Психологи, изучая детское мышление, поведение и эмоции, помогают родителям лучше понять своего ребенка
С первых дней после рождения младенца родители стремятся использовать все возможности для его развития, дать ему все необходимое для счастливой жизни. Но что именно необходимо? Какие способности и черты закладываются в детстве и как можно на них повлиять? Есть ли способ узнать, как действовать именно сейчас, в этом возрасте, в этой ситуации? Интуитивного подхода к воспитанию современным родителям недостаточно, им интересны научные данные.
Мышление младенцев и их картина мира, соотношение врожденного и приобретенного, роль социализации в развитии малыша, механизмы его адаптации к миру волновали людей с научным складом ума очень давно. В XX веке развитие психологии как науки привело к появлению в этой области нескольких ярких экспериментов, результаты которых стали основой современных представлений о детстве и о поведении человека вообще.
Горькая конфета
Конфету (настоящую, сладкую) использовал в своем эксперименте в середине ХХ века психолог Алексей Леонтьев. В исследовании принимали участие дети от 3 до 7 лет. Ребенку давали невыполнимое задание — достать, не вставая со стула, далеко лежащую игрушку. За выполнение задачи ему обещали награду в виде конфеты.
Затем ребенок оставался в комнате один, а исследователи незаметно наблюдали за ним. Сначала ребенок пытался выполнить задание честно, по правилам, но это было невозможно. В конце концов ребенок вставал и брал игрушку. Экспериментатор возвращался, хвалил ребенка и вручал обещанную конфету.
В большинстве случаев дети отказывались брать конфету и даже начинали плакать, зная, что не заслужили награды и получили конфету в результате нарушения правил и обмана. Это явление получило название «феномен горькой конфеты». Алексей Леонтьев обозначил такое поведение как «первое рождение личности».
Кукла Бобо
В 1960-е годы психолог Альберт Бандура решил узнать, копируют ли дети агрессивное поведение взрослых. Исследователь пригласил участвовать в эксперименте детей от 3 до 6 лет, поровну девочек и мальчиков. 72 участника разделили на 8 групп по возрасту, полу и уровню агрессивности.
В первой части эксперимента дети находились в одной комнате со взрослым и наблюдали за ним. Сначала взрослый спокойно играл с конструктором, а потом начинал бить куклу-клоуна по имени Бобо руками, молотком, пинать ее, бросать, садиться на нее верхом. Часть испытуемых наблюдала за агрессивным и неагрессивным поведением (взрослый просто играл с конструктором) человека своего пола, другая часть — за агрессивным и неагрессивным поведением человека противоположного пола. Контрольная группа не наблюдала ни за кем.
https://www.youtube.com/embed/NjTxQy_U3acПосле этого детей по очереди заводили в комнату, где предлагали поиграть с красивыми игрушками, но примерно через 2 минуты их отбирали. Это было необходимо для того, чтобы ребенок разозлился. На последнем этапе ребенок переходил в третью комнату, где находились кукла Бобо, игрушечный молоток, конструктор и другие игрушки.
Исследование показало, что дети, которые были свидетелями агрессивного поведения взрослого, проявляли большую жестокость и агрессию по отношению к Бобо, чем остальные. А дети, наблюдавшие неагрессивное поведение взрослого, вели себя с куклой спокойнее.
При этом дети чаще копировали поведение взрослых своего пола, чем противоположного; мальчики чаще девочек демонстрировали физическую агрессию. Этот эксперимент показал, что дети в большинстве случаев копируют модели поведения взрослых, а детская агрессивность может быть не врожденной, а приобретенной чертой.
Каменное лицо
В 1975 году ученый Гарвардского университета Эдвард Троник провел в своей лаборатории Still Face Experiment (эксперимент «Безжизненное лицо») с участием родителей и их маленьких детей. В начале сеанса мать или отец должны были общаться с ребенком в своей обычной манере: играть с ним, разговаривать, откликаться на его эмоции, отвечать на все его запросы. Затем ученый просил родителя резко прервать общение, перестать реагировать на проявления ребенка и сделать «каменное» лицо.
Внезапное ощущение «брошенности», потеря контакта, эмоциональная холодность взрослого вызывали у ребенка тревогу, беспокойство и протест. После того как родитель возобновлял общение, снова начинал обращать внимание на малыша, ребенок успокаивался и переставал кричать и плакать.
https://www.youtube.com/embed/EjWG8w1RDQoЭксперимент доказывает идею о том, что привязанность и стремление к установлению и поддержанию контакта и близости — базовая потребность человека и важный фактор развития эмоциональной сферы и эмпатии.
Сладкая соленая каша
В 1971 году психолог Валерия Мухина разработала и провела социально-психологические эксперименты с дошкольниками на внушаемость (говоря научным языком — конформность). Они показали, насколько важно для любого ребенка «быть как все».
В эксперименте «Сладкая соленая каша» пятерым детям, сидящим за столом, дают попробовать кашу из одной тарелки. Но каша на самом деле разная: в основном сладкая, но с одной стороны сильно пересоленная.
Всех детей по очереди спрашивают, какая каша на вкус. Первым четырем досталась сладкая каша, и каждый из них ответил, что каша сладкая. Пятому ребенку за столом достается пересоленная часть. Однако он слышал, как остальные дети только что сказали, что каша сладкая. Что ему остается? Почти всегда попробовавший соленую часть ребенок соглашался с другими и заявлял, что каша сладкая.
Про исследования Валерии Мухиной режиссер Феликс Соболев снял фильм «Я и другие». В нем показаны эксперименты не только с детьми, но и со взрослыми.
https://www.youtube.com/embed/985gjvZzw20Исследования на конформность (в том числе знаменитый эксперимент Соломона Аша про длину линий) показывают, насколько мы внушаемы и зависимы от мнения окружающих. Оказывается, нужно прилагать усилия, чтобы доверять собственным ощущениям и противостоять большинству.
Зефирный тест
В 1960-е годы стэнфордский психолог Уолтер Мишел придумал и провел эксперимент с кусочком зефира, точнее, популярного американского лакомства маршмэллоу. Перед маленьким ребенком на стол клали зефир, после чего экспериментатор объяснял малышу условия задачи: если он не съест этот зефир прямо сейчас, а подождет 15 минут, то в конце эксперимента получит не только этот кусочек, но и еще один. После этого взрослый выходил из комнаты и оставлял ребенка наедине с искушением.
Уолтер Мишел повторил этот эксперимент больше 600 раз с разными детьми, и результат каждый раз был приблизительно один и тот же: двое из троих детей не могли с собой справиться, поддавались соблазну и съедали сладость, предпочитая получить удовольствие прямо сейчас, а не ждать вознаграждения за терпение.
https://www.youtube.com/embed/QDgeMAdClrEОсновные выводы из «зефирного теста» были сделаны 20 лет спустя, когда участники эксперимента выросли. Ученый разыскал их и узнал, как у них сложилась жизнь. Выяснилось, что те 33%, у кого уже в детстве был развит самоконтроль и умение отложить удовольствие, более успешны, чем другие две трети, которые не смогли устоять перед соблазном. Стойкие дети лучше учились, усерднее работали и даже индекс массы тела у них оказался меньше, чем у тех, кто зефирный тест в детстве не прошел.
Эти данные вызвали большие споры в среде профессионалов и волнуют ученых до сих пор: одни выступают с опровержением результатов изначального теста, другие пытаются подтвердить его заново. Такая непростая судьба постигла и многие другие эксперименты: новым поколениям исследователей не всегда удается их воспроизвести, условия экспериментов подвергаются критике, сделанные на их основе выводы вызывают сомнения. Тем не менее даже спорные эксперименты расширяют представления о детской психологии и становятся отправной точкой для новых работ.
Данидинский эксперимент
Начало одного из самых долгосрочных (лонгитюдных) исследований было положено в 1972 году педагогом и психологом Филом Сильвой в Институте здоровья и развития города Данидин в Новой Зеландии. Он решил вести многопрофильное описание жизни 1037 человек, рожденных в Данидине с апреля 1972 года по март 1973 года. Это исследование продолжается до сих пор. С 1987 года им руководят ученые Авшалом Каспи и Терри Моффит.
Одна из основных задач исследования — найти ответ на вопрос, как именно влияют на жизнь человека генетические и средовые факторы. Иными словами, что важнее — врожденное или приобретенное? Каждые несколько лет исследователи проводят интенсивные когнитивные, психологические и медицинские наблюдения.
https://www.youtube.com/embed/O3FJQCfyo8wНаблюдая за жизнью людей с младенчества уже на протяжении более 45 лет, ученые сделали вывод о том, что разного рода трудности (физические, психические, социальные, материальные) в раннем возрасте, как правило, порождают те или иные проблемы в жизни человека и в будущем. Это исследование показывает, насколько сильно раннее детство влияет на судьбу человека, и позволяет задуматься о том, как компенсировать влияние негативных событий и обстоятельств.
Близнецовый метод
С помощью этого метода можно изучать многие стороны развития детей. Прежде всего он полезен тем, кто хочет определить роль внешних факторов и наследственности, выяснить, чем похожи и чем отличаются дети с одинаковыми генами.
В 1992 году одно из таких исследований провели психофизиолог Татьяна Строганова с коллегами. Они снимали у младенцев-близнецов энцефалограмму покоя и энцефалограмму при разных нагрузках, когнитивных и аффективных, проводили психологические пробы, оценивали уровень когнитивного развития детей.
Ранее в лонгитюдных психологических исследованиях было показано, что, если измерять интеллект периодически — в первый год жизни, во второй, в пятый и так далее до 19 лет, то начиная с третьего или даже со второго года данные, полученные в разном возрасте, будут отчетливо коррелировать между собой. Другими словами, кто оказался умным в 2 года, тот будет умным и в 6, и в 19. Происходит это отчасти потому, что вклад наследственности в уровень интеллекта с возрастом увеличивается.
По мере взросления близнецов российские психологи повторяли свои исследования. Они убедились, что корреляция по интеллекту наблюдалась только после примерно 2 лет.
Между периодом младенчества и всеми остальными возрастами существовал разрыв: оценки интеллекта младенца никак не коррелировали с последующими оценками его интеллекта в других возрастах.
Работа Татьяны Строгановой и ее коллег касалась не только интеллекта, но и поведения, внимания, эмоций, работы мозга. Ученые получили большое количество интересных данных, в частности, открыли «эффект бабушки».
Если в семье есть бабушка, у ребенка появляется больше возможностей общаться и взаимодействовать со взрослыми. Те дети, с кем занимались бабушки, получали больше опыта социального взаимодействия и лучше удерживали внимание. А от умения сосредоточиться и не отвлекаться зависит не только способность решать задачи, но и общая результативность нашей деятельности.
Исследования с участием детей, причем начиная с младенческого возраста, сегодня по-прежнему популярны. И часто они интересны не только специалистам (психогенетикам, когнитивным психологам, социальным психологам, педагогам), но и родителям. Такие исследования помогают лучше представлять себе детские эмоции, когнитивные возможности, особенности восприятия, а значит, общаться с собственным ребенком более грамотно.
Фото: Коллекция/iStock