Как заинтересовать чтением современного ребенка
Зачем нужно читать? Каким способом привить любовь к литературе? Может ли книга составить конкуренцию гаджетам? На вопросы отвечает учитель русского языка и литературы МБОУ «Центр образования № 19» г. Тулы, призер конкурса «Воспитать человека» в номинации «Воспитание с помощью медиапространства» Елена Парахненко.
О пользе чтения
Прежде всего нужно ответить себе на следующий вопрос: «Чего мы хотим, когда заставляем ребенка читать?» Большинство родителей скажут: «Читая, ребенок станет образованным, научится красиво говорить и грамотно писать». И будут правы. Кроме того, у читающего подростка развиваются следующие умения и навыки:
- эрудиция и любознательность;
- кругозор;
- критическое мышление и защита от манипуляций;
- фантазия и воображение;
- эмоциональный интеллект;
- лексикон;
- осознанность;
- понимание мира.
Еще ученые особо отмечают роль книг в самопознании, что очень актуально для подросткового возраста. Также чтение помогает справиться с чувством одиночества, присущим девушкам и юношам. В принципе, в литературе можно найти ответы на любые волнующие вопросы. Главное — рассказать об этом ребенку и научить его обращаться к книгам за помощью. Но как раз это и непросто.
Невеселые цифры
Всероссийский опрос ВЦИОМ «Отношение детей и подростков к чтению» показал, что интерес к книгам падает.
- Уменьшение количества семей, в которых читают книги.
- 1–2 книги читают подростки за лето.
- 3–4 книги читают дети помладше за лето.
- 20% опрошенных не любят читать книги и считают чтение скучным.
- Смещение в сторону поверхностного чтения любых текстов, доступных подросткам в интернете.
Книги перестают быть необходимостью в семье. Уходит в прошлое такое понятие, как домашняя библиотека. Многие дети не знают современных авторов и знакомы с литературой максимум в рамках школьной программы.
На основании результатов опроса директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина делает неутешительный прогноз: «Весьма вероятен риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение». В чем же причина такого положения вещей?
Конечно, первое, что приходит в голову, — это мысль о засилье гаджетов, с которыми книге конкурировать практически невозможно, но не только.
Почему подростки не читают
- Слишком много информации. Современная повседневная информационная нагрузка и перегрузка не способствует тому, чтобы обращаться еще и к книгам. На вдумчивое и внимательное чтение просто не остается времени.
- Не создана «читательская среда» для подростка. По результатам опроса видно, что традиция семейного чтения отмирает. Важно попытаться остановить этот процесс или хотя бы стараться, чтобы дома подростка окружали книги. Хорошо, если у ребенка будет своя книжная полка. На нее можно поставить те книги, которые произвели на него впечатление. Еще можно посещать книжные выставки и ходить в книжные магазины, где ребенок будет выбирать книги сам. Важно предоставлять ему такую возможность.
- Ребенку не попалась интересная книга, и он не почувствовал «вкус чтения». Для того чтобы предложить сыну или дочери почитать что-нибудь интересное, нужно самому быть в курсе того, что происходит на литературном рынке.
- Неправильная мотивация. Обычно родители говорят подростку: «Читай, будешь много знать и хорошо учиться». Подобными речами убедить ребенка взяться за книгу и побудить его к чтению невозможно. Ценность хороших оценок в старших классах школы снижается, и апеллировать к успеваемости как стимулу для чтения нет никакого смысла. Вообще, человек будет что-то делать, если получает от процесса удовольствие. Самое главное — помочь ребенку найти увлекательную книгу, которую захочется прочитать от корки до корки.
- Подростку трудно понимать текст. Конечно, вдумчивому и внимательному чтению ребенка нужно начинать учить еще с периода книжек с картинками, но можно попытаться сделать это и в подростковом возрасте. Важно обсуждать прочитанное с ребенком, задавать вопросы, искать на них ответы. Это не всегда получается, так как взрослые иногда ведут себя неправильно.
Типичные ошибки взрослых
- Стыдить и винить.
- Наказывать чтением.
- Торопить процесс чтения.
- Сравнивать с другими детьми.
- Давать сложные книги, соответствующие ожиданиям родителей.
Информацию о том, как избежать этих ошибок, можно найти в книгах.
Литература в помощь
- Даниэль Пеннак «Как роман»
- Марина Аромштам «Читать!»
- Мариэтта Чудакова «Не для взрослых. Время читать!»
- Эйдан Чамберс «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем»
- Юлия Кузнецова «Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение?»
- Елена Литвяк «Кубики Гутенберга. Невероятные приключения детей и книг»
Современные пути и инструменты возвращения к чтению
Привить любовь и вкус к чтению классическими методами уже вряд ли получится, но вот использование современных форматов может существенно облегчить задачу. Предложите ребенку не просто прочитать книгу и обсудить прочитанное (или написать сочинение), а, например, нарисовать комикс по ее мотивам или снять ролик. Есть и другие формы:
- трекеры;
- чек-листы;
- чат-боты;
- буктрейлеры;
- квизы;
- марафон;
- виртуальные дискуссии.
К такому творческому занятию хорошо привлечь друзей подростка.
Кроме того, можно обратиться к ресурсам, направленным на развитие вкуса к чтению.
Помните: в любом деле нужен наставник. Особенно ребенку. Станьте таким наставником, интересным, увлеченным, завораживающим, и тогда подросток обязательно заразится вашей любовью к чтению.