background picturebackground picture

Болезненный ребенок: психосоматика или слабый иммунитет?

Дошкольники

7016

Детский организм и психика связаны между собой сильнее, чем кажется

Частые недомогания у детей могут быть связаны как со слабым иммунитетом, так и с психологическими причинами. Как вообще понять, часто ли болеет ребенок? В каких случаях обращаться к иммунологу, а когда поможет психолог? Объясняют эксперты ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

Есть ли «норма» у детских болезней

Для детей, особенно дошкольников, вполне нормально переносить ОРВИ по 5–6 раз в год, а иногда и до 12 раз. Если ребенок каждый раз выздоравливает и после болезни у него не возникают осложнения, особых причин для беспокойства нет. Особенно часто дети болеют с сентября по апрель, потому что именно в это время они ходят в детский сад или школу и много контактируют со сверстниками. Но чем старше становится ребенок, тем более «натренирован» его иммунитет, а значит, он меньше подвержен инфекциям, а болезни переносит в более легкой форме. Поэтому старшие школьники в среднем болеют гораздо реже дошкольников.

Так что даже если ребенок часто болеет ОРВИ (и при этом каждый раз полностью выздоравливает), это еще не повод говорить о слабом иммунитете. Однако нужно насторожиться, если у него постоянно возникают бактериальные или грибковые инфекции, которые удается контролировать только с помощью антимикробной терапии (антибиотики, антимикотики).

Если ребенок часто болеет и не имеет рецидивирущих гнойных (отиты, синуситы, пневмонии, абсцессы кожи) и грибковых инфекций, задержки роста и развития, необходиости в длительном приминении антибиотиков, аутоиммунных заболеваний, то не нужно бежать к иммунологу в поисках иммунодефицита. Дети в раннем возрасте должны часто болеть ОРВИ, именно так они укрепляют свой иммунитет.

Напомним, антибиотики не «работают» при ОРВИ. Возможно, этот класс препаратов — одни из лучших лекарств, которые придумало человечество, но пользоваться ими нужно очень аккуратно — то есть только в случае бактериальной/грибковой инфекции и только по назначению врача. Иначе когда такие серьезные препараты действительно понадобятся, они, увы, могут не подействовать.

Иногда недомогание может иметь психологическую подоплеку. Причем научно доказано, что в этом случае процессы адаптации к внешнему воздействию на организм затруднены. А значит, длительные перегрузки, эмоциональное напряжение, дискомфорт и стресс могут стать причиной отклонений в работе организма. Это особенно справедливо для детей, ведь у них адаптационные механизмы еще несовершенны в силу своей незрелости. Например, физическое недомогание у ребенка нередко проявляется в виде психологических симптомов: при высокой температуре он становится капризным и раздражительным или, наоборот, вялым и апатичным.

Бывает и обратная ситуация, когда негативные переживания ухудшают состояние ребенка на физиологическом уровне. Допустим, если он волнуется перед посещением мест, где ему некомфортно (детский сад, школа, кабинет зубного врача), то могут появиться спазмы и боль в животе, понос или тошнота. Причем такие симптомы проходят так же внезапно, как и появились, если ситуация изменилась (мама приняла решение остаться дома). В этом случае можно говорить о психосоматической реакции ребенка на внешние факторы.

Иногда даже воспоминание о плохом событии из прошлого может ухудшить не только настроение, но и самочувствие ребенка. Ведь детские эмоции, в отличие от эмоций взрослых, бывают особенно интенсивными, и часто их сила несоизмерима с силой психотравмирующей ситуации.

Например, ребенок старался над творческим заданием, и оно, на его собственный взгляд, получилось особенным. С гордостью и надеждой на похвалу он несет работу в класс или группу, а учитель отреагировал нейтрально: не выделил среди работ других детей, но и критику не выразил. В результате из-за неоправданных ожиданий и переживаний к вечеру у ребенка может разболеться голова, исчезнуть аппетит, ему будет трудно заснуть.

Триггеры для физического недомогания — внезапные и вялотекущие

Причиной для психосоматических проявлений может стать любой стрессогенный фактор. Чаще всего организм остро реагирует на неожиданные психотравмирующие события, например:

  1. внезапное изменение условий жизни ребенка (переезд, смена класса, школы или детского сада);
  1. разлука с родителями или другими значимыми взрослыми (развод, командировка, госпитализация или смерть);
  1. теракт, ДТП, природная катастрофа или другая чрезвычайная ситуация, свидетелем которой стал ребенок;
  1. физическое или психологическое насилие по отношению к нему самому;
  1. ситуация неуспеха в том, что для него важно, особенно на глазах у сверстников.

Например, ребенок проиграл на соревнованиях, его отругал тренер. На следующий день перед тренировкой у ребенка упадок сил, боли в мышцах, и родители вынуждены отменить занятия спортом.

Или другой пример: девочка-подросток занималась фигурным катанием в школе олимпийского резерва, и в какой-то момент набрала вес — это абсолютно нормально в подростковом возрасте. Ее за это ругали тренеры и родители, из-за переживаний у нее поднялась температура. На фоне болезни родители оставляли ее дома, и ей становилось лучше, а затем все повторялось. В этой ситуации ей помогли психологи.

Когда ребенок долго находится под действием отрицательных эмоций, физическое недомогание может возникнуть как реакция на хронический стресс: конфликтные отношения со сверстниками, эмоциональное отвержение в семье, слишком высокая учебная/эмоциональная нагрузка, завышенные требования со стороны педагогов и родителей.

В таких ситуациях психосоматический ответ возникает как будто без повода, однако здесь имеет место эффект накопления негативных эмоций, с которыми ребенок больше не может справляться. Например, малышу изо дня в день некомфортно в детском саду: воспитатель слишком строгий, с другими детьми не получается наладить контакт, родители забирают его самым последним, на занятиях многое не получается. Длительные по времени переживания приводят к ослаблению защитных свойств организма, и ребенок становится чрезмерно подвержен простудным заболеваниям.

Самая распространенная причина психосоматических расстройств у дошкольников и младших школьников — неблагоприятная семейная обстановка и высокая учебная нагрузка. Более остро на внешние факторы реагируют психологически незрелые и чувствительные дети — даже незначительный стресс ухудшает их эмоциональное состояние и самочувствие.

Тревожные дети склонны воспринимать все новое как потенциально опасное, излишне переживать за предстоящие события, а ранимым детям трудно переносить критику в свой адрес, для них это источник стресса. У внушаемых детей чувство недомогания возникает при излишнем внимании к их самочувствию — по принципу самосбывающегося пророчества.

Какие недомогания могут быть вызваны психосоматическими причинами

Со стороны ЖКТ психосоматические проявления могут возникать в виде тошноты, ребенок может жаловаться на боли в животе. Сбои в работе выделительной системы могут проявляться как частые позывы к мочеиспусканию и дефекации. Может возникнуть кожный ответ в виде покраснения щек, красных пятен на шее. Ребенок может жаловаться на головную боль, у него может подниматься температура тела.

Как правило, высокая температура без очага инфекции чаще встречается у подростков. Все анализы при этом находятся в пределах нормы, а обследования не выявляют явных патологий.

Иногда у подростков периодически поднималась высокая температура, причем без явных причин. В таких случаях педиатры направляли их к детскому психологу. Только в результате своевременной оценки клинического и психологического состояния удается привести в норму работу организма и вернуть ребенка к обычной жизни.

Зачастую специалисты называют такое состояние «притворной лихорадкой» — но вовсе не потому, что ребенок симулирует. Просто повышение температуры в таком случае не сопровождается другими симптомами, которые обычно должны ей сопутствовать, — например, не учащается пульс. Жаропонижающие препараты в таком случае тоже не действуют.

Помимо повышенной температуры, есть и другие психосоматические симптомы, например, нарушение походки. Например, сравнительно недавняя ситуация: у мальчика трудности с социальной адаптацией к школе, отсутствует взаимопонимание в классе. Во время пандемии от COVID-19 у него умерли два пожилых родственника. Это стало ухудшения эмоционального состояния ребенка, появления навязчивого сухого кашля, который можно рассматривать как своего рода просьбу о помощи, попытку привлечь внимание родителей к своим переживаниям или способ сокращения контактов со сверстниками и снижения степени эмоционального напряжения. Словом, и триггеры, и реакции могут быть самыми разными.

Если врачи исключили причины недомогания, необходима помощь психолога

В случае недомогания вначале нужно посетить профильных врачей, чтобы разобраться в физиологических причинах. Или, наоборот, исключить их и после этого начать работать с психологом. Он поможет определить и устранить социальные и психологические факторы, ставшие причиной недомогания, разобраться в особенностях психики ребенка, чтобы скорректировать стиль общения и взаимодействия с ним.

Также психолог научит ребенка управлять негативными эмоциями и рационально их выражать, справляться со стрессом, правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Если не обращаться к психологу и пустить ситуацию на самотек, это может привести к психофизическому истощению, частым простудам и снижению устойчивости к другим болезням. Поэтому главное — не пугаться, получив направление к психологу, и не путать этого специалиста с психиатром. Психологическая помощь нужна многим вне зависимости от возраста, и она действительно приносит результаты, которых не всегда удается добиться другим специалистам.

 

Наши консультанты:

Анна Бабаян, врач-педиатр, заведующая отделением неотложной педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

Ольга Егоренкова, психолог ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях