Какими качествами должен обладать будущий школьник?
Вопрос подготовки ребенка к школе и его переход из системы дошкольного образования в начальную школу актуален для каждого родителя и часто вызывает волнение и тревогу. Антонина Лукашова, воспитатель МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка» поселка Поныри Курской области, помогает разобраться в этом вопросе подробно и снять переживания и страхи.
Портрет идеального первоклассника
Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимо создание единой развивающей среды, где все участники образовательного процесса должны взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Родители и воспитатели должны стать партнерами по вопросу подготовки детей к школе.
Давайте подумаем, какими качествами должен обладать будущий школьник? Какие качества помогут ему быть успешным в школе?
Вот как видят портрет «идеального первоклассника» педагоги и психологи: физически развит, имеет достаточно широкий кругозор, развитые психические познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), готов к общению со взрослыми и детьми, коммуникативно компетентный, способный к определенной самоорганизации и саморегуляции, стремящийся познавать новое и желающий перейти в школу.
Рассмотрим этот портрет детальнее.
Виды готовности ребенка к школе
Физическая готовность
Начнем рассмотрение с физической готовности, которая очень важна для будущего школьника.
- При выполнении физических упражнений происходит развитие волевых качеств, а следовательно, усидчивости и внимания.
- Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц.
- Пропуски букв, описки, различная высота букв — результат недостаточного развития «ловких мышц».
- Существует и тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.
Интеллектуальная готовность
Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Необходима еще и интеллектуальная готовность. Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.
Коммуникативная компетентность
Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение войти в детский коллектив — это всё черты коммуникативной компетентности. Это один из сложных компонентов готовности, так как во многом будет зависеть от характера и темперамента ребенка. Однако каждого ребенка можно научить компетентно общаться со взрослыми и сверстниками.
Волевая готовность
К 6 годам происходит оформление основных элементов волевого действия. Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также наличие умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Мотивационная готовность
Очень важна и мотивационная готовность. Если ребенок говорит: «У меня будет новый ранец…», «В школе весело…», «В школе на переменах можно играть…», то его скорее привлекают лишь внешние аксессуары обучения. Однако основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформировано, — это желание учиться.
Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности детей к школе.
Как на практике родители могут подготовить ребенка к школе
Учитывая то, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, безусловно, именно игра и есть то средство, которое позволяет ребенку учиться играя, увлекаясь в своей игре другими целями.
Сюжетные игры
Очень важны сюжетные игры. Именно играя в семью и магазин, космические полеты и путешествие на необитаемый остров, поликлинику и службу спасения, ребенок учится всему. Врач в поликлинике должен быть заботливым, а значит, нужно научиться управлять своей резкостью и даже агрессивностью. Постовой должен охранять объект, а значит, нужно проявить выдержку и научиться волевым качествам. Мама заботливая и поддерживает в доме порядок, а значит, нужно стать аккуратным и опрятным.
Кроме того, в игре нужно общаться со сверстниками, договариваться с ними, придумывать интересный сюжет. Сюжетная игра формирует очень важное качество — децентрацию мышления. Это умение смотреть на мир с разных точек зрения: в игре есть капитан и матрос, врач и пациент, папа и малыш… Каждая роль учит ребенка социальному взаимодействию, а в школе поможет понять, что учитель — прежде всего, носитель важной и полезной информации, а не просто «тетя», с которой весело и интересно.
В сюжетной игре развивается внимание, формируется произвольная память, активно развиваются воображение и речь.
Дидактические игры
Другой вид игр — дидактические игры, которые являются одним из наиболее используемых средств подготовки дошкольников к школе. Их еще называют обучающими.
Дидактические игры способствуют развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. Во время игры дети усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
Пример дидактической игры
Представляем одну из дидактических игр, которая позволит решить сразу несколько задач образовательной области. Помимо познавательного развития, она сочетает в себе игру и сказку. В обучении дошкольников сказки занимают особое место. Они являются не только источником радости и удовольствия для детей, но и мощным образовательным инструментом. Эта игра решает задачу формирования знаний о геометрических фигурах и соотнесения их с формой изображаемых предметов.
Итак, сказка.
«В одной сказочной стране Геометрике жили-были не люди, а геометрические фигуры: треугольник, квадрат и прямоугольник. Как-то летом они прогуливались по парку. Светило солнышко, щебетали птички и все бы было хорошо, если бы друзья не начали ссориться.
Треугольник говорил, какой он важный, потому что похож на елку, дорожный знак и пирамиду. Не унимался и квадрат, выкрикивая, что он похож на окно, кубик и часы. В спор вступил прямоугольник, хвастаясь, что самый главный — это он, потому что похож на тетрадь, портфель и флажок.
Так бы и спорили друзья, если бы не появился круг, который попросил друзей не ссориться, потому что каждая фигура важна по-своему. Треугольнику, квадрату и прямоугольнику стало стыдно, и они помирились».
Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями, ребенок упражняется в решении целого ряда сложных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка, в том числе одним из средств подготовки к обучению в школе.
Не забывайте, что детство — это удивительное время в жизни каждого человека — не заканчивается с поступлением в школу. Выделяйте в своем графике достаточно времени для игр с ребенком, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.
Материал подготовлен при содействии ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».