background picturebackground picture

“Битва за ресурсы”

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

181

Как наладить общение между сиблингами

Ревность между братьями и сестрами — обычное и естественное явление. Степень и форма ее выражения могут быть разными, но соперничество за любовь и внимание родителей между детьми в одной семье обязательно существует. О том, что делать в такой ситуации взрослым, рассказывает клинический психолог, ведущий менеджер проекта «Психологический университет для родителей МГППУ» Марианна Прудникова.

Негативные чувства и что с ними делать

Для того чтобы понять, что чувствует ребенок при появлении в семье малыша, представьте, что ваш партнер приводит в дом еще одну жену (мужа) и требует, чтобы вы любили и уважали ее (его), потому что она милая и хорошая. В подобных обстоятельствах возникает не только ревность, но и злость, агрессия, негодование, гнев, обида. На все эти чувства имеет право и ребенок, когда ему сообщают весть о том, что у него появится (или уже появился) брат или сестра. Дети будут конкурировать за родительские внимание и любовь. В этом заключаются их базовые потребности.

Если не заниматься данной проблемой, то добрые отношения между детьми не выстроятся, и это приведет к постоянным конфликтам. Начинать стоит как можно раньше. Что делать? Прежде всего нужно усвоить три основных правила:

  • позволить ребенку выражать свои чувства;
  • не сравнивать детей;
  • в конфликте не вставать ни на чью сторону.

Шаги к успеху

Слушаем и принимаем чувства ребенка

Детям так же важно быть услышанными, как и взрослым. Внимательно относитесь к тому, что делает и говорит ребенок. Не обесценивайте его чувства и эмоции («Не обращай внимания, это мелочи!»), не выдавайте желаемое за действительное («Мы не будем отправлять малышку назад, ведь ты же ее любишь!»).

Фразы-помощники:

  • «Должно быть, тебе тяжело постоянно видеть его (ее) рядом».
  • «Ты всегда можешь рассказать мне о том, что тебя беспокоит».
  • «Я хочу знать о твоих чувствах, потому что они очень важны для меня».
  • «Когда ты будешь так думать, всегда приходи ко мне. Я обязательно найду для тебя время».

Если вы будете слушать ребенка, озвучивать, проговаривать его чувства, относиться внимательно к его переживаниям, он будет чувствовать себя нужным и значимым. Тогда его беспокойство будет постепенно уменьшаться.

Не сравниваем, но и не равняем

Главная мысль, которую необходимо донести до ребенка, заключается в том, что каждый человек уникален. У каждого из детей есть свои достоинства. Одного можно хвалить за то, что он ловкий, другого — за то, что сообразительный, добрый, красивый, хорошо умеет бегать, прыгать, рисовать и т. д.

Дети могут завидовать друг другу, но нужно сообщить им, что они — разные люди, каждый из них особенный. Важно научить ребенка не просто не завидовать, а показать, как можно восхищаться качествами другого человека, чувствуя при этом собственное достоинство.

Учитываем индивидуальные потребности

Сосредоточьтесь на личных нуждах каждого из детей. Не следует покупать одинаковые игрушки, вещи. Поступайте в соответствии с запросами, возрастом, желаниями каждого из детей. Тогда между ними не будет конкуренции.

Не обманываем себя и детей

Нельзя на вопрос «Кого ты больше любишь?» отвечать: «Люблю вас одинаково». Это не правда. Любить одинаково невозможно, потому что все люди разные и отношения не похожи одни на другие.

Лучше отвечать: «Каждый из вас для меня особенный: ты — моя единственная Машенька. В целом мире нет другой такой, как ты. Ни у кого нет таких мыслей, таких чувств, такой улыбки. Я так рада, что ты — моя дочь!» При таких словах у ребенка обязательно появится мысль о том, что его любят, а это самое главное.

Не навязываем детям роли

Если один ребенок — всегда жертва, а другой — всегда агрессор, значит, они играют определенные роли. Задача родителей — эти роли сбить. Не закрепляйте существующее положение фразами «Почему ты всегда задираешь брата?», «Почему ты всегда такой злой?», «Ты снова за свое?» или (обращаясь к жертве) «Бедненький мой, брат так жесток к тебе».

Создавайте правила, программируйте детей, настраивайте их на хорошее: «Дорогой, вспомни, что ты умеешь быть добрым», «Сейчас ты злишься, но я знаю, что ты добрый и хороший человек», «Я запрещаю драки в нашем доме! Ты можешь добиться желаемого словами, и ты умеешь это делать».

Основное правило: Насилие недопустимо! Драки запрещены!

Не встаем ни на чью сторону

Если драка произошла:

  1. Для начала признайте право детей испытывать гнев по отношению друг к другу. Одно это уже может их успокоить.
  2. Уважительно выслушайте каждого из детей.
  3. Покажите, что понимаете сложность проблемы.
  4. Выскажите уверенность в том, что они способны найти взаимно приемлемое решение.
  5. Выйдите из комнаты.

Две команды

Есть еще одно важное правило: родители должны действовать согласованно — если запретила мама, то и папа не разрешит. Если позволил папа, то и мама согласна.

При таком подходе дети будут понимать, что родители вместе, они действуют сообща и никому из детей не удастся перетянуть маму или папу на свою сторону. Поэтому в семье не возникнут «враждующие коалиции», дети поймут, что у родителей — своя команда, а у них — своя. Эта мысль подтолкнет их к тому, что им необходимо сплачиваться, договариваться и дружить.

Вебинар Марианны Прудниковой можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях