background picturebackground picture

Чего ждать родителям от игровой терапии, центрированной на ребенке

Дошкольники

104

Доброжелательное и внимательное присутствие взрослого помогает ребенку выразить свои сложные чувства

Когда речь заходит о том, чтобы поиграть во что-то вместе с ребенком, многие родители предпочитают игры развивающие или воспитательные. «Игры должны быть правильными и обязательно чему-то учить!» Сторонники метода игровой терапии, центрированной на ребенке (ИТЦР), считают, что детям полезно иногда играть так, как им самим хочется, а не так, как надо взрослым.

Игровой терапией сегодня называют множество различных психотерапевтических методов помощи детям. Объединяет их игра, а цели могут быть различны: для одних важнее развитие, для других — обучение, третьи оказывают психологическую помощь.

«Игровая терапия, центрированная на ребенке, относится к третьей группе», — говорит детский психолог и игровой терапевт Александр Покрышкин. ИТЦР, по мнению его приверженцев, отличается от остальных тем, что это принципиально недирективная методика. Ее главный принцип — следование за ребенком и создание условий, в которых ребенок будет сам раскрываться, без вмешательств и указаний со стороны взрослого.

Что означает «центрированная на ребенке»

В основе этой разновидности игровой терапии лежат внутренние переживания ребенка. Игротерапевтический сеанс — возможность «подглядеть» за его внутренним миром, который заслуживает уважения.

Если взрослый проявляет по отношению к внутреннему миру ребенка уважение и заботу, то ребенок сможет справиться со своими переживаниями самостоятельно. 

«Метод игровой терапии, центрированной на ребенке, помогает нам, взрослым, не предлагая ребенку какую-то специальную игру, а просто определенным образом следуя за ним, оставаясь с ним рядом, показывать свою доброжелательность, уважение и заботу. Основная идея ИТЦР — поддерживать ребенка и помогать ему преодолевать возникшие в его жизни трудности», — объясняет специалист.

Как проходит сеанс

Игрушки

Во время игротерапевтического сеанса ребенок (в возрасте от 2 до 12 лет) находится в комнате, где очень много игрушек. Игрушки подобраны по таким категориям.

  1. Люди: семьи, представители разных профессий.
  2. Фантастические существа, условно — добрые и злые.
  3. Животные: дикие, домашние, семьи животных.
  4. Дом и все, что с ним связано. 
  5. Транспорт. 
  6. Оружие, солдатики.

В игровой комнате может находиться песочница, могут быть принадлежности для рисования, пальчиковых игр и многое другое. Возможно использование конструктора, но только без инструкции. Это позволит не навязывать ребенку определенного сценария игры.

Задачи

  1. Основная задача взрослого на сеансе — мягко передать ответственность за игру ребенку. Взрослый может принимать участие в игре, но главным в процессе остается ребенок. 
  2. Вторая задача — поддерживать дружелюбную, теплую атмосферу. Ребенок должен понимать, что взрослый рядом с ним не просто сидит и смотрит, что он доброжелателен и внимателен.
  3. Третья задача — реагировать и «отражать» то, что происходит. Взрослый называет действия ребенка, пересказывает смысл того, что видит, но делает это очень аккуратно, не привнося ничего от себя. Он отражает действия ребенка и чувства ребенка и героев: «Кажется, ты расстроился, что не получилось», «Похоже, ты доволен тем, что построил».

И, наконец, четвертый, очень существенный аспект.

Взрослый все время поддерживает ребенка и обращает его внимание на то, что у него получилось. Не вообще, в широком смысле, а на конкретном примере: «Ты хотел построить башню, у тебя получилось». 

Желательно, чтобы таких ситуаций в ходе игры возникало как можно больше. Необходимо помогать ребенку увидеть ситуацию успеха. Очень важно сохранять при этом нейтральный тон: избегать оценочных суждений (молодец! умница!), не высказывать своего мнения (красиво, хорошо, здорово), а говорить именно о том факте, что ребенок добился того, чего хотел.

Ограничения

Многие родители думают, что если ты всегда с ребенком соглашаешься, то это похоже на ситуацию вседозволенности. Конечно, это не так, потому что ограничения все же существуют. Прежде всего по времени. В зависимости от возраста сеанс игры может длиться от 40 до 60 минут. Ребенка всегда заранее предупреждают о том, что когда время закончится, закончится и игра. Конечно, есть еще очевидные ограничения в том, что нельзя ломать игрушки и причинять боль взрослому.

В каких ситуациях показана игровая терапия

Повышенная конфликтность, агрессивность, упрямство, беспокойство, тревожность, стеснительность, страх неудачи, любые эмоциональные проблемы и расстройства, социальная некомпетентность, эмоциональная неустойчивость — все это показания для использования ИТЦР.

Игровая терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать и исследовать свои чувства и проблемы (напряжение, неуверенность, агрессивность, страх).

В игре ребенок выражает себя предельно искренне и естественно, в присутствии взрослого он учится понимать себя и других и может дать выход своим чувствам и дистанцироваться от них.

https://www.youtube.com/embed/Bqz0a0aTKnM

«Следует помнить о том, что игровой терапией можно заниматься с любым ребенком, даже если у него нет никаких сложностей. Игровые занятия помогают детям становиться гибче, потому что таким образом они учатся искать разные варианты отыгрывания ситуаций, — поясняет Александр Покрышкин. — В результате ребенок ощущает больше уверенности в себе. У него меняется представление о себе и окружающих, оно становится позитивнее. Самое главное в такой игре — концентрированный опыт активного внимания к себе, которого детям часто не достает».

Игра — это форма мышления ребенка, в которой он усваивает свой собственный опыт. И наблюдая за этой игрой, помогая ему, создавая условия, в которых он быстрее раскроется, придавая ему сил доброжелательной атмосферой, мы помогаем ребенку прожить свои чувства.

Родители могут заниматься с ребенком самостоятельно

«Сегодня игровая терапия устроена таким образом, чтобы как можно активнее вовлекать родителей в этот процесс, обучать их, помогать осваивать навыки ИТЦР и применять их дома, — объясняет Александр Покрышкин. — Такое совместное времяпрепровождение — самый естественный способ общения с ребенком. Для этого родителям понадобится всего лишь завести набор игрушек (по категориям) и сообщить ребенку о том, что у него теперь будет особое время для игры».

Освоить принципы ИТЦР родители могут на специальном курсе, причем для этого не нужно иметь психологическое образование. 

Игровая терапия дает родителям дополнительные способы душевной помощи ребенку, позволяет лучше его понять, чаще быть вместе, поддерживает и усиливает чувство привязанности, развивая и укрепляя эмоциональный контакт с ребенком, необходимый для его развития.

    

Книги по теме:

Г.Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений»: пер. с англ., предисл. А.Я. Варга (Международная педагогическая академия, 1994)

А. Крафт, Г.Л. Лэндрет «Родители как психотерапевты» (МПСИ, 2000)

«Новые направления в игровой терапии. Проблемы, процесс и особые популяции»: под ред. Г.Л. Лэндрета (Когито-Центр, 2007)

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях