background picturebackground picture

Бить или не бить? Последствия физического наказания ребенка

Дошкольники

1268

Почему мы поднимаем руку на детей и к чему это ведет

Физические наказания по отношению к детям по сей день продолжают применяться примерно в половине российских семей. Но есть ли от них реальная польза? О том, можно ли назвать такой метод воспитания эффективным и почему  лучше от него отказаться, рассуждает психолог, научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики Наталья Живаева.

Градация физических наказаний

По статистике, чаще других наказаниям в физической форме подвергаются дети до четырехлетнего возраста: они еще не могут спрятаться, защититься либо возмутиться вопросом «За что?».

Причем к физическим наказаниям относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка. Кроме ремней, используются полотенца и тапочки, подзатыльники и стояние в углу, одергивание за руки или рукава, насильное кормление либо, наоборот, лишение еды. Чаще всего родители поднимают руку на детей в следующих ситуациях.

  1. Психологическая разрядка. Представляет собой разовый шлепок или подзатыльник. Совершается обычно в моменты раздражения, спешки, усталости. В норме сам родитель считает это своей слабостью, хотя и довольно объяснимой. Никаких особых последствий для ребенка не влечет, если потом родитель его утешит и восстановит контакт.
  1. Стереотипное действие. «Потому что так надо», «Потому что так делали мои родители» и тому подобное. Взрослые часто наказывают своих детей так, как в свое время их самих наказывали родители. В этом случае действует так называемый «негативный семейный сценарий».
  1. Стремление передать свои чувства. Физическое наказание в этом случае — своего рода высказывание, акт коммуникации, последний довод. Сопровождается очень сильными чувствами родителя.
  1. Спонтанная реакция на опасность. Это когда мы ведем себя, по сути, на уровне инстинкта в ситуации непосредственной угрозы жизни ребенка.
  1. Неспособность взрослого переносить фрустрацию. В данном случае фрустрацией становится несоответствие поведения ребенка ожиданиям взрослого.
  1. Месть. Не так часто, но тоже бывает. Последствия такого поведения печальны для ребенка: аутоагрессия и даже суицидальное поведение.
  1. Попытка подчинить и обрести полный контроль. Цель — не наказание, не изменение поведения и даже не всегда получение удовольствия. Цель — именно сломать волю, сделать ребенка полностью управляемым.

Чаще всего родительское насилие происходит по первым трем причинам, остальные встречаются реже.

Последствия физического насилия со стороны родителей

Во-первых, отметим непосредственно физические последствия: ребенок может получить синяки или другие травмы. Даже если физическое воздействие несильное, он постепенно адаптируется к нему, перестает чувствовать. И для сохранения эффекта взрослым приходится увеличивать силу.

Второе — психологические последствия, главное и самое опасное из которых — появление страха перед мамой и/или папой. Этот страх особенный: одно дело — бояться злой собаки или драчунов во дворе. Эти источники страха — посторонние, отношение к ним у малыша может быть только отрицательным. И совсем иное — бояться собственных родителей.

Для маленького человека в возрасте 2–6 лет родители — кумиры, он любит и дорожит ими. В такой ситуации боязнь начинает вступать в конфликт с привязанностью. Ведь бояться принято плохих людей, а тут приходится испытывать такие чувства по отношению к самым близким.

Возникает некое расхождение, диссонанс, разобраться с которым ребенок не может. В результате он замыкается, теряет уверенность в родителях и их любви, в собственных силах, перестает доверять окружающим. Это способствует развитию комплексов, неврозов и даже может перерасти в ненависть к родителям. Последствия этого могут ощущаться спустя годы.

Одно из распространенных заблуждений родителей: если ребенок после пары хороших шлепков стал вести себя так, как надо, значит, он понял, что именно он делал неправильно. Нет, в его голове сложилась совсем иная связь. Он больше не поступит так, просто потому что не хочет, чтобы его ударили снова.

Как воспитывать без рукоприкладства

Иногда родители спрашивают: как объяснить совсем маленькому ребенку, что можно, а чего нельзя делать? Ведь зачастую он пока не способен понять объяснения. С другой стороны, с чего мы взяли, что ребенок может в этом случае правильно понять, что мы хотим сказать ему с помощью наказания?

