.

Информацию о том, как избежать этих ошибок, можно найти в книгах.

Литература в помощь

  • Даниэль Пеннак «Как роман»
  • Марина Аромштам «Читать!»
  • Мариэтта Чудакова «Не для взрослых. Время читать!»
  • Эйдан Чамберс «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем»
  • Юлия Кузнецова «Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение?»
  • Елена Литвяк «Кубики Гутенберга. Невероятные приключения детей и книг»

Современные пути и инструменты возвращения к чтению

Привить любовь и вкус к чтению классическими методами уже вряд ли получится, но вот использование современных форматов может существенно облегчить задачу. Предложите ребенку не просто прочитать книгу и обсудить прочитанное (или написать сочинение), а, например, нарисовать комикс по ее мотивам или снять ролик. Есть и другие формы:

  • трекеры;
  • чек-листы;
  • чат-боты;
  • буктрейлеры;
  • квизы;
  • марафон;
  • виртуальные дискуссии.

К такому творческому занятию хорошо привлечь друзей подростка.

Кроме того, можно обратиться к ресурсам, направленным на развитие вкуса к чтению.

Помните: в любом деле нужен наставник. Особенно ребенку. Станьте таким наставником, интересным, увлеченным, завораживающим, и тогда подросток обязательно заразится вашей любовью к чтению.

Поделиться в соцсетях