background picturebackground picture

Цифровые профессии будущего: о чем важно знать родителям

Родители

Школьники

Подростки

Цифровая среда

1577

Какие навыки полезно развивать и где узнать о вакансиях на рынке труда

Дизайнер эмоций, тайм-менеджер, сити-фермер и эксперт по «образу будущего» ребенка — большинство современных родителей, наверное, даже и не слышали о таких цифровых профессиях. Тем не менее они не просто существуют, но и становятся очень популярными и востребованными. О том, как не запутаться во всем многообразии профессий будущего и, самое главное, не испугаться нового и неизведанного, поговорим сегодня с руководителем федерального проекта #вцифру, общественным представителем Агентства стратегических инициатив, членом Общественной палаты Вологодской области Мариной Липатниковой.

Аналоговые родители и цифровые дети: как понять друг друга

К цифровизации привыкли относиться с настороженностью — как вообще ко всему новому. Нередко мы слышим от родителей вопрос: «Зачем ребенку изучать цифровые технологии? Он и так целый день в гаджетах!» Но если разобраться — чаще всего так говорят мамы и папы, которым проще «сунуть ребенку телефон» и заняться своими делами, чем придумывать какие-то совместные игры или занятия. Ведь интернет — это не только TikTok или YouTube, это, например, любимая настольная игра, в которую можно поиграть онлайн во время поездки на машине.

Здоровый образ жизни и «отдых от смартфона» — один из трендов современного общества, и это правильно: нужно больше общаться вживую.

Но при этом не нужно забывать, что наш мир стремительно меняется: каждый день создаются новые технологии, появляются новые профессии. И если мы искусственно оградим детей от «цифры» — мы лишим их возможности в будущем быть востребованными на рынке труда.

Тем более что современные подростки буквально не мыслят свою жизнь без цифровых технологий: для них проще заказать еду, чем приготовить ее, учиться финансовой грамотности с помощью приложения своей банковской карты, найти нужную информацию в онлайн-библиотеке.

Дети уже родились в цифровом мире, но технологии незаметно пришли и в жизнь их родителей. Сегодня мы не заказываем телефонный звонок с другим городом на телеграфе и не ловим такси на улице взмахом руки. И кажется, что так было всегда. То, что мы используем каждый день, чаще всего не вызывает проблем. Но мы, люди, не очень любим менять свои привычки, особенно если «нам так удобно».

Сделайте простое упражнение. Возьмите ручку и напишите слово «технологии». Какой рукой вы написали? А теперь возьмите ручку в другую руку, левую (или правую, если вы левша). И сделайте то же самое — напишите слово «технологии». Прислушайтесь к себе, что вы испытывали в этот момент? Злость, смех, раздражение? У кого-то хорошо получится сразу, кому-то понадобится на это больше времени, но пока вы не попробуете, вы не узнаете, сложно это или нет. Зато вы теперь знаете, сколько времени нужно на освоение такого навыка. Все то же самое происходит, когда вы начинаете изучать новые цифровые инструменты. Что-то для вас окажется очень новым и сложным, но, поверьте, обязательно будет тот самый инструмент, о котором вы скажете: «А почему я раньше так не делал?» У каждого он будет свой. Открытиями и находками вы сможете поделиться в сообществе заинтересованных родителей.

Еще один наш страх перед цифровизацией — это опасение, что новые технологии лишат детей живого общения со сверстниками и заменят учителей. Это не так. Школьный учитель, как и школьные друзья, будет рядом с ребенком всегда, а цифра придет на помощь, если нужно, например, с помощью образовательной платформы восполнить пропущенные знания. Участие в онлайн-олимпиадах поможет школьнику развиваться в том, что ему интересно, найти новых друзей. Подростки в интернете учатся, общаются и даже находят первую работу. Дети часто осваивают новые цифровые ресурсы быстрее, чем их родители. И интересно то, что это поколение с удовольствием учит цифре и своих бабушек и дедушек.

Самое главное, что мы, взрослые, должны понять: мир изменился и только от родителей зависит, насколько грамотно ребенок сможет пользоваться новыми цифровыми технологиями.

Ребенок в компьютере ≠ ребенок, обладающий цифровой грамотностью

Согласно результатам исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, лишь у 12% жителей России цифровые навыки развиты выше базового уровня.

«И мы тоже в последнее время замечаем, что на курсы компьютерной грамотности родители отправляют подростков 12–14 лет. Хотя в этом возрасте дети уже должны иметь все базовые цифровые навыки. На мой взгляд, это связано с тем, что 10–15 лет назад, когда смартфоны стали частью жизни наших детей, у многих родителей сложилось ложное впечатление о том, что большое количество времени, проведенного за компьютером, автоматически равняется цифровой грамотности. Это не так», — уверена Марина Липатникова.

Цифровым навыкам (информационным, коммуникационным, навыкам решения проблем и навыкам работы с ПО) нужно обучать — как искать и анализировать информацию, как передавать информацию между компьютерами и отправлять по электронной почте, оформлять тексты/презентации/видео, изменять настройки ПО и т. д.

К тому же технологии развиваются каждый день — достаточно хоть немного отстать, и ты уже в догоняющих.

С чего начать развивать цифровую грамотность?

В развитии цифровой грамотности все очень индивидуально. Разумеется, не стоит игнорировать рекомендации врачей и психологов — и давать смартфон детям в раннем возрасте или не ограничивать время у экрана. Как мы говорили раньше: если ребенок сидит за компьютером часами, это совершенно не значит, что он развивает цифровые навыки.

Для успешного обучения цифровой грамотности специалисты проекта #вцифру сформулировали свое правило:

«Мотивируйте ребенка не временем, которое он сможет провести в гаджете, а задачами, которые он с помощью этих гаджетов может решить».

Смартфон не может быть поощрением. Постарайтесь забыть фразу: «Ты сегодня получил пятерку (убрал квартиру, пришел вовремя) — вот тебе телефон на два часа». Это не работает!

Для начала нужно понять, что ребенку интересно, и придумать задания (найти цифровые инструменты), которые помогут ему достигнуть цели и одновременно с этим освоить новый цифровой ресурс.

Например, предложите ребенку установить одну из программ для эффективного планирования времени. По статистике проекта #вцифру, половина детей начинают учиться лучше, если пользуются подобными приложениями. Или вы можете показать своему школьнику программы-конструкторы и мобильные приложения для создания презентаций. С их помощью можно не только сделать интересный доклад для урока, но и создавать красивые посты для соцсетей, фотоальбомы и даже собственные сайты.

«Заметили, что мы избегаем слова „научите“? Интересно, но мы отмечаем на практике, что цифровым ресурсам современных детей учить не надо. Если подросток видит, зачем ему нужен цифровой инструмент и какую задачу он может с его помощью решить, — научится быстрее вас. Извините, если нарушили вашу картину мира», — говорит Марина Липатникова.

Детей младшего возраста можно заинтересовать игрой.

«Например, в нашем центре нет курсов компьютерной грамотности. Ни для какого возраста. Зато есть курс „Программирование игр“ для первоклассников, где ребята изучают программирование как будущую профессию. Он сочетает в себе игру (развиваем логическое и креативное мышление, учим придумывать и, что очень важно, соблюдать правила игры), собственно навык программирования и цифровую грамотность, где мы как раз и объясняем детям, для чего вообще нужно осваивать цифровой мир и как это поможет им в будущем».

Такой же формат и для ребят постарше. Например, за учебный год можно освоить курс «Системный администратор для дома» и самостоятельно зарабатывать, используя полученные практические навыки.

Постарайтесь подойти к изучению цифровых технологий с прикладной точки зрения: как это может пригодиться ребенку прямо сейчас и повлиять на его будущую профессию.

Как понять, какие профессии будут популярны

Наблюдая стремительно развивающийся рынок вакансий сегодня, с уверенностью можно сказать, что 80% профессий, которые будут популярны и востребованы в будущем, сегодня еще не существует.

Но это не значит, что родители ничего не могут посоветовать своим детям и не стоит вообще даже в это вникать. Как раз наоборот — сейчас вы вместе с детьми сможете разобраться и начать развивать именно те навыки, которые будут необходимы.

С чего начать?

Позвольте детям быть любопытными, развивайте их любознательность, подпитывайте новыми идеями, ни в коем случае не отвергайте даже самые необычные из них. Разрешите им экспериментировать: пусть попробуют себя в разных сферах. Поощряйте общение с разными людьми — онлайн и офлайн, чем больше разной информации из первых рук, тем проще выбор.

Отлично поможет сориентироваться в цифровых профессиях будущего портал «Атлас новых профессий». Над ним работала большая команда экспертов, в течение долгого времени они прогнозировали, какие профессии будут популярны и актуальны через 5–10 лет.