По логике взрослых, ребенок должен сделать вывод: «Буду поступать плохо — меня ударят». Однако нет оснований полагать, что он подумает именно так. Почему бы ему не прийти к умозаключению вроде: «Мама плохая, она меня не любит и поэтому бьет».

В дошкольном возрасте ребенок — «раб зрительного поля». Вместо наказаний и даже вместо объяснений, которые не всегда эффективны, когда он возбужден, можно просто взять его на руки и унести в другое место, где он сможет переключиться и успокоиться, либо отвлечь другим способом. Например, подойти к окну и, глядя на улицу, сказать: «Какие чудесные облака проплывают над нами, интересно куда? Вот бы на них прокатиться!»

До 3 лет дети наиболее активно изучают окружающий мир, им просто необходимо пространство для его исследования. Своим непослушанием ребенок подает сигналы родителям, что ему неудобно, или хочется познать неизведанное, или он банально привлекает к себе внимание.

Родителям вовсе не обязательно скрывать собственные негативные чувства, неизбежно возникающие вследствие «неправильного» поведения ребенка. Вполне допустимы сожаление, разочарование, досада, возмущение, раздражение — но не обвинение. Нормально и даже желательно их проявление, демонстрация этих чувств себе и ребенку. Такая обратная связь способна показать ему, что он поступает неправильно.

«Не ищите виноватого, ищите решения», — почти 100 лет назад говорил Генри Форд. К примеру, одна мама для своего трехлетнего сына, не желавшего убирать на место свои игрушки, придумала увлекательную игру под названием «Где кто живет?». Теперь проблема с уборкой игрушек для этого ребенка решена.

Вот еще опыт другой мамы: «Если ребенок капризничает, я пытаюсь отвлечь его внимание игрой. Если не получается, и он продолжает визжать, я говорю: если не хочешь нормально гулять, пойдем домой. И он почти сразу успокаивается. А если он капризничает в магазине, обычно это значит, что он хочет или пить, или есть. На такие случаи у нас есть бутылка с водой, и обычно с удовлетворением естественных потребностей он успокаивается. Еще у меня в сумке всегда припасено несколько интересных „отвлекалок“. Это может быть связка старых ненужных ключей, например, или любые другие безделушки».

Общаясь с ребенком, старайтесь чаще вспоминать себя маленького. Представлять, какие чувства испытывали или могли бы испытывать в сходной ситуации, о чем думали, чего хотели.

Существует, например, такой известный психологический прием, помогающий взрослому понять ощущения маленького ребенка: детский психолог просит одного из супругов встать на стул, а другого сесть рядом на корточки и посмотреть снизу на стоящего. Тем самым моделируется соотношение в росте между малышом и взрослым. «А теперь попробуйте замахнуться и грозно прикрикнуть на того, кто внизу», — просит психолог стоящего на стуле и обращается к сидящему: «Ну как, что вы сейчас чувствуете? А теперь представьте, что этот великан вас сейчас еще и ударит».

Полезно также задавать себе вопрос, почему ребенок не делает того, что должен, или делает это плохо. Этому могут быть три группы причин:

  1. он не хочет этого делать;
  1. не умеет делать это хорошо;
  1. не имеет возможности это сделать.

Когда малыш делает что-то не так, обычно он не хочет плохого. Он хочет чего-то вполне понятного: быть хорошим, быть любимым, не иметь неприятностей. Трудное поведение — просто плохой способ достичь этих целей. Кстати, то же самое справедливо по отношению к родителям. Очень редко кто хочет мучить и обижать своего ребенка намеренно.

«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми», — этими словами Оскар Уайльд говорит о том, что самое главное в воспитании детей — это любовь к ним. Дайте ребенку почувствовать, что вы поддерживаете его и уважаете, советуете, а не приказываете. Ведь для того, чтобы вырастить детей счастливыми и достойными людьми, физические наказания не обязательны и даже вредны.

  

Фото: Flickr

Поделиться в соцсетях