background picturebackground picture

“Быть шофером хорошо, а летчиком — лучше…”

Раннее детство

Дошкольники

77

О ранней профессиональной ориентации детей

Методические рекомендации о том, как познакомить с миром профессий маленького ребенка, дает доцент кафедры образовательных технологий Института образования и социальных наук ПсковГУ Наталья Шлат.

Расширяем кругозор

В раннем (1–3 года) и дошкольном (3–7 лет) возрасте формируется так называемая ранняя профессиональная ориентация. Говоря о факторах, влияющих на ее результативность, необходимо обозначить три приоритетные линии.

  1. Важно создавать условия для знакомства ребенка с широким спектром профессиональных инструментов (игрушечных и/или реальных), которые ребенок или самостоятельно, или с помощью взрослого вводит в свою детскую игру.
  2. Необходимо доступно рассказывать о различных профессиях, использовать при этом дидактические игры на данную тему.
  3. Начиная с 3 лет, следует учитывать потребности и интересы ребенка при выборе вместе с ним привлекательного для него направления (спорт, музыка, изобразительное искусство, робототехника и др.), посещать соответствующие кружки и секции.

Знакомим через игру

Известно, что ведущим видом деятельности ребенка является игра, поэтому логично знакомить детей с различными профессиями взрослых в игровой форме.

В частности, всегда вызывают интерес пальчиковые игры. Они занимательны тем, что требуют совершения определенных действий как неотъемлемого сопровождения короткого текста. Здесь важно подчеркнуть значимость подобных игр для развития мелкой моторики. А развитая мелкая моторика — это основа правильного письма.

Пальчиковая гимнастика

Много есть профессий знатных (соединять пальцы правой руки с большим),

И полезных, и приятных (соединять пальцы левой руки с большим).

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель (последовательно соединять пальцы обеих рук с большим).

Сразу всех не называю (сжимать и разжимать кулачки),

Вам продолжить предлагаю (вытянуть руки вперед ладонями вверх).

Мир профессий открывается детям и через интеллектуальные игры.

Наглядные игры

Такой формат подачи материала соотносится с потребностями современных детей. Интерактивность усиливает наглядность.

Здесь необходимо определить профессию по атрибутам.

Немного иная версия: по профессии определить, кому какой инструмент соответствует. В целях интеракции можно попросить ребенка картинки перемещать по столу в направлении выбранной профессии.

Надо выбрать лишнее изображение. Это позволяет не только расширить представления ребенка о той или иной профессии, но и развивает его логическое мышление, поскольку в данной ситуации он должен проанализировать то, что увидел, и обобщить материал.

Нужно найти ошибку. Детям очень нравятся такие задания, где «художник что-то перепутал». Безусловно, взрослый вместе с ребенком обсуждает, как должно быть на самом деле.

Загадки

С целью переключения внимания ребенка с иллюстративного материала на восприятие информации на слух, а также для предоставления отдыха глазам можно использовать загадки.

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит…

 

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтер и не водитель

Дом нам выстроит…

 

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь.

Как лечиться, знает…

 

Перетянут он ремнем,

Каска прочная на нем.

Он в горящий входит дом,

Он сражается с огнем.

 

Сначала его в центрифуге крутили,

А после в тяжелый скафандр нарядили.

Он летает средь галактик и планет,

Может, он — пилот? Нет!

 

Можно правильный ответ подкрепить картинкой.

В конце игры желательно показать ребенку картинку с оценкой достижения. Она поможет замотивировать его на дальнейшую деятельность.

Задания и игры с анимационным эффектом

Анимационный эффект создает атмосферу чуда и волшебства, но самое главное — мотивирует ребенка на достаточно продолжительный познавательный процесс.

Кто работает в этом здании? Хирург проводит операции. Офтальмолог проверяет зрение, стоматолог лечит зубы, медсестра делает уколы. В этой игре расширяется словарный запас ребенка. На картинке также есть люди других профессий — кинолог и клоун. Предложите ребенку назвать лишние профессии. Далее по щелчку все работники больницы перемещаются в здание.

Интерактивные игры необходимы для того, чтобы развивать интерес к различным профессиям. Они учат детей отличать профессию по описанию, упражняют их в умении определять название профессии по названиям действий, расширяют представления о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Наблюдаем и оцениваем результат

Мы можем в свободной игре ребенка наблюдать за результативностью ранней профессиональной ориентации. Для этого не нужно специально малыша диагностировать. Помочь родителю выявить склонности сына или дочери помогут действия самого ребенка.

  • Проявление интереса к труду взрослых через вопросы, элементарные самостоятельные пробы (культурные практики).
  • Попытки ребенка отобразить в игре трудовые действия с помощью соответствующего инструментария (какие действия выполняет, которые характеризуют человека той или иной профессии).
  • Демонстрация особенностей трудовых отношений людей тех или иных профессий.

Интересы и склонности ребенка подскажут родителям, каким видам деятельности можно уделять повышенное внимание, в какие кружки и секции отдать малыша. При поддержке взрослого способности ребенка разовьются быстрее и эффективнее.

Поделиться в соцсетях