По словам разработчиков, современные технологии развиваются даже быстрее, чем они предполагали, и цифровые специальности входят в нашу жизнь гораздо раньше.

Практически все сегодняшние профессии очень быстро меняются и подстраиваются под новые требования. Можно сказать, что все они так или иначе связаны с IT.

И цифровая грамотность нужна для каждой из них. Большинство из профессий будут сочетать современные технологии и традиционные специальности, так что вряд ли получится выучиться один раз и больше к учебе не возвращаться, совершенствовать навыки нужно будет все время.

Как уже сегодня трансформируются привычные нам профессии?

В медицине есть очень много направлений, связанных с цифровизацией. Сложные хирургические операции выполняются с помощью высокоточных компьютеров, роботов. И большим плюсом для врача будет умение их программировать.

Одно из направлений педагогических специальностей в будущем — тьютор. Это педагог, который сопровождает индивидуальное развитие учащихся. Для него важно не только педагогическое образование, но и навыки, которые помогут найти подход к каждому ученику.

Игромастер — разработчик обучающих игр.

Управленец детским R&D — специалист, который помогает детям добиваться успеха и развивать свои таланты.

Тренер по майнд-фитнесу — создает программы развития индивидуальных познавательных навыков (память, концентрация, скорость чтения, устный счет и т. д.).

Уже сегодня очень востребована профессия сити-фермера. Это агроном, который выращивает растения в пределах города на специально оборудованных площадках с помощью современных технологий. Еще лет пять назад сити-фермерство было чем-то из разряда фантастики, а сейчас эта профессия стала популярной во всем мире и у нас в крупных городах можно такую вакансию найти.

Какие навыки будут нужны

Помимо портала «Атлас новых профессий», родители могут посмотреть вакансии на любом сайте по поиску работы. Обратить внимание нужно не только на зарплату и функционал, но и на softskills. Это «гибкие навыки» — умения общего характера, тесно связанные с личностными качествами. Чем раньше ребенок начнет их развивать, тем лучше.

Представьте себе ситуацию: программист переходит на новое место работы — теперь он будет работать в коллективе и писать на другом языке программирования. Основы языка программирования (относящиеся к hardskills) можно изучить за 3–4 месяца, но научиться работать в команде, если этот навык раньше не был сформирован, за такой короткий срок не получится.

Узнать подробнее о профессиях и навыках будущего можно на бесплатных занятиях проекта #вцифру.

Вуз не обязателен?

Одно из самых больших потрясений современных родителей — это то, что для обучения цифровой профессии не обязательно оканчивать вуз. Особенно тем, кто хочет связать свою жизнь с IT.

Колледжи сегодня готовят очень хороших профессионалов, при этом ребята могут позволить себе начать работать уже с 16–17 лет. И многие родители это понимают: например, еще три года назад конкурс на специальности, связанные с информационными технологиями и программированием, в АПОУ ВО «Вологодский колледж связи и информационных технологий» был 3 человека на место, а сегодня — 8! В 2022 году количество поданных заявлений по сравнению с аналогичным периодом 2021 года уже увеличилось в три раза.

Большинство навыков цифровой специальности можно получить за год-два — при условии, что в дальнейшем вы будете их совершенствовать и развивать.

Конечно, есть профессии, которые можно получить только в вузе, но при этом не стоит забывать, что и они сегодня тесно связаны с цифрой.

Любую специальность можно связать с новыми технологиями. Какие-то профессии сильно упростились — например, фактически все бухгалтерские услуги оказываются сегодня с помощью специальных программ. А какие-то — наоборот, стали сложнее. Полицейский теперь борется не только с преступниками в реальной жизни, но и с опасными злоумышленниками в Сети. Так что теперь любимая родительская присказка «Будешь плохо учиться — пойдешь работать дворником» не работает: и в этой профессии уже завтра будут нужны цифровые навыки.

Новые технологии создаются в помощь человеку, они помогают нам жить лучше, проще и комфортнее. Бояться их как минимум неразумно. Наша задача, как родителей, вместе с ребенком изучить цифру и помочь ему развить все его таланты, чтобы в будущем освоить профессию мечты. Которая будет не только приносить деньги (что немаловажно), но и позволит раскрыть весь потенциал и осуществить самые, казалось бы, дерзкие и фантастические планы.

Поделиться в соцсетях