О ранней профессиональной ориентации детей
Методические рекомендации о том, как познакомить с миром профессий маленького ребенка, дает доцент кафедры образовательных технологий Института образования и социальных наук ПсковГУ Наталья Шлат.
Расширяем кругозор
В раннем (1–3 года) и дошкольном (3–7 лет) возрасте формируется так называемая ранняя профессиональная ориентация. Говоря о факторах, влияющих на ее результативность, необходимо обозначить три приоритетные линии.
- Важно создавать условия для знакомства ребенка с широким спектром профессиональных инструментов (игрушечных и/или реальных), которые ребенок или самостоятельно, или с помощью взрослого вводит в свою детскую игру.
- Необходимо доступно рассказывать о различных профессиях, использовать при этом дидактические игры на данную тему.
- Начиная с 3 лет, следует учитывать потребности и интересы ребенка при выборе вместе с ним привлекательного для него направления (спорт, музыка, изобразительное искусство, робототехника и др.), посещать соответствующие кружки и секции.
Знакомим через игру
Известно, что ведущим видом деятельности ребенка является игра, поэтому логично знакомить детей с различными профессиями взрослых в игровой форме.
В частности, всегда вызывают интерес пальчиковые игры. Они занимательны тем, что требуют совершения определенных действий как неотъемлемого сопровождения короткого текста. Здесь важно подчеркнуть значимость подобных игр для развития мелкой моторики. А развитая мелкая моторика — это основа правильного письма.
Пальчиковая гимнастика
Много есть профессий знатных (соединять пальцы правой руки с большим),
И полезных, и приятных (соединять пальцы левой руки с большим).
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, строитель (последовательно соединять пальцы обеих рук с большим).
Сразу всех не называю (сжимать и разжимать кулачки),
Вам продолжить предлагаю (вытянуть руки вперед ладонями вверх).
Мир профессий открывается детям и через интеллектуальные игры.
Наглядные игры
Такой формат подачи материала соотносится с потребностями современных детей. Интерактивность усиливает наглядность.
Здесь необходимо определить профессию по атрибутам.
Немного иная версия: по профессии определить, кому какой инструмент соответствует. В целях интеракции можно попросить ребенка картинки перемещать по столу в направлении выбранной профессии.
Надо выбрать лишнее изображение. Это позволяет не только расширить представления ребенка о той или иной профессии, но и развивает его логическое мышление, поскольку в данной ситуации он должен проанализировать то, что увидел, и обобщить материал.
Нужно найти ошибку. Детям очень нравятся такие задания, где «художник что-то перепутал». Безусловно, взрослый вместе с ребенком обсуждает, как должно быть на самом деле.
Загадки
С целью переключения внимания ребенка с иллюстративного материала на восприятие информации на слух, а также для предоставления отдыха глазам можно использовать загадки.
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит…
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят.
Не шахтер и не водитель
Дом нам выстроит…
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь.
Как лечиться, знает…
Перетянут он ремнем,
Каска прочная на нем.
Он в горящий входит дом,
Он сражается с огнем.
Сначала его в центрифуге крутили,
А после в тяжелый скафандр нарядили.
Он летает средь галактик и планет,
Может, он — пилот? Нет!
Можно правильный ответ подкрепить картинкой.
В конце игры желательно показать ребенку картинку с оценкой достижения. Она поможет замотивировать его на дальнейшую деятельность.
Задания и игры с анимационным эффектом
Анимационный эффект создает атмосферу чуда и волшебства, но самое главное — мотивирует ребенка на достаточно продолжительный познавательный процесс.
Кто работает в этом здании? Хирург проводит операции. Офтальмолог проверяет зрение, стоматолог лечит зубы, медсестра делает уколы. В этой игре расширяется словарный запас ребенка. На картинке также есть люди других профессий — кинолог и клоун. Предложите ребенку назвать лишние профессии. Далее по щелчку все работники больницы перемещаются в здание.
Интерактивные игры необходимы для того, чтобы развивать интерес к различным профессиям. Они учат детей отличать профессию по описанию, упражняют их в умении определять название профессии по названиям действий, расширяют представления о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Наблюдаем и оцениваем результат
Мы можем в свободной игре ребенка наблюдать за результативностью ранней профессиональной ориентации. Для этого не нужно специально малыша диагностировать. Помочь родителю выявить склонности сына или дочери помогут действия самого ребенка.
- Проявление интереса к труду взрослых через вопросы, элементарные самостоятельные пробы (культурные практики).
- Попытки ребенка отобразить в игре трудовые действия с помощью соответствующего инструментария (какие действия выполняет, которые характеризуют человека той или иной профессии).
- Демонстрация особенностей трудовых отношений людей тех или иных профессий.
Интересы и склонности ребенка подскажут родителям, каким видам деятельности можно уделять повышенное внимание, в какие кружки и секции отдать малыша. При поддержке взрослого способности ребенка разовьются быстрее и эффективнее.