background picturebackground picture

Белая трость в помощь незрячему ребенку

Особые дети

304

Учим ориентироваться в пространстве

На первый взгляд, сама мысль о том, что незрячий ребенок может самостоятельно ориентироваться и передвигаться внутри помещения, по дворам и улицам, кажется абсурдной. Однако при специальном обучении это становится вполне реальным. Как помочь ребенку, рассказывает Анна Мещерякова, кандидат филологических наук, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения Института коррекционной педагогики.

В первую очередь необходимо минимизировать риск столкновения слепого ребенка с различными предметами, которые его окружают. Это необходимо для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности и не испытывал страха перед окружающим пространством. Для этого нужен инструмент, при помощи которого незрячий сможет своевременно обнаруживать препятствия и обходить их.

На сегодняшний день лучшим инструментом такого рода является тактильная ориентационная трость, или, как ее традиционно называют, белая трость. Она становится как бы продолжением руки слепого и позволяет обследовать пространство впереди и сбоку от себя на расстоянии 70–80 см.

Существуют и другие инструменты подобного предназначения (ультразвуковые очки и фонарики, лазерные трости, системы оптического распознавания предметов, собаки-проводники и т. п.), однако ни один из них не способен заменить собой трость и может использоваться только в комбинации с ней.

Для того чтобы пользование белой тростью приносило должный эффект, была разработана целая система техник и приемов, которые подбираются в зависимости от конкретной ситуации.

Как научить ребенка пользоваться тростью 

Обучение передвижению с тростью начинается в младшей школе, однако первые упражнения можно применять уже в старшем дошкольном возрасте. В частности, можно обучать ребенка распознавать при помощи трости различные поверхности (грунт, песок, щебень, асфальт, тротуарная плитка, дерево, металл и т. д.), а также находить и определять предметы, которые окружают его на улице (бордюры, изгороди, кусты, деревья, скамейки, столбы, урны, ступени и т. д.). Подобную работу могут проводить с ребенком не только специалисты, но и родители. Непосредственное обучение техникам и приемам передвижения с тростью проводит специально подготовленный учитель или инструктор.

Кроме этого, для успешной ориентировки необходимо научить незрячего тщательно обследовать пространство, не пропуская ни одного участка.

Нормально видящему человеку для получения полной картины окружающего пространства достаточно окинуть его беглым взглядом. Человек, лишенный зрения, обследует пространство по частям, а затем как бы складывает их в единую картину.

Алгоритмы обследования объектов

Для обследования помещения необходимо пройти вдоль его стен по часовой стрелке, а затем пересечь его по диагоналям, двигаясь от двери в задний левый и задний правый углы. Точкой отсчета во всех случаях служит входная дверь. В процессе осмотра нужно находить и запоминать все ориентиры, которые имеются в помещении: окна, двери и предметы мебели. Такие алгоритмы полезно знать родителям для того, чтобы, начиная со старшего дошкольного возраста, приучать ребенка правильно «осматривать» новое пространство.

Важной составляющей успешной ориентировки является пространственное мышление, то есть способность человеческого мозга создавать пространственные образы и оперировать ими. Иными словами, это умение строить мысленную карту пространства и соотносить ее с реальной местностью. Без этого умения все перемещения незрячего человека превратятся в бесцельные, беспорядочные блуждания.

Для того чтобы научиться создавать мысленные карты, необходимо строить макеты и схемы окружающего пространства из игрушечной мебели или тактильного конструктора (приборы «Ориентир», «Графика» и их аналоги).

Для этого взрослый вместе с ребенком обследует пространство и при обнаружении ориентиров отображает их на карте при помощи игрушек, геометрических фигур или каких-либо символов. После этого нужно показать ребенку практическое применение карты, например, поиграть с ним в прятки или устроить небольшой квест. Взрослый обозначает на карте место, где будет спрятан предмет или человек, а ребенок отыскивает его, руководствуясь картой. Подобные упражнения полезно проводить с ребенком в старшем дошкольном — младшем школьном возрасте. В процессе таких упражнений карта постепенно закрепляется в памяти и становится мысленным образом.

Отличие ориентировки зрячего и слепого человека

Предположим, что перед каждым из них стоит задача пройти с площади на одну из прилегающих улиц и найти дом с определенным адресом. Зрячий человек при ее выполнении будет опираться преимущественно на чувственный опыт, то есть на ту информацию, которую он получает от органов зрения. Вероятнее всего, он осмотрит площадь и выходы к примыкающим к ней улицам, обнаружит табличку с названием улицы и будет двигаться по ней, обращая внимание на таблички с номерами домов.

Слепой человек применит совершенно иную стратегию. В первую очередь он заранее осведомится о том, какую форму имеет площадь, какие важнейшие ориентиры расположены в ее пределах и в каком направлении проходят прилегающие к ней улицы. Такую информацию можно получить из рельефных карт или при помощи зрячего ассистента, который способен подробно объяснить или смоделировать карту. Придя на площадь, незрячий пешеход постарается найти один из ориентиров и по нему определит свое местоположение.

Затем ему необходимо будет, опираясь на мысленную карту, установить, в каком направлении относительно него проходит требуемая улица. Далее он будет двигаться в этом направлении и одновременно обследовать пространство в поисках выхода к данной улице. Ориентирами в этом случае могут послужить бордюры, ограждения, зеленые насаждения, шум машин и звуки шагов прохожих. Найдя выход к соответствующей улице, незрячий пешеход столкнется с необходимостью решения еще одной задачи: определить, с какой стороны улицы находится нужный ему дом.

Если заранее было известно, что улица начинается от площади, то нечетные дома окажутся слева, а четные справа от пешехода. Если же улица оканчивается площадью, то расположение четных и нечетных номеров будет прямо противоположным. Выбрав нужную сторону улицы, незрячий пешеход будет двигаться по ней, пересчитывая дома в прямом или обратном порядке. Это можно сделать, опираясь на тактильные ориентиры, например, расположение междворовых проездов и пешеходных дорожек, которые, как правило, отделяют дома друг от друга.

Как видно из приведенного примера, процесс ориентировки слепых людей строится на способности создавать мысленную карту пространства и соотносить ее с реальной местностью, умении правильно обследовать тот или иной участок, а также владении белой тростью, которая, с одной стороны, является инструментом для обнаружения различных предметов, а с другой, предохраняет незрячего от столкновения с ними.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях